ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Доклад Е.В. Макаровой

Законодательное регулирование психотерапии
Опыт Европы и перспективы Российской Федерации

Макарова Е.В. — психоаналитик, председатель молодежной секции Всемирного Совета по психотерапии, MSс, национальный представитель Российской Федерации в Европейской Ассоциации Психотерапии. (Москва, Россия — Вена, Австрия).

К сожалению, на сегодняшний день не существует обзорных трудов, посвященных законодательному регулированию психотерапии во всех странах Европы. Большинство законодательных текстов представлено только на официальном языке страны и труднодоступно для подробного изучения. В рамках моего доклада я коротко обозначу общую ситуацию в Европе и, на примере Германии и Австрии, подробно разберу две существующие модели государственной регуляции психотерапии.

Регуляция психотерапии в странах Евросоюза

В Европейском союзе на данный момент нет общего закона о регуляции психотерапевтической профессии. В каждой стране политическая ситуация по отношению к профессиональной психотерапии уникальна. Так же уникальны и мнения представителей профессионального сообщества по поводу самой профессии, как на уровне государств, так и внутри каждой отдельно взятой страны.

Каждая страна обладает своим законом о психотерапии. Более того, в некоторых странах регуляция профессии осуществляется на региональном уровне. В законодательстве некоторых стран вообще нет никаких упоминаний о существовании профессии.

В 13 странах Европейского Союза занятие психотерапией регулируется на государственном уровне, это означает, что в этих странах описаны права и границы профессии, а так же объем и содержательный аспект профильного образования. Чаще всего вопросами регуляции профессиональной психотерапии занимаются министерства здравоохранения, а общественные организации выполняют консультативную роль.

К этим странам относятся: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Мальта, Нидерланды, Румыния, Финляндия, Франция, Швеция. К этому перечню стран на территории всей Европы мы можем отнести Россию и Украину.

В 10 странах регуляция осуществляется профессиональными общественными организациями, то есть не регулируется на законодательном уровне. Представители профессии рассматриваются, как частные предприниматели или же используют психотерапию в рамках других профессий.

К этим странам относятся: Бельгия, Греция, Ирландия, Норвегия, Испания, Польша, Чехия, Словакия, Словения и Болгария.

В 5 странах не ясна необходимость принятия закона, а так же нет предвестников ближайшего принятия решения по этому поводу. Это касается следующих стран: Дании, Исландии, Люксембурга, Португалии, Кипра.

В 13 странах, в которых есть закон или регуляция о психотерапии, доступ к психотерапевтическому образованию обусловлен, в одних странах, наличием медицинского образования, в других — наличием психологического или любого другого высшего гуманитарного образования.

В 9 странах психотерапия считается отдельной профессией, то есть числится в реестре профессий, как отдельная профессия в определенной области. Такова ситуация в Германии, Франции, Австрии, Швеции, Нидерландах, Лихтенштейне, Румынии, Финляндии и на Мальте.

3 страны, а именно: Австрия, Финляндия и Румыния, — признают психотерапию самостоятельной и независимой профессией, то есть психотерапия не относится ни к медицинским, ни к психологическим профессиям.

В 4 странах психотерапия понимается исключительно в контексте медицины или психологии. В этих странах доступ к психотерапевтическому образованию закрыт для специалистов других областей. К этим странам относятся: Италия, Латвия, Литва и Венгрия. Дополнить этот список мы можем Россией и Украиной, где “психотерапевт” — специализация врача-психиатра.

Академический уровень, позволяющий начать психотерапевтическое образование, также разнообразен и колеблется от законченного высшего образования — магистратуры — до бакалавриата и просто среднего специального образования. В странах, в которых психотерапия признана отдельной профессией, психотерапевтическое образование не является последипломным, от кандидата на образование требуется только аттестат зрелости.

В большинстве стран Европы, в которых занятие психотерапией регулируется на государственном уровне, список методов психотерапии, признанных в соответствующей стране, также ведется государственными структурами.

Условия признания психотерапевтического метода соответственно также различны.

Немецкий закон о психотерапии

Так, например, в Германии, признанием методов занимается научный Совет по психотерапии, организованный палатой врачей и палатой психотерапевтов Германии. Основными условиями признания метода психотерапии является понятность и возможность контроля научного подхода, доказанная надежность метода лечения.

