ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

В.В. Макаров. Тезисы доклада на Международном Конгрессе в Крыму.

Международный конгресс
«Реальность и перспективы психотерапии, практической психологии и психологического консультирования в условиях кризиса»

28-29 апреля 2015 г.

Реальность и перспективы психотерапии, практической психологии и психологического консультирования в условиях кризиса

(Тезисы доклада)

Макаров Виктор Викторович

Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии и сексологии ГУ ДПО Российской медицинской академии последипломного образования, действительный член и президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Азиатской Федерации Психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, Психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, и Единого Всемирного реестра профессиональных психотерапевтов. Россия, Москва.

В докладе обобщается двадцатипятилетний путь развития отечественной психотерапии. Приводятся экспертные данные численности психотерапевтов в Российской Федерации. Перечисляются основные вызовы новейшей эпохи и возможные ответы на данные вызовы современной отечественной психотерапии. Обсуждается новая система подготовки кадров профессиональных психотерапевтов.

В нашей истории сложилось так, что психотерапия разделилась на несколько отдельных специальностей. В современную психотерапию входят: собственно психотерапия, психологическое консультирование, практическая психология, психологическая коррекция.

В содержательном аспекте все специалисты в данных трёх областях занимаются психотерапией, тогда как в организационном аспекте это могут быть разные специальности. С нашей точки зрения именно эти три специальности и составляют большую психотерапию — ту, складывающую область науки и сложившуюся практику, где трудятся узкие специалисты в области психотерапии. А такими специалистами, с нашей точки зрения, могут быть профессионалы с медицинским или психологическим образованием, получившие специальную профессиональную подготовку в области психотерапии, занятые психотерапевтической практикой, входящие в профессиональное сообщество психотерапевтов и следующие правилам профессионального сообщества. В том числе — в области поддержания и развития ментальной экологии, личной терапии, супервизии и, конечно же, профессиональной этики.

Приведём результаты экспертного опроса о численности специалистов в области психотерапии руководителей модальностей, принятых в Российской Федерации. На конец 2014 года эксперты назвали число психотерапевтов в Российской Федерации от 21942 до 24717. Через три года, по их мнению, психотерапевтов в данных модальностях будет от 33982 до 36542. И через пять лет — от 52037 до 53817. И это только те модальности, методы психотерапии, которые прошли процедуру профессионального признания и включены в реестр методов. Сегодня они уже составляют большую часть, только ещё далеко не все практикуемые в нашей стране методы входят в их число.

Сегодня завершается наш двадцатипятилетний цикл подготовки к переходу на высокие профессиональные стандарты образования. Эти стандарты будут отличаться у различных методов (модальностей) психотерапии и в среднем составлять не менее 3212 часов.

Мы будем предлагать профессиональное психотерапевтическое образование в полном объёме, согласно складывающейся из четырех частей парадигме понимания образования в психотерапии, куда входят: учебная терапия, теория, практика с супервизией и профессиональная супервизия. У нас достаточно профессиональных кадров для проведения учебной терапии (или познания границ собственной личности, или личной терапии), достаточно кадров для обучения теории и проведению супервизии практики. Активно готовятся кадры супервизоров. В первом приближении количество учебных часов может быть: учебной личной терапии не менее 340, теории — не менее 800, практики под супервизией — не менее 2000 и профессиональной супервизии — не менее 72 часов. Кроме того претенденту на национальный сертификат психотерапевта необходимы знания в области психиатрии в объёме не менее 530 часов.

Для этой работы нам необходимо сформировать корпус личных терапевтов Лиги. По нашему мнению, личной терапией могут заниматься держатели Европейского сертификата психотерапевта, супервизоры уровня действительного супервизора ОППЛ, а на переходный период и рекомендованные модальностями опытные профессионалы.

Сегодня нами завершается огромная работа, длившаяся два с половиной десятилетия, по переходу подготовки наших специалистов на стандарты соответствующие Европейским и даже превышающие их. В настоящее время через Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу вручено 293 Европейских сертификата психотерапевта и 46 Всемирных сертификатов психотерапевта.

Впрочем, такая система подготовки профессиональных кадров уже давно доказала свою эффективность и в нашей стране. Так в первой половине девяностых годов была реализована Красноярская модель подготовки психотерапевтов. Учебный план в этой модели состоял из 4232 часов. Специалисты, получившие образование по этой модели, доказали свою эффективность и преимущества в практической работе перед специалистами, прошедшими другую подготовку.

Главной целью двух десятилетий истекшего периода мы считали освоение опыта психотерапевтических школ Запада и оздоровительных практик Востока. В последние же годы нашей основной целью является разработка эффективных методов отечественной психотерапии для жителей новой России.

Здесь мы используем сокровищницу отечественной психологии и психотерапии и, конечно, опыт психотерапии Запада и традиционных практик Востока. Мы тщательно следим за вызовами эпохи.

В числе основных вызовов можно остановиться на следующих. В последние десятилетия человечество так приспособилось к жизни на нашей планете, что естественный отбор уже не регулирует величину популяции людей. Регуляция величины и качества популяции осуществляется другими, искусственными путями. Разрушается принадлежность людей к полу. Всё более стираются гендерные различия, в том числе различия гендерных ролей.

Само рождение человека теперь осуществляется различными путями, в том числе путём искусственного зачатия и использования суррогатных матерей.

Деструктивной динамике подвергся и институт семьи. Мужчины часто не готовы брать на себя ответственность за семью. Женщины всё больше внимания уделяют своей профессиональной роли. Растёт напряжение социальных эмоций. Недоброжелательное отношение больших групп людей друг к другу может вести к социальным эпидемиям нетерпимости и ненависти. В некоторых регионах растёт религиозный фундаментализм. В особых условиях оказались жители Крыма. Они проходят трудный процесс перехода от жизни в одной стране, к жизни в другой и, конечно, нуждаются в помощи и поддержке. Наша задача — транслировать в Крым достижения отечественной психотерапии из различных регионов российской Федерации и, прежде всего, — Южного Федерального округа. А достижения психотерапии Крыма — транслировать во все регионы нашей огромной страны.

Конечно, это только часть вызовов новейшего времени. Переживаемый нашей страной новый кризис — это ещё один вызов каждого дня нашей жизни. Профессиональная психотерапия включает два основных направления нашей деятельности: решение проблем и лечение; развитие, и помощь в самореализации. И в зависимости от состояния нашего общества каждый из трендов нашей деятельности более или менее выражен. Это в любых условиях позволяет с оптимизмом рассматривать настоящее и смотреть в будущее!