ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Дискуссионный клуб. А.С. Баранников. К предстоящему на съезде обсуждению.

Рубрика дискуссионный клуб

К предстоящему на съезде обсуждению понятия «направление» в психотерапии

Заместитель председателя Комитета по признанию модальностей ОППЛ д. мед. н., профессор Московского социально-педагогического института, психиатр-психотерапевт А.С.Баранников

Дискуссия по определению понятия «направление в психотерапии» развернулась в Комитете в двух плоскостях. Одна из них — это сущностное определение понятия направление. Другая — спор о возможности отнесения «классической клинической психотерапии» к одному из направлений, наряду с общепризнанными в мировом сообществе.

Сущностные определения «направления в психотерапии», с моей точки зрения, вполне исчерпываются теми определениями, которые предложены Александром Николаевичем Харитоновым и Виктором Викторовичем Макаровым.

Вопрос о возможности признания отдельным направлением «классической клинической психотерапии» оказался для тех, кто участвовал в обсуждении, более сложным и неоднозначным. Он переплетался с давнишней дилеммой о психотерапии здоровых и психотерапии больных, о врачебной и психологической психотерапии. Такое противопоставление, действительно, существует и в концептуальных подходах, и на уровне личных и групповых взаимоотношений, принципов идентификации внутри профессионального сообщества.

Почему, с моей, конечно же, точки зрения, мы имеем все основания для признания «классической клинической психотерапии» отдельным направлением психотерапии сейчас в нашей стране? По-моему, это — не предмет научной дискуссии. Нам следует посмотреть на факты нашей реальности. Каковы они?

С одной стороны, мы видим несомненные успехи основных направлений психотерапии в понимании психопатогенеза, в разработке клинически ориентированных подходов к терапии (психодинамическое направление, когнитивно-поведенческое направление, экзистенциальный анализ и другие).

Наряду с этим, существует реальность нашей жизни. Она заключается в том, что огромное количество пациентов клинического уровня не получают пока еще квалифицированной помощи, из-за отсутствия достаточного количества специалистов-психотерапевтов, подготовленных клинически и умеющих ставить диагноз. Несмотря на активную образовательную деятельность отдельных направлений психотерапии, у нас в стране, все еще не достаточно психотерапевтов, реально помогающих тяжело больным. Ведь обучение современным направлениям психотерапии чаще всего получают не врачи, а психологи, не имеющие клинического опыта. Даже сертификат, признанный международным профессиональным сообществом, не может такой опыт заменить! Возможно в будущем (и я надеюсь на это! ) такая ситуация изменится, благодаря расширению клинической подготовки психологов.

Но лично мне, работающему в качестве психиатра в системе медицинских учреждений с 1978 года и по сей день, доктору медицинских наук, понадобилось 4 года после прохождения достаточно длительного (может быть, самого длительного) образования по экзистенциальному анализу (в течение 8 лет), чтобы соотнести обучающие клинические материалы с повседневным клиническим опытом. Что же говорить об остальных, которые этого опыта не имеют вовсе! Уверен, что похожая ситуация складывается и в других образовательных проектах, на основе других психотерапевтических парадигм.

В то же время мы имеем в нашей стране многолетнюю традицию подготовки клинических психотерапевтов. У нас есть также признанный и распространенный в стране метод терапии творческим самовыражением (ТТС), обучение которому не является многолетним (как во многих зарубежных психотерапевтических парадигмах), а, скорее, основано на личностных качествах специалистов. Сам процесс обучения этому методу достаточно понятен и доступен как врачам, так и психологам. Терапия творческим самовыражением уже сейчас достаточно широко и успешно применяется в медицинских учреждениях России и преподается, как в медицинских, так и в психологических ВУЗах. Это — наша российская реальность, и это то, что является чрезвычайно востребованным сегодня! К тому же, ни одна концепция сегодня не выступает против простой человеческой Встречи, сердечности, понимания себя и природы страдания. Именно эти принципы являются универсальными для всех направлений психотерапии.

По своим характеристикам «классическая клиническая психотерапия» вполне соответствует принятым нами сущностным признакам «направления в психотерапии». Сегодняшнее положение дел таково, что это направление имеет своих последователей в России. Оно имеет законодательно закрепленную систему подготовки специалистов и чрезвычайно востребовано. Все эти соображения позволяют мне надеяться на то, что мы оставим «клинической классической психотерапии» право называться направлением в его современном понимании в нашей стране.

Представителей других направлений психотерапии, к которым я испытываю несомненное уважение, я призываю больше популяризировать имеющиеся достижения в области оказания помощи тяжелым больным, дорабатывать имеющиеся концепции в аспекте понимания психопатогенеза основных клинических форм.

Убежден, что психологи должны учиться клиницизму, а врачи — пониманию психологических механизмов возникновения патологии. Это взаимное обогащение будет способствовать повышению общей профессиональной компетентности, сделает и нашу жизнь, и жизнь наших пациентов более хорошей и наполненной! Желаю вам всем успехов в этом!