Надежность метода лечения определяется научно доказанной эффективностью метода по отношению к лечению расстройств различной степени. Рассматриваемый метод должен обладать последовательным и обозримым планом лечения различных психических и поведенческих расстройств.

Научность метода считается доказанной, после предоставления результатов последовательного исследования эффективности метода, проверенного экспертами научного Совета по психотерапии. Сам Совет не занимается исследовательской деятельностью, а только — ее оценкой. С исследователями работают независимые отечественные и международные исследовательские институты.

Для принятия метода показатели терапевтического эффекта лечения или смягчения расстройства должны быть интерсубъективно идентифицированными и воспроизводимыми. Терапевтический эффект должен быть с большой вероятностью доказанным следствием терапевтической интервенции в рамках рассматриваемого метода. Также исследуемая интервенция должна быть легко осуществима в рамках медицинского обеспечения.

В процессе рассмотрения принятия метода психотерапии должна быть представлена полная методология метода, включая теорию личности, теорию о возникновении и лечении расстройств, а кроме этого, традиции и описание четких отличий данного метода от уже признанных Советом методов психотерапии.

Здесь важно отметить, что немецкий закон о психотерапии предполагает следующее описание психотерапии:

Психотерапия — это лечение индивидуума, на основании оказания на него воздействия, преимущественно, с помощью психологических ресурсов. Определение научной психотерапии требует выполнения ряда условий. Это, во-первых, стремление к положительному влиянию на состояния расстройства психики, во-вторых, облегчение страданий индивидуума на пути к продвижению к совместно поставленной цели (такой как, например, сведение к минимуму болезненной симптоматики или реструктуризация личности), в-третьих, контролируемый и планомерный процесс лечения, который может быть описан доступными техниками и основан на теориях патологического и здорового поведения.

Научная психотерапия, как метод лечения, существует в рамках системы здравоохранения.

Правом заниматься психотерапией в Германии обладают врачи, прошедшие соответствующую психотерапевтическую специализацию, психологи-психотерапевты, детские и юношеские психотерапевты, а так же целители.

В соответствии с немецким законом «О психотерапевтах», психотерапией является исключительно «установление, лечение и облегчение клинических расстройств, на которые распространяется действие психотерапии» (§ 1 предложение 3). В связи с такой формулировкой, для обращения за психотерапевтической помощью, пациент должен обладать психическим расстройством, которое может быть идентифицировано с помощью международной классификации болезней МКБ-10. «Проработка социальных конфликтов или другие цели, находящиеся за пределами лечения» не подлежат психотерапевтическому лечению в рамках контекста закона «О психотерапевтах».

Психотерапевтическое лечение должно проводиться в контексте научно признанных психотерапевтических методов. На данный момент в Германии признанными методами считаются только методы аналитического направления (психоанализ и основанная на глубинной психологии психотерапия) и поведенческая психотерапия, с 2002 года — клиент-центрированная психотерапия, с 2008 года — системная терапия. При этом страховые компании оплачивают только психотерапевтическое лечение с использованием методов аналитического направления и поведенческой психотерапии.

Кроме врачей, на которых распространяется медицинское профессиональное регулирование, заниматься психотерапией, в соответствии с законом «О психотерапевтах», имеют право только психологи (детской и юношеской психотерапией так же имеют право заниматься дипломированные педагоги и социальные педагоги), успешно прошедшие, признанное на государственном уровне, психотерапевтическое образование, отвечающие всем требованиям и получившие официальное государственное разрешение заниматься психотерапевтической профессией.

Психотерапевтическое образование для психологов проходит со специализацией или в основанной на глубинной психологии психотерапии, или в поведенческой психотерапии, и состоит из 600 часов теории; 1800 часов практики на протяжении полутора лет, из которых один год практики должен пройти в рамках психиатрической клиники и полгода — в рамках психосоматической клиники, психиатрии или в психотерапевтическом кабинете; 120 часов самопознания; 600 часов самостоятельной работы с пациентами в статусе «психотерапевта в образовании под супервизией» в рамках учебной амбулатории или ординатуры при институте; 150 часов супервизии.

Психотерапевтическое образование длится в очной форме 3 года, в заочной — 5 лет, и должно обладать минимальным объемом в 4200 часов.

