ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

РУБРИКА ПОСЛЕСЛОВИЕ. Репортаж с заседания Комитета модальностей.

РУБРИКА ПОСЛЕСЛОВИЕ

Репортаж с заседания Комитета модальностей

28 мая 2014 года состоялось очередное заседание Комитета модальностей ОППЛ. В повестке дня мероприятия были следующие вопросы:

  1. главные конгрессы 2014 года;
  2. о саморегулировании психотерапии в Российской Федерации;
  3. современные направления психотерапии в России;
  4. клиническая психотерапия как отечественное направление психотерапии;
  5. новые направления образовательной активности ОППЛ;
  6. дополнение в этический кодекс ОППЛ (по материалам конфликта в трансперсональной психотерапии);
  7. о проведении круглого стола по теме сложной ситуации на Украине;
  8. сообщения от руководителей модальностей ОППЛ о работе модальностей;
  9. новости модальностей.

Заседание Комитета модальностей состоялось в пленарный день домашней конференции Лиги, посвященный памяти Владимира Евгеньевича Рожнова, главного психиатра, психотерапевта Советского Союза, основателя и заведующего, в прошлом, кафедры психотерапии.

По первому вопросу выступил президент ОППЛ Макаров В. В. Он рассказал о двух главных конгрессах 2014 года. Первый — состоится в ЮАР с 25 по 29 августа — это 7-ой Всемирный конгресс психотерапии: «Для нас этот конгресс важен, наша делегация должна быть представительной, так как мы планируем претендовать на то, чтобы провести 9-ый конгресс в Москве. 8-ой будет в Париже, а следующий, очень хотелось бы, чтобы прошел в Москве. Трудно сказать, как получится, конкурентом для России является Бразилия. И я должен с сожалением констатировать, что отношение к нашей стране не столь положительное, как к Бразилии, очень недоверчивое, и в Европе, и в других зарубежных странах, несмотря на то, что мы провели хорошо Конгресс Евроазиатский в прошлом году. Поэтому нам очень важно участие в августовском Конгрессе «Психотерапия встречает Африку». На Конгресс уже записалось много интересных спикеров, за нашу делегацию отвечает Екатерина Макарова, которая занимается международной деятельностью, поэтому все вопросы по участию в данном мероприятии можно решить с ней. Конечно, это будет не такой большой конгресс, как, например, прошедшие в Вене, в которых приняло участие около 6000 профессионалов, но, в любом случае, это будет полноценный Всемирный конгресс. Перед конгрессом у нас запланирована большая профессионально-туристическая экспедиция в Намибии: мы будем встречаться с дикими племенами, наблюдать за животными и многое другое. Программа составлена специально для нас намибийским жителем, уроженцем Санкт-Петербурга, профессиональным психологом, который много лет проживает там. Думаю, это будет достаточно занимательная и познавательная поездка».

Относительно второго международного конгресса «Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии» Виктор Викторович выразил некоторое беспокойство: «Есть какое-то чувство такое в этом году… Мы думали провести 2-ой Всемирный конгресс русскоязычных психотерапевтов, потом изменили свое мнение и запланировали конгресс о наших достижениях, что, думаю, правильно. Наш конгресс состоится 17-19 октября. Хочется, чтобы все модальности приняли в нем активное участие. Сейчас уже я ожидаю предложения от руководителей с мнениями о том, как нам лучше выстроить программу мероприятия, чего нужно сделать больше: пленарных заседаний, круглых столов, секционных заседаний, мастер-классов, лекций и т.д. Ваши предложения от имени оргкомитета будут разосланы для обсуждения, проанализированы и максимально учтены при составлении окончательной версии повестки конгресса. Будет традиционно работать молодежная секция, состоится психотерапевтический бал. Хочется, чтобы этот конгресс прошел как два конгресса: как наш традиционный конгресс — главное событие года — и как конгресс, который мы отменили в Крыму. Нами объявлены предельно низкие цены, что должно отразиться на количестве участников, но необходимо найти другие пути для повышения рентабельности мероприятия».

Тезисы и доклады принимаются до августа, а материалы — до 26 сентября.

