ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

ВОПРОСЫ МЕДИАЦИИ. Проблемы урегулирования.

РУБРИКА ВОПРОСЫ МЕДИАЦИИ

ПРОЦЕДУРА ПРИМИРЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СПОРОВ О РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПОСЛЕ РАЗВОДА ИЛИ РАССТАВАНИЯ

М.А.Гришанина,
сертифицированный тренер-медиатор, г. Иваново.

Право ребенка на общение с обоими родителями закреплено в Конвенции о правах ребенка и национальном законодательстве РФ. Право ребенка на общение с родителями включает в себя: право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Воспитание детей вменяется в обязанность родителям и одновременно является их правом.

Самый сложный вопрос, который нужно решать при разводе супругов или расставании родителей, имеющих несовершеннолетних детей, это вопрос «с кем останутся дети?», так как каждый ребенок может остаться только с одним из родителей. Даже если родители продолжают после развода поддерживать отношения и часто видятся с детьми, привычный образ жизни навсегда остается в прошлом для всех членов бывшей семьи.

Родители нередко приходят к соглашению об определении места жительства с одним из них, и перед судом такой вопрос не ставится. Однако впоследствии оказывается, что один из них препятствует общению ребенка с другим родителем. Принимая во внимание всю серьезность решения вопроса проживания детей с одним из супругов, государство в первую очередь защищает интересы детей. Если между родителями имеются разногласия по вопросу, с кем же останутся дети после развода, то на основании части 2 статьи 24 Семейного Кодекса РФ суд, который занимается рассмотрением дела о разводе, обязан принять решение по этому вопросу. Суд должен внимательно рассмотреть все обстоятельства и решить, с кем из родителей должны остаться дети, чтобы их права и интересы не пострадали. При этом суд должен также учитывать возраст ребенка, характер отношений между ребенком и каждым из родителей, степень привязанности к каждому родителю и личностные качества родителей, создание условий для развития и воспитания детей, материальную составляющую, состояние здоровья, степень занятости родителей, их режим работы и семейное положение, например, новый брак. При оценке всех факторов суд не будет отдавать предпочтение более обеспеченному в материальном плане родителю, поскольку он может оказаться сильно занятым на работе, из-за чего не сможет оказать достаточного внимания воспитанию ребенка.

Иногда родители решают разделить детей, но это может плохо отразиться на их судьбе, поскольку разлука с любимым братом или сестрой может привести к депрессии ребенка и даже более серьезным последствиям. При этом суд не заинтересован в сохранении каких-либо отношений между родителями ради благополучия детей.

Нередки случаи, когда бывшие супруги используют ребенка как орудие мщения бывшему супругу, либо как инструмент влияния при разделе имущества и семейного бизнеса.

Многие родители считают, что дети — это объект их собственности, за который можно бороться, при этом можно выиграть или проиграть в результате борьбы с бывшим супругом. Зачастую им в этом помогают представители, занимаясь состязательной практикой и рассматривающие бывших супругов, как соперников и противников. Эта система способствует обострению и продлению конфликта между родителями в то самое время, когда детям больше всего необходимы поддержка и взаимодействие родителей.

Бывают ситуации, когда мать не противится встречам ребенка с отцом, но со временем начинает замечать, что ребенок, особенно мальчик, больше привязывается к отцу, ожидая каждой встречи с ним как волнующего праздника. Это вызывает в ней обиду и горечь одновременно: все будничные заботы о ребенке легли на ее плечи, а детской любви больше достается приходящему изредка отцу. И тогда мать начинает препятствовать встречам, при этом ребенок мечется между родителями, воюющими между собой за его внимание, а потом приспосабливается и начинает извлекать свою выгоду из этой вражды.

Бывает так, что один из родителей после развода начинает препятствовать общению ребенка со вторым родителем, основывая свое решение лишь на прошлых, но не забытых обидах на своего бывшего супруга. При этом никто не вспоминает о правах ребенка.

