ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

АКТУАЛЬНО. Отзывы и предложения по изменениям и дополнениям к проекту ФЗ «О психологической помощи населению РФ»

РУБРИКА АКТУАЛЬНО

Отзыв и предложения по изменениям и дополнениям к проекту Федерального закона «О психологической помощи населению Российской Федерации»

28 июня, 2014 г.

Потребность в законодательном регулировании психологической помощи в нашей стране представляется важной, злободневной и, конечно же, приветствуется нашим профессиональным сообществом.

Мы с благодарностью приняли предложение об участии в обсуждении проекта Федерального закона «О психологической помощи населению Российской Федерации», участвовали в таком обсуждении в ноябре 2013 года. И с удовлетворением отмечаем, что некоторые наши замечания и предложения были учтены в последней редакции проекта.

24 июня в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы был внесен проект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» Проект № 553338-6 .

В нашем обсуждении мы сосредоточимся на вопросах психотерапии, области нашей профессиональной деятельности.

В качестве основных целей будущего закона называются: «Обеспечение социальной защищенности и психологического благополучия населения РФ и обеспечение доступа граждан к квалифицированной психологической помощи» (пояснительная записка к рассматриваемому законопроекту; статья 1. «Предмет регулирования настоящего Федерального закона»).

Далее в тексте прилагаемой пояснительной записки говорится о том, что «Законопроект ... в первую очередь направлен на реализацию статьи 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а так же статей 38,39, 41, гарантирующих защиту прав различных категорий граждан, находящихся в сложных жизненных ситуациях».

После внимательного изучения последней редакции документа есть основания утверждать, что содержание основополагающих статей рассматриваемого законопроекта, регламентирующих доступ к оказанию психологической помощи, идет в разрез или прямо противоречит декларируемым целям .

Так, в статье 2 «Основные понятия , используемые в настоящем Федеральном законе» термином «Специалист — психолог» обозначается физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста) , успешно прошедшее супервизию и/или стажировку, сдавшее квалификационный экзамен в порядке, установленным Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов и являющееся членом саморегулируемой организации психологов .

Далее в статье 3 «Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе» прямо говорится о том, что использование терминов «специалист — психолог», «психологическая помощь», допускается только лицами, созданными и осуществляющими свою деятельность по оказанию психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Под видами психологической помощи понимаются, в том числе , и «психологическая профилактика», «психологическое консультирование», «психологический анализ и психотерапия (немедицинская)», обозначаемые в п. п. 1 , 2 , 4 статьи 16 законопроекта «Основные виды психологической помощи».

В статье 45 законопроекта «Членство в саморегулируемой организации психологов», пункт 2, в числе главных требований называется «наличие диплома о высшем психологическом образовании (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста)».

Таким образом, в случае принятия рассматриваемого законопроекта в его настоящей редакции, тысячи профессионалов с квалификацией «Практический психолог», и получившие допуск в профессию за счет получения дополнительного профессионального образования по соответствующему профилю; профессионалов, оказывающих психотерапевтическую помощь на таких же основаниях (т. е. на базе дополнительного профессионального образования по психотерапевтическому профилю при имеющемся высшем образовании) окажутся в положении «нелегалов», нарушающих настоящий Федеральный закон, если только не прекратят свою основную деятельность по оказанию психологической и психотерапевтической помощи.

В соответствии с вышеприведенными статьями рассматриваемого законопроекта, представители данной обширной группы профессионалов, оказывающих профильную помощь еще более обширной группе нуждающегося населения РФ, не попадают под утверждаемый статус лица, имеющего право на оказание психологической помощи, и не имеют шансов стать членами профильного СРО.

Кроме того, специалисты с высшим медицинским образованием, получившие дополнительное профессиональное образование по специальности «психотерапия», в соответствии с вышеназванными установками, смогут оказывать психотерапевтическую помощь нуждающимся лицам лишь в случае установления им диагноза психических и поведенческих расстройств, так как во всех других случаях их деятельность может квалифицироваться как «немедицинская психотерапия» и расцениваться как нелегальная.

