ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

НА ЗЛОБУ ДНЯ. Сугубо лично о происходящем на Украине и вокруг.

ЯК ТЕБЕ НЕ ЛЮБИТИ...

СУГУБО ЛИЧНО О ПРОИСХОДЯЩЕМ НА УКРАИНЕ И ВОКРУГ

Чеглова Ирина Алексеевна, к.м.н., доцент, вице-президент ОППЛ.

В эти дни я много думаю об Украине. Я часто там бывала. С детства. Там, в Киеве, Одессе, Харькове, Мариуполе есть места, куда тянется душа моя. Самое первое школьное сочинение в третьем классе «Любимый город» — о Киеве и писала… На Украине живут родственники и друзья нашей семьи, приятели и единомышленники. Там с теплой душевной открытостью, профессиональной заинтересованностью и готовностью к новым знаниям и опыту приняли коллеги мою методику «театр архетипов». Там на Международном конгрессе в Киеве в 2012 г. состоялась премьера секции по этой методике…

Когда я читаю в интернете репортажи и мнения о том, что там сейчас происходит — пытаюсь заглянуть вглубь, в пространство, которое лежит за мнениями и цитатами, за фото и фактами. Ведь представления человека о мире и своем месте в нем похожи на матрешку, где каждая большая оболочка составлена из совсем других смыслов и управляется совсем другими законами. И все они — части единого целого, очень плотно связанные между собой. Когда люди думают о чем-то и что-то говорят, как правило, видно, из какого слоя «мировой матрешки» вырастает их позиция. Кто-то пишет из «личностной матрешки». Высказывает личный опыт участия в событиях и/или личное отношение к происходящему. Кто-то — с позиции своего города, региона, народа, страны, кто-то — прослеживает внутри — и межнациональные, межгосударственные, геополитические и гео (если можно так сказать) экономические тенденции.

У меня тоже есть мысли и чувства по некоторым из этих уровней. Очень личностные. Никаким образом не претендующие на убеждение кого-то в чем-то. Которыми хочется просто поделиться. На уровне личном — мне больно за пролитую кровь и недожитые жизни. И я сочувствую желанию людей навести разумный порядок в своей стране. И буду очень рада, если это получится. Вижу в информационном потоке очень много суждений оценочных. Жаль, когда они основаны не на глубинном анализе ситуации и серьезном знании, осознанном личном и историческом опыте, уважении к людям и их жизни. А на чем-то другом. И сопровождаются лексикой, которая может оскорбить только людей, переживающих непростой период в своей жизни и жизни своей страны. И радует, даже трогает до слез, когда люди, живущие в эпицентре событий, сообщают о том, как им удалось справиться со страхом и яростью и занять свою, взвешенную, выстраданную, продуманную — человеческую позицию в происходящем.

На уровне народов — вижу общность и различие культур и исторических путей украинцев и русских. Как и других народов моей родной страны, ставшей ныне историей — Советского Союза. Вот здесь совсем чуть-чуть про «имперскость» и «имперские амбиции». Это слово часто мелькает в последнее время…

Если проследить исторические судьбы «имперских народов», т.е. «титульных наций» мировых империй, — где они сейчас? Где египтяне, где римляне… И я бы очень хотела, чтобы русских миновала чаша сия…

К вопросу о языке. Мне еще в детстве было не по себе от того, что у нас в московской школе не было уроков украинского языка, как и белорусского, молдавского… А ведь как это было бы прекрасно — курсы по языкам своей (тогда) страны — с младших классов … Украинские песни, которые очень люблю — учила по радиозаписям Дмитрия Гнатюка. И еще по старой книге «Домоводство». А украинцы, с которыми я общалась, прекрасно знают русский. И украинский тоже. Еще совсем недавно, будучи в Киеве, я разговаривала с владелицей гостиницы. И она мне рассказывала по-украински истории о своих родственниках и друзьях из дальних деревень. И я наслаждалась музыкой украинской мовы. А по-русски эта женщина говорила о своей жизни и своих художественных увлечениях… И было много случаев, когда люди говорили со мной по-украински, я отвечала им по-русски, и мы прекрасно друг друга понимали.

А в Тбилиси, например, многие мои друзья прекрасно владеют грузинским, армянским, русским, азербайджанским…. Одновременно… А я, русская, москвичка, … знаю всего несколько украинских песен, несколько слов по-литовски, по-армянски, по-грузински (где бывала и наслушивалась)… И накапливаю понемногу словарный запас. Хотя в детстве это было бы гораздо быстрее и легче.

С точки зрения более глобальной, мое внимание привлекает влияние одних стран (точнее, так называемых элит) на внутреннюю ситуацию в других странах — восхищаюсь профессионализмом людей, владеющих технологиями «управления массовым сознанием». И не только массовым. Этим людям известно, как сделать так, чтобы другие люди развалили собственную страну, а потом обозначили дату ее смерти как праздник. А потом закрывали конструкторские бюро, фабрики и заводы, распродавали пахотные земли совсем не для пахоты, забивали племенной скот, уничтожали семенные фонды, хоронили образование, медицину, науку… Эти «элиты» и те, кто на них работает, прекрасно умеют строить реальность «по слову своему»… И все подобные технологии исходят из древней как мир идеологии захвата и присвоения, из идеологии, которая рассматривает одних людей как субъектов истории, а других — как «объекты влияния», фактически — субстрат, питательную среду для собственного произрастания. А эту идеологию не приемлю ни под каким соусом.

Если говорить про этот уровень рассмотрения — встречается и такое мнение, что «народ, нация, страна» — это уже анахронизм. Сейчас все уже давно едино — глобализация… Я здесь вот что замечу. С одной стороны — само слово нужно было, чтобы кто-то придумал. В чьих-то интересах. Есть старая присказка — «кого позовешь — тот и появится». То есть — снова про формирование реальности «по слову своему». Понятие развивается, живет, сливается с восприятием определенных процессов и тенденций, и люди уже сами выводы делают про «анахронизмы». И это тоже — в чьих-то интересах. Мне представляется, что единое пространство возможно, с одной стороны, тогда, когда есть подлинное единство интересов. И ощущение единства задач. То есть уже не субъектно-субстратное мышление. А действительное восприятие человечества как единого. И соответствующие действия, которые не расходятся со словами. Вот такую тенденцию пока не очень удается мне проследить.

И, наконец, уровень глобальных законов. Мне представляется, это в первую очередь, законы развития систем. Которые оказались очень точно зафиксированы в образных и запутанных, да еще переведенных с древнекитайского, словах «Книги перемен».

Когда рушился Советский Союз — было очень больно. И было ощущение, что процесс распада, раздробления будет продолжен. И я этого боялась. А в «Книге перемен» есть гексаграмма (тема, описание ситуации/этапа развития) «Раздробление», после которой следует гексаграмма «Ограничение». Она начинается так: «Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким»... С одной стороны есть личности. С их ролью в истории. С другой — глобальные закономерности, по сравнению с которыми одна личность с ее судьбой и волей, даже самая могущественная в масштабах своей семьи, народа, страны, планеты, — как невесомая марионетка на нитях судьбы... И вот здесь для меня — самое интересное. Как именно вписывается жизнь отдельного человека в эти глобальные закономерности. И от чего это зависит. А в «Книге перемен» после темы «Ограничение» следует тема «Внутренняя правда». И она своя — для каждого человека, и своя — на каждом уровне — личности — семьи — народа — страны — государства — континента — планеты…