Когда перед судом не ставится вопрос об установлении режима общения родителя, не проживающего с ребенком, то впоследствии может случиться так, что второй родитель может препятствовать такому общению, ссылаясь при этом на интересы ребенка или вообще не ссылаясь ни на что, хотя изначально они как-то «договорились». Понятно, что родитель, считающий свои права ущемленными, обращается в суд с требованием установить порядок общения с ребенком. Однако механизм исполнения таких судебных решений в России отсутствует. Контролировать процесс исполнения такого решения судебным приставам достаточно проблематично, так как отношения родителя и ребенка длящиеся.

Ни суд, ни адвокат в силу своей должности не могут защитить права ребенка в решении вопросов подобного рода. Только посредник (медиатор) сможет обеспечить соответствующую поддержку и поможет принять правильное решение родителям в отношении их общего ребенка.

Медиатор — семейный посредник — поможет родителям заключить медиативное соглашение с учетом интересов детей, направленное на удовлетворение их потребностей, при сохранении хороших отношений между родителями. Большинство родителей признают и уважают право ребенка на общение с обоими родителями. Но некоторым разведенным родителям, вовлеченным в свой собственный конфликт, бывает очень затруднительно признать это право ребенка.

Одна из важнейших целей семейного посредничества состоит в том, чтобы улучшить отношения сторон — участников спора при длящихся отношениях, которые могут в дальнейшем породить конфликты. Дети имеют постоянную потребность в общении с обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой и другими членами семьи, которые, в свою очередь, также заинтересованы в том, чтобы общаться с ребенком.

Медиатор помогает бывшим супругам, родителям ребенка, достичь удовлетворяющего обе стороны понимания нужд и потребностей ребенка на данный период времени и на перспективу.

Медиатор помогает родителям прийти к пониманию, что главное:

Медиатор помогает родителям понять:

Например, некоторые дети на определенном этапе своего развития хотят проводить больше времени с одним из родителей, боясь сказать об этом второму, так как бояться ранить его чувства. Медиатор помогает родителям встать на место ребенка, не выражая своего мнения и не давая советов.

Если при определении порядка общения с ребенком, он часто переезжает от одного родителя к другому, медиатор помогает родителям понять, что ребенок будет чувствовать себя комфортно, если соблюдаются следующие условия:

Что для этого делает медиатор?

  1. Помогает бывшим супругам отдельно рассмотреть проблемы каждого ребенка.
  2. Стимулирует их эффективное взаимодействие и смягчает споры относительно проблем детей.
  3. Помогает им понять тот факт, что каждый из них по-прежнему будет играть важную роль в жизни ребенка.
  4. Помогает родителям подумать о разных сферах родительской ответственности и проанализировать, будут ли определенные обязанности разделяться обоими или будут вверены одному из родителей.
  5. Помогает родителям так наладить отношения с детьми после развода, чтобы те не страдали.
  6. Обсуждает с родителями, как они планируют поговорить со своими детьми и объяснить им произошедшие в их жизни изменения.
  7. Помогает родителям лучше понять, что в данный момент переживают их дети. Взрослые часто недооценивают способность детей понимать чувства и взаимоотношения.

Родители, которые думают, что их ребенок слишком мал для того, чтобы понять, что происходит, подсознательно стремятся защитить себя, а не ребенка.

Дети разного возраста по-разному реагируют на расставание родителей.

Дети от 2 до 5 лет могут постоянно фантазировать о примирении родителей, испытывая растерянность, беспокойство и страх, чувство отверженности и повышенную агрессию, чувство вины и самоунижения.

Дети от 5 до 7 лет чаще испытывают грусть и уныние и сильное желание быть с родителем, который покинул дом, ребенок боится, что его забудут, ощущает себя меж двух огней и не знает, как одновременно выразить преданность обоим родителям, может испытывать злость и обиду, быть агрессивным. Некоторые дети-дошкольники обвиняют в разводе родителей себя: «Я не слушался, и поэтому папа уходит от нас». И разубедить их с помощью логических доводов не удается.

Дети начальных и средних классов 8-12 лет лучше понимают причины и последствия расставания родителей и испытывают чувства отверженности, утраты, беспомощности и одиночества, приступы гнева, фобии, на почве чего возникают психосоматические расстройства: головные боли, боли в животе, нарушение сна. Испытывают обиду на обоих родителей.