По второму вопросу повестки дня президент ОППЛ начал выступление с подведения итогов работы над очередной редакцией проекта Закона о психотерапии, призвал коллег, желающих выступить в качестве экспертов, к активному сотрудничеству. Кроме этого, Виктор Викторович рассказал о начале активной работы по созданию саморегулируемой организации, которая даст новые возможности регулирования, образования, практической деятельности и ряд других преимуществ профессиональному сообществу. Данный формат структуры предполагает по закону гораздо больше прав, широкие возможности для профессионалов. Новая структура, рабочее название которой — саморегулируемая организация профессиональных психотерапевтов — будет строиться по принципу ОППЛ: руководителям модальностей будет предложено возглавить свое направление или делегировать представителей на координирующие модальности должности. Предположительный взнос от каждого участника составит 3000 рублей и будет возвратным, то есть в случае выхода из организации его можно будет получить обратно. Устав создаваемой организации уже составлен, в нем закреплен некоммерческий статус организации, а именно: некоммерческое партнерство. Профессиональное сообщество возлагает большие надежды на саморегулируемую организацию в связи рядом ее преимуществ в поле законодательного регулирования, по сравнению с существующими на сегодняшний день профессиональными объединениями психотерапевтов.

Также Виктор Викторович отметил, что в связи с поисками новых форм профессиональных объединений, законотворческой деятельностью, немаловажным является вопрос о создании единого языка психотерапии. «Мы продолжаем искать специалистов, которые возьмутся за эту не простую, но такую значимую для нас работу. И уже нашли того, кто готов начать действовать в этом направлении, ведь это работа на десятилетия. С большим удовольствием и радостью нам согласилась помочь Злата Борисовна Положая. Злата Борисовна родом из психиатрической семьи, ее папа — известный профессор в Институте им. Сербского, она сама — опытный психиатр, психотерапевт». Работа по созданию единого языка психотерапии будет начата со сбора психотерапевтических техник, как известных издавна в области психотерапии, так и современных, авторских. Со временем, смеем надеяться, это будет каталог психологических техник и методик, подобный, например, справочнику лекарственных препаратов.

По третьему вопросу — «Современные направления психотерапии в России» — с интереснейшим докладом-исследованием выступил Александр Николаевич Харитонов, кандидат псих.наук, президент Русского психоаналитического общества. Докладчик продемонстрировал в своем выступлении результаты проведенной огромной структурирующей работы, более подробно остановившись на соотношении направлений, видов и форм психотерапии, на существующих в данный момент классификациях. Доклад Александра Николаевича вызвал живой интерес среди присутствующих и сопровождался бурным обсуждением. Поскольку и тема доклада, и нетривиальный подход автора к ее разработке, и высокое качество подготовленного материала, его эмоциональное изложение настолько заинтересовали членов Комитета модальностей, что было решено продолжить дискуссию на тему «Современные направления психотерапии в России» не только на последующих заседаниях Комитета, но и на более масштабных мероприятиях профессионального сообщества, поставив перед собой цель: создание максимально точной и, говоря словами А.Н. Харитонова, «компактной» классификации, ведь «направлений, как сторон света, не может быть много». Под направлением психотерапии автор выступления предлагает рассматривать «комплекс различных методик, объединенным общим концептуальным подходом к лечению, изменению и развитию личности, семьи и группы», и остановиться на следующих пяти психотерапевтических направлениях: 1) психоаналитическое (психодинамическое); 2) когнитивно-бихевиористское; 3) экзистенциально-гуманистическое; 4) интегративное; 5) гипноидно-суггестивное.

Президент ОППЛ В. В. Макаров предложил свою формулировку понятия «психотерапевтическое направление» — «широкое понятие, объединяющее несколько модальностей (методов) психотерапии».

Многие из присутствующих высказали свои мнения и видения данного понятия, после чего А. Н. Харитонову было предложено продолжить работу, суммировав и подытожив высказанные точки зрения. Считаю возможным, часть дискуссии по данной теме провести в рамках нашего печатного издания, к чему и призываю коллег, кого данная тема не оставила равнодушным.

По вопросу повестки дня «Клиническая психотерапия как отечественное направление психотерапии» выступил вице-президент ОППЛ, председатель Комитета модальностей М.Е. Бурно. Профессор начал с того, что клиническая психотерапия неотделима от клинической медицины и психиатрии. Но клиническая медицина — это не теория, а научное искусство. И клинический классический психотерапевт, со времен Гиппократа, идет не от теории и концепции, поскольку это дело психологов, а от клинической картины, от природы человеческой, которая лежит в основе духа. А дух не измерим, он может познаваться исключительно душой психиатра. Марк Евгеньевич высказал и обосновал четко свою позицию по отличию клинической психиатрии от всех пяти направлений психотерапии, которые выделены в предыдущем докладе А.Н. Харитоновым. «Клиническая классическая психотерапия основывается на естественно-научном мироощущении…Одно дело — легкие невротики, с ними психологически ориентированным психиатрам очень хорошо работается. И совсем другое — тяжелые психастенические психопаты, шизотипические пациенты, больные шизофренией, эпилепсией, например. В работе с ними нужны другие приемы и методы. И такая работа очень востребована в реабилитационных отделениях психоневрологических диспансеров… Там даже появилась ставка суицидолога. Здесь нельзя без психотерапии, но без психотерапии психической, психиатрической, а не психологической… Этот факт нужно принять, иначе мы останемся без психиатрической психотерапии, и это будет несправедливо. Как Чехов говорил по поводу декадентов, мол, всем найдется место… Я думаю, что это такой же случай. Поэтому прошу вас допустить клиническую психотерапию в нашу классификацию отдельным направлением психотерапии».