Аналитическое образование — более трудоемкое. Кандидатам на аналитическое образование необходимо пройти тренинговый анализ, объемом не менее 300 часов, и до получения статуса набрать, как минимум, 1000 часов самостоятельной клинической работы под супервизией, из которых 250 часов составляет контрольный анализ пациента. В области психоаналитического образования многие образовательные институты требуют от кандидатов большее количество часов, чем прописано в законе.

Психотерапевтическая специализация для врачей состоит всего из 300 часов обучения, где 100 часов отведено теории.

Наряду с законом «О психотерапевтах» в Германии существует закон «О целительстве». Званием «целителя» в Германии, согласно с этим законом 1939 года, имеет право обладать индивид, достигший 25-летнего возраста и обладающий письменным государственным разрешением заниматься целительской деятельностью без медицинского образования. Целительская деятельность относится к свободным профессиям, ведется под личной ответственностью целителя и подлежит государственному налогообложению в соответствии с законом о подоходном налоге.

В рамках этого закона целители имеют право заниматься психотерапией после сдачи определенного экзамена. Стандарты образования в этом случае не описаны в законе, вид и объем экзамена устанавливается на уровне правления административных земель. Психологам, получившим образование в непризнанных законом «О психотерапевтах» модальностях, для получения лицензии достаточно подать прошение о присуждении лицензии «целителя (психотерапия)», «психотерапевтического целителя» или «целителя с узкой специализацией в психотерапии». Официальное название зависит от законодательства на земельном уровне.

На данный момент в списке целительских профессий Германии числятся следующие практики: фитотерапия, гомеопатия, ароматерапия, мануальная терапия и остеопатия, физиотерапия, традиционная китайская медицина, иглоукалывание, кинезиология, биоэнергетика, дыхательная терапия, детоксикация, биорезонансная терапия, системная терапия, нейролингвистическая психотерапия, аутогенная тренировка, гипноз.

На сегодняшний день Германия является самым обширным рынком психотерапевтических услуг в Европе и самым популярным местом миграции психотерапевтов из других стран.

Австрийский закон о психотерапии

В Австрии, где психотерапия является независимой профессией, условия признания метода психотерапии отличаются от немецких. Эти условия были разработаны Советом по психотерапии и приняты Министерством здравоохранения Австрии. Главными критериями признания метода психотерапии являются стандарты образования в рамках данного метода.

Основные требования для принятия метода психотерапии можно сформулировать следующим образом:

В Австрии официально признаны 22 психотерапевтические модальности. Это психоаналитические методы: аналитическая психология, групповой психоанализ, индивидуальная психология (у нас известна, как психоанализ по Адлеру), психоанализ. Методы на основе глубинной психологии: аутогенная психотерапия, экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсвангера, динамическая групповая психотерапия, гипнотерапия, катативно-имаготивная психотерапия, концентративная психотерапия движения, транзактноаналитическая психотерапия. Гуманитарно-экзистенциальные психотерапевтические методы: экзистенциальный анализ, экзистенциальный анализ и логотерапия, психотерапия, основанная на теории гештальта, интегративная гештальт терапия, интегративная терапия, клиент-центрированная психотерапия, личностно-центрированная психотерапия, психодрама. Методы системного направления: нейролингвистическая психотерапия, системная семейная психотерапия. Метод психотерапии поведенческого направления: поведенческая психотерапия.

Австрийский федеральный закон от 7 июня 1990 года «Об осуществлении деятельности по психотерапии» является информативно самым полным и соответствует пониманию психотерапии как отдельной, самостоятельной профессии. В этом законе профессия “психотерапевт” описывается следующим образом:

«Занятием психотерапией является общее, сознательное и плановое лечение болезненных состояний и нарушений в поведении, вызванных психосоциальными и психосоматическими причинами, которое осуществляется психотерапевтическими методами на научной основе, после получения общего и специального образования, и происходит в совместном действии между получающим помощь (или получающими помощь) и психотерапевтом (или несколькими психотерапевтами), с целью смягчить или устранить существующие симптомы, изменить нарушения в поведении или взглядах, содействовать зрелости, развитию и здоровью индивидуума.