Подростки 13-18 лет испытывают «потерю детства», ответственность за младших братьев и сестер, поддержку эмоционально зависимого от них родителя, необходимость выбора, т.к. некоторые родители ожидают, что старшие дети сами решат, с кем им жить и когда посещать другого родителя, могут замкнуться и впасть в депрессию.

Медиатор помогает донести до родителей (взрослых и адекватных людей), что ребенок при разрешении их личного конфликта не оружие и не средство защиты их интересов и прав (а часто это бывает именно так). Важно провести четкую границу между отношениями супружескими и отношениями родительскими и помнить об интересах детей.

Медиаторы помогают родителям спланировать родительские обязанности и практическое их осуществление. Если бывшие супруги, хотя бы частично сходятся во мнениях о том, как строить отношения с детьми после развода, на этой базе они смогут составить подробный план выполнения своих обязанностей, в котором оговариваются следующие вопросы:

  1. обмен информацией (о процессе обучения детей, о состоянии их здоровья;
  2. как будет происходить общение (родителей друг с другом, каждого из родителей с ребенком);
  3. ежедневное расписание (спорт и развлечения в повседневной жизни, особые дни и праздники, отдых на каникулах);
  4. контакт с родственниками разведенных родителей;
  5. подарки, одежда, карманные расходы;
  6. дисциплина — правила, ограничения и их соблюдение;
  7. ответственность за безопасность в развитии ребенка, как связаться с другим родителем в случае ЧП. И т.д., и т.п.

В семейной медиации всегда сначала обсуждаются вопросы воспитания детей, затем раздел имущества, финансовая поддержка и другие вопросы. Иногда случаются ситуации, когда стороны заявляют, что по тем или иным вопросам согласие есть, а в процессе медиации становится понятным, что одну из сторон это абсолютно не устраивает.

Например, стороны заявляют, что не могут договориться о разделе имущества и судятся уже более трех лет, но по воспитанию детей у них нет разногласий, а в процессе медиации становится очевидным, что именно проблема разных взглядов в вопросах воспитания была одной из определяющих в конфликте. Медиатор обязан проверить на реалистичность исполнения всех вопросов, по которым достигнуто соглашение.

Кстати, именно в процедуре семейной медиации некоторые мужчины отмечают, что впервые получили возможность быть выслушанными.

Очень важным преимуществом медиации является тот факт, что стороны сами ищут решение по всему комплексу проблем, т.к. несмотря на то, что супружеские отношения между ними прерваны — родительские обязанности у партнеров, как правило, остаются. Мирные договоренности по всем вопросам играют решающую роль, т.к. для всей дальнейшей жизни их совместного ребенка весьма будет важным решение вопроса: «Как запомнит ребенок процесс развода? Как войну или как цивилизованный процесс?».

Для суда важно, чтобы стороны, прошедшие медиацию закончили дело мировым соглашением и решили все вопросы, связанные с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей полюбовно, самостоятельно. Не всегда это получается. Но если родители могут договориться хотя бы в одном пункте из нескольких, это снизит накал страстей в их конфликте. В моей практике имеются медиации незавершенные, когда стороны не дошли до заключения соглашения, но им определенно стало легче, у них на многое открылись глаза, поменялись отношения друг к другу и детям. Процедура медиации в лучшем случае улучшает, а в худшем — не вредит этим отношениям.

Медиативное соглашение в отличие от судебного решения позволяет более детально разработать родителям план развития ребенка и, более вероятно, что оба родителя будут выполнять его условия, так как сами пришли к такому решению. Как справедливо заметил заместитель председателя Верховного Суда России Василий Нечаев: «Сегодня судебный процесс построен так, что он имеет состязательный характер. Всегда остается недовольная сторона. А практика показывает, что если принимается медиативное решение, то стороны, как правило, исполняют его».

Исходя из собственного опыта проведения медиации в семейных спорах, затрагивающих интересы детей, споров очень специфичных, мне представляется, что без государственной поддержки здесь не обойтись. Семейные споры, разлагающие «первичную ячейку общества», влекут за собой огромные социальные и экономические издержки для государства. Семейная медиация должна быть доступна для каждой российской семьи и финансово, и территориально, и это — проблема государственной важности.