Т.е. специалисты последней группы фактически лишаются права на психотерапию с превентивными, профилактическими, саногенными функциями, работу с более чем обширной категорией граждан с адаптационным напряжением или другими доклиническими проявлениями расстройств.

Особенно важно остановиться на том, что употребляемый авторами рассматриваемого законопроекта термин «немедицинская психотерапия» не имеет хождения в цивилизованных странах с развитой системой психотерапевтической помощи. Психотерапия признана как самостоятельная, единая специальность с унифицированными правилами допуска к профессиональной психотерапевтической деятельности. Это крайне сложное и многогранное понятие. Не медицинская вовсе не значит — психологическая. Зачастую невозможно разграничить медицинскую и немедицинскую психотерапию.

Прогнозируемая — с введением настоящего законопроекта — ситуация вызывает еще больше вопросов в связи с тем, что дополнительное профессиональное образование по психологическому и психотерапевтическому профилю, пока что дающее право на оказание профильной помощи, специалисты — психологи получали зачастую на платной основе, за счет коммерческой деятельности психологических факультетов и кафедр высших учебных заведений, имеющих официальную лицензию на данный вид образовательной деятельности.

В этих условиях можно было бы ожидать, что переходный период, необходимый для того, чтобы обеспечить социальную защищенность данной группы специалистов и дать им возможность получения статусного соответствия на специально оговоренных условиях (нет никакого сомнения, что длительность этого периода должна составлять до 7 лет) будет четко прописан в законопроекте. Но ничего подобного в тексте обсуждаемого документа мы не видим.

Таким образом, при отсутствии каких либо аргументированных данных о том, что качество профильной психологической и психотерапевтической помощи, оказываемой вышеназванной профессиональной группой, в чем-то уступает результатам практической деятельности специалистов с высшим психологическим образованием, а так же при наличие огромной открытой и скрытой потребности в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи среди населения РФ, считаем, что принятие настоящего Федерального закона в существующей редакции будет препятствовать достижению целей, отраженных в пояснительной записке и в тексте законопроекта.

То есть значительное количество граждан РФ, профессионалов в сфере оказания психологической и психотерапевтической помощи, а так же их реальных и потенциальных клиентов, может оказаться в той самой «сложной жизненной ситуации», только лишь вследствие принятия предложенного проекта закона.

Четкое разграничение профессиональной психологической помощи от целительских, мистических, магических практик, достижимое с принятием данного Федерального закона, безусловно, будет шагом вперед в деле повышения качества и усиления контроля в рассматриваемой сфере.

Однако, сохранение поименованных дискриминационных пунктов в тексте законопроекта в их существующей редакции, вне всякого сомнения, будет двумя шагами назад и создаст прецедент, когда с принятием законодательного акта в выигрыше остается лишь одна, достаточно узкая группа специалистов — психологов с академическим образованием, а в проигрыше — все прочие профессиональные группы, в настоящее время имеющие легальный доступ к оказанию психологической помощи населению, а также — обширная группа населения, получающая квалифицированную профессиональную помощь от этих специалистов.

В связи со всем сказанным предлагаем:

Обращаем внимание авторов рассматриваемого документа и законодателей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что профессиональное обсуждение настоящей редакции законопроекта, с учетом всего сказанного, еще далеко не завершено, и важно, чтобы оно носило максимально открытый характер.

В ходе такого обсуждения рассчитываем получить аргументированные ответы на высказанные замечания и предложения по изменению отдельных статей рассматриваемого законопроекта.

Таким образом, мы горячо приветствуем долгожданную и давно назревшую возможность законодательного регулирования психологической помощи в нашей стране и уверены, что данный проект закона будет принят, после его обсуждения, дополнения и коррекции.

Считаем, что психотерапевтическая помощь нуждается в регулировании специальным Федеральным законом.

От имени Центрального Совета Общероссийской Общественной Организации «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига» (ОППЛ).


Президент ОППЛ, д.м.н., профессор В.В. Макаров.

Вице-президент, председатель комитета законодательных инициатив ОППЛ,
д.м.н., профессор А.Л. Катков.