Самостоятельное занятие психотерапией состоит в ответственном выполнении деятельности, описанной в абз. 1, независимо от того, занимаются ли этой деятельностью как свободной профессией или же в рамках трудового соглашения».

Такое описание профессии подразумевает лечение болезненных состояний и нарушений в поведении, с целью смягчения или устранения существующих симптомов, изменения нарушений в поведении или взглядах, а так же для способствования развитию, достижению зрелости и здоровья получающего психотерапевтическую помощь. То есть психотерапия занимается как лечением больных, так и работой со здоровыми, направленной на развитие личности и самопознание.

Самостоятельное занятие психотерапией предполагает получение общего и специального образования. Как общая часть (психотерапевтическая пропедевтика), так и специальная часть (психотерапевтическая специализация) преподаются в виде теоретических и практических курсов.

Общий объем психотерапевтической пропедевтики включает в себя не менее 765 часов теории и не менее 550 часов практики. Минимальная продолжительность общего образования составляет два года.

Обязательные теоретические составляющие пропедевтики подробно прописаны в законе:

а) основы и смежные области психотерапии, а именно: введение в историю проблемы и развитие психотерапевтических школ; введение в концепции глубинной психологии, системности, теории обучения и теории коммуникации, не менее 120 часов; введение в теорию личности, не менее 30 часов; введение в общую психологию и психологию развития, не менее 60 часов; введение в специальную и лечебную педагогику и реабилитацию, не менее 30 часов; введение в психологическую диагностику и экспертизу, не менее 60 часов; введение в формы вмешательства, продолжительностью не менее 60 часов;

б) основы соматологии и медицины, а именно: введение в медицинскую терминологию, продолжительностью не менее 30 часов; введение в клинические специальные медицинские предметы, обращая особое внимание на психиатрию, психопатологию и психосоматику всех возрастов, особенно психотерапию детей и молодежи и геронтопсихологию, продолжительностью не менее 120 часов; введение в фармакологию, с обращением особого внимания на психофармакологию и психотропное действие лекарств, не менее 45 часов; введение в оказание первой помощи, не менее 15 часов;

в) основы методики научно-исследовательской работы, продолжительностью не менее 75 часов;

г) вопросы этики в объеме, не менее 30 часов;

д) общие типовые условия работы в области психотерапии, а именно: введение в общие типовые условия для учреждений, психосоциальные условия и типовые положения, касающиеся законов здравоохранения, в объеме не менее 90 часов.

Практическая часть общего психотерапевтического образования непременно должна содержать следующие предметы:

а) самопознание личности и групповое самопознание, в количестве не менее 50 часов;

б) практические занятия по работе с пациентами, имеющими нарушения в поведении или испытывающих болезненные состояния, в учреждениях здравоохранения или социального обеспечения, которые имеют психосоциальное направление, под руководством и наблюдением руководителя или его заместителя, продолжительностью в сумме не менее 480 часов;

в) участие в супервизорстве в качестве наблюдателя во время практики, продолжительностью не менее 20 часов.

Общий объем курса психотерапевтической специализации включает в себя не менее 1900 часов теории и практики, обучение продолжается не менее 3 лет.

1. Теоретическая часть образования, общей продолжительностью не менее 300 часов, должна обязательно включать следующие дисциплины:

а) теория развития здоровой и психопатической личности, продолжительностью не менее 60 часов;

б) методика и техника — не менее 100 часов:

в) теория личности и теория интеракции — не менее 50 часов;

г) литература по психологии — не менее 40 часов.

2. Практическая часть, объемом не менее 1600 часов, должна включать следующие предметы:

а) учебная терапия, учебный анализ, осознание себя как личности и как члена группы, продолжительностью не менее 200 часов;

б) приобретение психотерапевтических умений и опыта общения с лицами, имеющими нарушения поведения и испытывающими болезненные состояния, в учрежде­ниях здравоохранения или социального обеспечения под руководством психотерапевта, имеющего право самостоятельно заниматься психотерапией, объемом не менее 550 часов, из них — не менее 150 — в течение одного года в соответствующем учреждении вместе с:

в) участием в супервизии в качестве практиканта-наблюдателя, продолжительностью не менее 30 часов;

г) психотерапия пациентов, имеющих нарушения в поведении или испытывающих болезненные состояния, объемом не менее 600 часов; психотерапия должна проходить под супервизией.