Еще в 1998 году была принята Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N R(98)1 «О семейной медиации», провозгласившая Принципы семейной медиации, которая послужила основой для изменения семейного и процессуального законодательства многих европейских государств. Некоторые положения указанных Рекомендации и Принципов касаются важной роли государства в развитии и распространении семейной медиации. В п.п.1 — 10 Рекомендации N R(98)1 провозглашаются цели и задачи семейной медиации, обосновывается потребность в ней, при этом особо учитывается необходимость обеспечения защиты интересов и благополучия детей, закрепленных в международных актах, главным образом, в отношении проблем опеки и общения, возникающих в результате раздельного проживания и развода родителей. Комитет Министров Совета Европы рекомендует правительствам государств — членам Совета Европы — законодательно вводить или поощрять институт семейной медиации.

Раздел II посвящен организации семейной медиации, которая не должна быть обязательной, но государство должно организовывать и осуществлять ее по своему усмотрению как в публичном, так и в частном секторе. Однако независимо от того, каким образом организована семейная медиация, государство обязано следить за соответствующими механизмами обеспечения процедур отбора, подготовки и квалификации семейных посредников в соответствии с должными стандартами.

Разделом III регламентирована процедура семейной медиации. Медиатор должен проявлять особую заботу о благополучии и интересах детей, способствовать сосредоточению внимания родителей на потребностях детей; должен напоминать родителям об их основной ответственности за благосостояние детей, о необходимости информировать детей и советоваться с ними (п. VIII). Медиатор должен учесть, имело ли место насилие в семье в прошлом, возможно ли оно в будущем, и какое влияние это может оказать на позиции участников медиации (п. IX).

Приоритетными задачами современной семейной политики РФ являются поддержка и укрепление российской семьи, в связи с чем очень важным является раздел VI Принципов, касающийся поощрения семейной медиации и расширения доступа к ней. Государство должно содействовать развитию семейной медиации, в частности, через информационные программы, предоставляющие общественности возможность лучше понять этот способ решения семейных споров на основе достижения консенсуса. Государство свободно в возможности применения различных методов семейной медиации (например, закон может обязать стороны сначала встретиться с посредником), что позволит сторонам решить вопрос о возможности и целесообразности урегулирования их спора с помощью семейной медиации. Также государство должно стремиться принимать необходимые меры для того, чтобы обеспечить сторонам доступ к семейной медиации, в том числе международной и, таким образом, способствовать развитию этого способа разрешения семейных споров.

С момента принятия Рекомендации N R(98)1 прошло 15 лет, и уже можно говорить о ее применении при реформировании семейного законодательства европейских стран. Специализированные нормы о семейной медиации в настоящий момент закреплены в правовой системе большинства европейских стран, что свидетельствует о большом внимании европейских стран к своей семейной политике и государственной задаче сохранения и укрепления семьи. Положительный зарубежный опыт создания специализированного законодательства о семейной медиации может послужить примером и одним из обоснований необходимости создания подобного института в системе российского права.

В Ирландии существует государственное финансирование семейной медиации. Медиативные услуги предоставляет государственная Служба семейной медиации, действующая под эгидой Комиссии по правовой помощи. Она предоставляет супружеским парам, у которых есть право на бесплатную юридическую помощь, бесплатную медиацию. Например, в Районном суде Дублина служба Семейной медиации находится в том же здании, что и суд. При этом очередь на эти услуги часто бывает очень длинной, так как Служба испытывает сильную нехватку ресурсов и кадров, в результате чего многие прибегают к услугам частных медиаторов, которых находят через интернет, адвокатов, других специалистов, а также по «сарафанному радио». Институт медиаторов Ирландии ведет реестр своих членов-медиаторов, который доступен, в том числе и в интернете.

В Англии подобная поддержка осуществляется через системы правовой помощи. Правовая помощь в форме медиации доступна для людей с низким уровнем дохода. Если лицо имеет право, то медиация предоставляется бесплатно. У некоторых служб семейной медиации есть договор с Комиссией по правовым услугам на предоставление правовой помощи в виде медиации и получение государственного финансирования. Чтобы заключить такой договор, служба и медиаторы должны соответствовать ряду требований. С апреля 2013 года правительство Великобритании с целью продвижения медиации увеличило финансирование, благодаря чему государственное финансирование медиации стало доступнее, чем финансирование юридической консультации. Правительство Великобритании создало веб-ресурсы о медиации, доступные для всех ее потенциальных участников, люди посещают предварительные сессии по знакомству с медиацией, кроме того, с апреля 2013г. юристы обязаны давать рекомендации по проведению процедуры медиации.