Выступление профессора дополнил врач-психотерапевт, канд. мед. наук А.М. Бурно, который поделился примерами из собственной практики, рассказал о случаях, когда обычные психологические законы не работают, при биохимических расстройствах у пациентов. Он также высказал точку зрения, что под какое-то из обозначенных ранее направлений психотерапии клиническую классическую психотерапию отнести невозможно.

Выступления докладчиков вызвали настолько различные мнения у присутствующих, полемика была настолько полярной и длительной, что было принято решение продолжить дискуссию по данному вопросу на следующих заседаниях.

Все новости по образовательным программам ОППЛ, озвученные В.В. Макаровым в следующем вопросе повестки дня можно найти на сайте Лиги.

Что касается пятого вопроса — «Дополнение в этический кодекс ОППЛ» — который возник, как следствие конфликта в трансперсональной психотерапии, о чем все члены Комитета модальностей предварительно оповещались рассылками ЦС и Ученого секретаря Лиги Камаловой С.Ц., было решено поручить Комитету по Этике ОППЛ взять за основу формулировки, предложенные В.В. Майковым:

1. Неформальное разрешение нарушений этики. В том случае, когда члены ОППЛ считают, что в отношении к ним произошло нарушение этики со стороны других членов ОППЛ, они пытаются разрешить эти вопросы, привлекая к ним внимание со стороны нарушителей, если неформальное разрешение кажется адекватным, и такое взаимодействие не нарушает никаких прав конфиденциальности, которые могут быть вовлечены в этот процесс.

2. Рассмотрение нарушения этики в российских профессиональных этических комитетах. Если очевидное нарушение этики нанесло (или может нанести) существенный вред индивиду или организации, и оно не смогло быть неформально разрешено в соответствии с пунктом 1, или не разрешено надлежащим образом в этом пункте, члены ОППЛ предпринимают дальнейшие действия, адекватные ситуации. Такие действия могут включать в себя обращения в комитет по этике ОППЛ, государственные или национальные комитеты по профессиональной этике, в советы государственного лицензирования или соответствующие институциональные инстанции. Это правило не применяется, когда вмешательство будет нарушать права конфиденциальности.

3. Рассмотрение нарушений этики в международных профессиональных инстанциях. Если очевидное нарушение этики нанесло (или может нанести) существенный вред индивиду или организации, и оно не нашло разрешения в соответствии с пунктами 1 или 2, члены ОППЛ предпринимают дальнейшие действия, адекватные ситуации. Такие действия могут включать в себя обращения в этический комитет ЕАП и/или международные лицензирующие и сертифицирующие организации, с просьбой рассмотреть правомерность использования их лицензий и сертификатов лицом, подозреваемым в нарушениях этики.

4. Рассмотрение нарушений этики в других инстанциях. Если очевидное нарушение этики нанесло (или может нанести) существенный вред индивиду или организации. И оно не нашло разрешения в соответствии с пунктами 1,2 или 3, члены ОППЛ предпринимают дальнейшие действия, адекватные ситуации, вплоть до апелляции в юридические инстанции.

5. Этические аспекты соцсетей и интернета. Члены ОППЛ не используют интернет и соцсети для распространения и публикации информации, дискредитирующей членов ОППЛ и наносящих репутационный ущерб профессиональному сообществу. Недопустимо использовать социальные сети и интернет для «информационных войн» и обвинения других членов ОППЛ в нарушениях этики без рассмотрения нарушений этики в соответствии с пунктами 1-4, приведенными выше».

Более подробную информацию по вопросам повестки дня данного заседания Комитета модальностей можно найти на сайте Лиги в соответствующих рубриках и разделах, а также — у Ученого секретаря ОППЛ Софии Цихиловны Камаловой.

Е.В. Адал