Практическая часть специального психотерапевтического образования должна включать следующие предметы:

а) учебная терапия, учебный анализ, осознание себя как личности и как члена группы, продолжительностью не менее 200 часов;

б) приобретение психотерапевтических умений и опыта общения с лицами, имеющими нарушения поведения и испытывающими болезненные состояния, в учрежде­ниях здравоохранения или социального обеспечения под руководством психотерапевта, имеющего право самостоятельно заниматься психотерапией, объемом не менее 550 часов, из них — не менее 150 — в течение одного года в соответствующем учреждении вместе с:

в) участием супервизора в качестве практиканта-наблюдателя, продолжительностью не менее 30 часов;

г) психотерапия пациентов, имеющих нарушения в поведении или испытывающих болезненные состояния, объемом не менее 600 часов; психотерапия должна проходить под супервизией.

Специальное психотерапевтическое образование проходит в рамках одной психотерапевтической школы или модальности. Во время прохождения специализации кандидат на образование, достигший определенного уровня, получает статус «психотерапевта в образовании под супервизией» и может начинать свою профессиональную практику. Этот статус дается на срок не более трех лет. За это время кандидат на получение психотерапевтической профессии должен провести лечение пациентов, общим объемом не менее 600 часов. Объем и качество работы оценивается опытным психотерапевтом, обладающий статусом супервизора, присвоенным ему Министерством здравоохранения Австрии. По истечению трехгодичного срока кандидат на образование подает прошение на признание статуса психотерапевта и, в случае позитивного решения, получает официальный статус психотерапевта и заносится в профессиональный реестр.

Австрийский закон о психотерапии так же является единственным законом, который вводит возрастные ограничения на начало психотерапевтического образования. Специфическое образование разрешено начинать по достижению 24 — летнего возраста, а получать полный статус психотерапевта кандидат на образование может по достижению 28 — летнего возраста.

Список аккредитованных психотерапевтов ведет Совет по психотерапии Министерства здравоохранения республики Австрии. Он же отвечает и за допуск студентов к специфическому образованию.

К психотерапевтическому образованию в Австрии допускаются все, кто обладает аттестатом зрелости, и кто сумел доказать Совету по психотерапии в письменной форме свою особую-особенную пригодность к психотерапевтической профессии.

На примере Австрии и Германии мы видим, что, несмотря на подробное описание профессии, стандартов образования и границ деятельности, развитием профеcсии занимаются общественные организации. Именно они продвигают методы психотерапии для признания на государственном уровне, а значит, занимаются исследованиями, описывают теоретические и практические постулаты методов, непрерывно повышая эффективность психотерапевтической работы.

Наряду с методами, признанными на государственном уровне, существует список методов психотерапии, признанных только профессиональными сообществами. Такими модальностями являются методы, которые сумели доказать свою научную и клиническую обоснованность в рамках профессиональных организаций, но по каким-то причинам не оплачиваются страховыми сообществами. В большинстве случаев, это происходит ни в силу недостаточно активной политики представителей данной модальности или отсутствия желания страховых компаний покрывать расходы, связанные с продолжительной терапией.

Как же мы можем использовать опыт Европы в России?

По моему мнению, для начала стоит определиться, в каком пространстве должна существовать психотерапия в России. Должна ли она оставаться в пространстве клиническом и заниматься преимущественно немедикоментозным лечением психических и поведенческих расстройств или же, приняв на себя ответственность за развитие современного общества, отвечать на запросы так же здоровых индивидов, занимаясь повышением уровня жизни и способствуя личностному росту граждан.

В тех странах, в которых государство и религия не в состоянии дать человеку ответы на экзистенциальные вопросы, психотерапия приобретает миссионерский, просветительный характер. В обществе, в котором присутствует много тайн, а отношение к собственной истории искажено и неоднозначно, возникают «школы», которые пытаются дать ответы на вопросы, касающиеся прошлого. Здесь можно привести пример развития нового метода «расстановок по Берту Хеллингеру», получившего сильное развитие в странах — участниках второй мировой войны, особенно, в Германии и России.

Опыт Европы показывает, что принятие точных стандартов регулирования психотерапевтической деятельности необходимо только в том случае, если система социального обеспечения данной страны в состоянии оплачивать психотерапевтическое лечение для всех граждан своей страны. А значит, способствовать образованию специалистов и предоставлять рабочие места в том объеме, который необходим для обеспечения адекватной психотерапевтической помощи всем нуждающимся.