В Дании Областная государственная администрация предоставляет возможность бесплатно воспользоваться медиацией лицам, у которых есть сложности с опекой или правами общения с ребенком. Если ситуацию не удается разрешить посредством медиации, дело посылается на рассмотрение в суд и там, опять же, сторонам бесплатно предлагается медиация. Информацию о медиации можно получить из Областной государственной администрации, от адвокатов, из газет, ТВ или через «сарафанное радио».

В Италии такое государственное финансирование существует на нескольких уровнях (региональное, федеральное и общеевропейское) для некоторых одобренных проектов, например, программы помощи расставшимся/разведенным родителям. Ни обращение к медиатору, ни предварительная консультация с ним в Италии не являются обязательными. Тем не менее, по своему усмотрению судья может посоветовать паре пройти медиацию в случае расставания/развода, а также приказать осуществить медиацию в случае применения силы или насилия в семье.

В Финляндии медиаторы работают в муниципалитете на должностях социальных работников, семейных терапевтов, семейных консультантов, которые часть рабочего времени посвящают вопросам медиации. Клиенты связываются с координатором по вопросам медиации, работающим в муниципальном отделе по семейному праву, который организует работу медиатора.

Во Франции 12 июля 2011 года принят закон о распределении судебных расходов и об упрощении отдельных судебных процедур. Статья 15 этого закона предусматривает введение в некоторых судах в порядке эксперимента обязательной попытки медиации по семейным спорам (в частности, по вопросам, связанным с осуществлением родительских прав, участия в содержании ребенка). Если отказ от медиации может быть обоснован законными причинами, медиация может не проводиться. Эти положения закона будут действовать в течение трех лет с момента вступления закона в силу.

Во франкоязычной Канаде, в Квебеке, с 1 сентября 1997 года действует закон о предварительной медиации по семейным делам, об обязательной информационной встрече супругов с медиатором, проводимой до слушания по спору между родителями. Если супруги не договорились о проведении индивидуальной встречи с избранным ими медиатором, то встреча проводится в группе, организованной Службой семейной медиации их района; на встрече могут присутствовать как один, так и оба супруга. Встречу проводят два медиатора, аккредитованных Организацией, наделенной правом проводить аккредитацию семейных медиаторов, один из которых должен быть юристом — адвокатом или нотариусом. Во время встречи разъясняются цели примирительной процедуры медиации, порядок ее проведения и роли медиатора и родителей. Кроме того, сторонам разъясняются потребности ребенка и взрослого в ситуации развода, а также их права и обязанности по отношению друг к другу и к ребенку. В завершение встречи медиаторы извещают стороны об их праве предпринять попытку медиации в любой момент, когда они сочтут это подходящим, и о том, что стороны могут выбрать медиатора. Если у пары имеются на содержании несовершеннолетние дети, то попытка медиации для нее будет бесплатной: Служба семейной медиации Верховного суда оплачивает гонорары медиатора из расчета шести совместных встреч. Кроме того, судья вправе отложить рассмотрение дела на срок до 90 дней (по просьбе сторон этот срок может быть продлен) и направить стороны на медиацию. Стороны вправе выбрать медиатора по своему усмотрению или его назначит Служба медиаторов при Верховном суде. В таком случае информационная встреча не проводится.

Для более широкого распространения семейной медиации в РФ необходимы информационная поддержка и финансирование предварительной консультации с медиатором. Многие граждане до сих пор не знают, что такое медиация, как она работает и как ее можно получить, поэтому нужна хорошая общественная информационная кампания. Этой цели можно достичь с помощью государственного финансирования информационной встречи сторон с медиатором для ознакомления с возможностями медиации, чтобы позволить сторонам семейного спора получить доступ к услугам медиаторов, особенно в наши непростые в экономическом отношении времена.