В Европе на протяжении последних 10 лет активно развивается так называемая научная психотерапия. Причиной необходимости исследований психотерапии (в особенности, ее эффективности) стала необходимость классификации психотерапии для включения ее в список услуг, оплачиваемых медицинским и другими видами страхования. Конечно, страховые компании заинтересованы в минимальных расходах, поэтому массовая, доступная психотерапия в Европе приобретает стандартный, рассчитанный на кратковременный эффект, характер и предпочтение в лечении легких симптомов отдается психофармакологии.

Другим критерием для принятия закона о психотерапии, подробно описывающего стандарты образования и рамки профессии, является необходимость регуляции рынка услуг, а так же предотвращение деятельности, являющейся опасной или же приносящей вред гражданам. В такой ситуации государству необходимо внедрить стандарты аккредитации профессионалов и информировать граждан о риске обращения к неквалифицированным профессионалам. В этом случае, неквалифицированными профессионалами становятся все представители не психотерапии в рамках законодательного описания профессии.

Во многих странах Европы психотерапевтическое образование является не достаточным для лечения психических расстройств. Целью психотерапии является повышение уровня качества жизни. Методы и школы психотерапии, направленные на работу с психически здоровыми людьми сегодня развиваются активнее, нежели клинические методы психотерапии, обремененные административными и социально-политическими рамками.

Опыт стран, которые открыли границы профессии психотерапевта для представителей не медицинских профессий, может быть рассмотрен, как позитивный, по ряду причин. Так, важнейшим фактором при принятии данного пункта является точное описание психотерапевтического образования. Психотерапевтическое образование для представителей всех профессий должно включать в себя адекватное количество часов личностной терапии, клинической и гуманитарной теории, обучения практическим навыкам и ведения психотерапевтической деятельности, этики, а так же работы под супервизией. Стандарты психотерапевтического образования должны служить пониманию психотерапевтической профессии и дать психотерапевту все необходимые навыки и знания для понимания границ своей деятельности. Другими словами, не медицинский психотерапевт должен быть в состоянии оценить психическое состояние клиента и, в случае необходимости, направить клиента на лечение.

При принятии такого вида регулирования, министерство здравоохранения, как регулирующая организация, опирающаяся в своих решениях на работу Совета по психотерапии, состоящего из представителей общественных организаций, является достаточно приемлемым органом для законодательного регулирования профессиональной психотерапии.

В чем же заключаются основные отличия между психотерапиями Европы и России?

В Европе психотерапия изначально развивалась в рамках определенных модальностей или школ. Стремление принадлежать к определенному братству, окруженному крепостью и враждебно относящемуся к соседям, всегда было присуще народам Старого Света. Так и сегодня приверженцы различных психотерапевтических школ фанатично охраняют рамки своих модальностей, развивая запутанную терминологию и настраивая своих учеников враждебно по отношению к ортодоксальным течениям или другим школам. В законодательных текстах Европейских стран также прописано, какие именно методы психотерапии считаются признанными, а какие нет. Ведутся политические игры между профессиональными сообществами.

В России психотерапия изначально воспринимается, как единое профессиональное пространство.

При подготовке проектов по определению места и роли психотерапии в жизни общества, необходимо учитывать традиции и современную реальность развития профессии в России. В случае утверждения изменения в законе, необходимо принять решение о переходном периоде, позволяющем профессионалам переквалифицироваться. Необходимо учитывать соотношение психотерапевтов, в широком смысле этого слова, работающих в медицинских учреждениях и профессионалов, занимающихся психотерапией в частной практике. Частная практика психотерапии не исчезнет в случае принятия закона, неблагоприятного для ее представителей. Частнопрактикующие же специалисты просто найдут себе другое название и продолжат свою деятельность еще более бесконтрольно.

В завершении мне бы хотелось отметить, что самые удачные законы о психотерапии были разработаны при тесном сотрудничестве общественных организаций — представителей профессиональных союзов психотерапевтов и юристов. Такая совместная работа позволяет заранее оценить все последствия изменений в механизмах регулирования профессии и принять наиболее правильные решения.

Список литературы:

  1. Barwinski R., Itten T. /Vorsitz/ Schmidt V., Schulthess P., Stutz E., Weibel U., Van Gisteren L. Psychotherapie-Wissenschaft (PTW)/Bericht über die Entwicklungsmöglichkeiten eines eigenstandigen PTW-Studiums und eines integralen Konzeptes fur die wissenschaftliche Berufsausbildung// Schweizer PsychotherapeutenInnen und Psychotherapeuten Verband/ 2010.
  2. Bundesministerium der Justiz. Ausbildungs — und Prüfungsverordnung für Psychologische Psychotherapeuten. www.gesetze-im-internet.de.
  3. Bundesministerium der Justiz. Psychotherapie-Richtlinie des G-BA. www.gesetze-im-internet.de.
  4. Bundesministerium der Justiz. Gesetz über die Berufe des Psychologischen Psychotherapeuten und des Kinder — und Jugendlichenpsychotherapeuten. www.gesetze-im-internet.de/psychthg.
  5. Bundesministerium für Gesundheit. Anerkennungsrichtlinie. Kri­terien für die Anerkennung als psychotherapeutische Ausbildungseinrichtung gemäß § 7 Psychotherapiegesetz, BGBl. Nr. 361/1990; Richtlinie des Bundesministeriums für Gesundheit auf Grundlage eines Gutachtens des Psychotherapiebeirates, veröffentlicht im Psychotherapie Forum, Nr. 1/1992, S. 35 ff. Unter: http://bmg.gv.at/cms/home/ attachments/6/8/3/CH1002/CMS1144348952885/anerkennungsrichtlinie_formatiert_fuer_homepage.pdf, 1992
  6. Bundes Psychotherapeuten Kammer (BPtK). Psychotherapy in Europe — Disease Management Strategies for Depression/ National Concepts of Psychotherapeutic Care//23 february 2011. www.bptk.de.
  7. Ginger S. A short letter about the new psychotherapy law in France/EAP Newsletter/2010.
  8. Европейский парламент и Совет Евросоюза. директива №2005/36/ЕС от 7 сентября 2005 года «о признании профессиональных квалификаций».
  9. European Association for Psychotherapy. Official website. www.europsyche.org.
  10. Kierein M, Pritz A, Sonneck G. Psychologengesetz, Psychotherapiegesetz/Kurzkommentar// Wien 1991, S. 109-112.
  11. KöhldorferS, . MakarovaE. Таблица регуляции психотерапии в Европе.
  12. Nardi B., Arimatea E., /Psychiatric Unit, Neuroscience Department, Polytechnic University of Marche, Ancona, Italy// Psychotherapy training in Italy/// European Psychotherapy/Vol. 10 No. 1. 2011.
  13. Макарова Е. Пояснения к таблице регуляций психотерапии в Европе. Отчет национального представителя РФ в Европейской Ассоциации Психотерапии, сентябрь 2012.
  14. Макарова E.В. Дипломная работа «ометодологииполимодальнойпсихотерапии»/ Sigmund Freud PrivatUniversität Wien. 2014
  15. Макарова Е.В. Регуляция психотерапии в странах Европы. /Психотерапия/Ежемесячный научно-практический журнал Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги// №3 (123), 2013///стр.26
  16. Макарова Е.В. О новых реальностях развития психотерапии в России и Европе. /Психотерапия/Ежемесячный научно-практический журнал Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги// №2 (122), 2013///стр.60
  17. Psychotherapiegesetz BGBl.Nr. 361/1990 ST0151//Bundesgesetz vom 7. Juni 1990 über die Ausübung der Psychotherapie.
  18. Schnitzler J. Das Recht der Heilberufe./ Übersicht, Begriff, Verfassungsfragen. //Nomos Verlagsgesellschaft, Baden-Baden, 2004.
  19. Schweizerische Eidgenossenschaft. Bundesamt für Gesundheit (BAG)/ Psychologieberufegesetz.// Bericht von 18.06.2012.
  20. Swedish National Agency for Higher Education. Report 2010: 9 R/Improving the quality of psychotherapy programmes//www.hsv.se.
  21. Warnecke T., Working as a psychotherapist in Europe/The Psychotherapist//www.ukcp.org.uk, S.39-40.