ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Отчетный доклад XVII съезду вице-президента ОППЛ А.Л. Каткова

Отчет о деятельности комитетов ОППЛ по науке и технологиям и законодательных инициатив (2014-2015 г.г.)

Председатель комитетов по науке и технологиям, законодательных инициатив, вице-президент ОППЛ профессор А.Л. Катков

 

В продолжении 2014-2015 г.г. деятельность поименованных комитетов ОППЛ была сосредоточена на основном стратегическом направлении развития профессиональной психотерапии — аргументированном обосновании статуса психотерапии как самостоятельного научно-практического направления и оформлении наиболее перспективного нормативно-правового поля, в котором реализуется психотерапевтическая практика.

Новейшая история развития профессиональной психотерапии в РФ, показывает что обозначенные, основные компоненты данного стратегического направления тесно взаимосвязаны. В частности, последние отрицательные отзывы относительно возможности законодательного регулирования психотерапевтической деятельности в РФ были аргументированы, в основном, отсутствием каких-либо объективных предпосылок к самостоятельному функционированию данного направления, и, соответственно, избыточностью предлагаемых законодательных инициатив.

Таким образом, появления реальных шансов на рассмотрение третьей версии законопроекта «О психотерапии» с позитивными отзывами от экспертных групп, следует ожидать лишь в случае реализации подлинных методологических прорывов в сфере обоснования научного статуса профессиональной психотерапии.

В данной связи, в анализируемый период времени работа профильных комитетов ОППЛ проводилась по следующим пунктам.

1. Была еще раз детально проанализирована законотворческая стратегия ОППЛ и определена наиболее реальная, в существующих условиях, возможность продвижения разработанных законодательных инициатив — в качестве специального раздела действующего Федерального закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 3185-1. При этом, предметная сфера, регулируемая модифицированным законодательством, должна, с необходимостью, включать не только уровень психических и поведенческих расстройств, но и феноменологию качественных характеристик психического здоровья (в специальной литературе такие характеристики нередко обозначают термином «психологическое здоровье»). А регулируемая сфера профессиональной деятельности — практику психотерапии, основной сферой приложения которой, как раз и являются качественные характеристики психического здоровья. В этом случае, название модифицированного — таким образом — закона должно быть изменено на другое, более соответствующее его обновленному содержанию, например, на: Федеральный закон РФ «О психическом здоровье». Здесь же следует сказать, что время для таких сущностных и законодательных инноваций в сфере психического здоровья давно пришло, и вопрос этот более, чем актуальный в свете еще только разворачивающихся глобальных и локальных кризисов, оказывающих негативное — прямое или косвенное — влияние на состояние психического здоровья населения. Кроме того, в структуру данного законопроекта возможно раздела, регламентирующего оказание аддиктологической помощи, и здесь экспертам ОППЛ так же есть, что предложить.

2. Следующее весомое достижение по данному, основополагающему направлению деятельности — завершение масштабного исследовательского проекта по общей тематике «Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования)». В результате чего, были получены весомые, научно-обоснованные аргументы в пользу необходимости расширения общей категории психического здоровья за счет идентифицированных качественных характеристик. И, далее, было показано, что именно профессиональная психотерапия, выстраиваемая в своей концептуальной части с использованием системообразующего стержня базисной научно-исследовательской программы, является научно-практическим направлением, адекватно разрабатывающим предметную сферу качества психического здоровья. Что, собственно, и нужно было ясно продемонстрировать для обоснования самостоятельного научного статуса профессиональной психотерапии. При всем том, ясная обращенность такого, научно аргументированного и всесторонне проработанного понимания психотерапии — к общей категории психического здоровья, как нам представляется, будет способствовать включению соответствующего раздела в содержание обновленного законопроекта, регулирующего отношения в сфере психического здоровья. Материалы с системным изложением результатов по завершенному исследовательскому проекту в сфере качества психического здоровья — к моменту опубликования настоящего отчета — будут размещены на интернет ресурсах электронной библиотеки и в электронных версиях периодических изданий ОППЛ.

3. Далее, нужно отметить завершение проекта по разработке и апробации шкалированного варианта универсального протокола психотехнического анализа помогающих и развивающих практик, используемых в метамодели социальной психотерапии. Значение данного инструмента, в том числе и для обоснования статуса профессиональной психотерапии в качестве самостоятельного научно-практического направления, весьма существенное. Тем более, что до времени достижения данного рубежа сама идея универсальной, трехуровневой коммуникации — механизма, который лежит в основе подлинной интеграции в общем поле помогающих и развивающих практик — оставалась более или менее абстрактной. Однако, возможность адекватной оценки макротехнологических, метатехнологических и структурно-технологических параметров терапевтической коммуникации, которая появляется с использованием шкалированного варианта универсального протокола психотехнического анализа, разворачивает ситуацию в иную плоскость и позволяет преодолевать многие «нестыковки» профессиональной психотерапии с критериями принадлежности к кодифицированной системе знаний. При этом, сама по себе, процедура психотехнического анализа отдельной сессии или психотерапевтического цикла не заменяет классической супервизии, но может служить эффективным, индикативным подспорьем в проведении этой важной практики профессионального развития.

4. С разработкой вышеприведенных и более ранних теоретических концептов, моделей и оценочных инструментов, позволяющих выстраивать предметное поле профессиональной психотерапии в критериях принадлежности к кодифицированной системы знаний, появляются объективные основания для признания психотерапии в качестве самостоятельного научно-практического направления — т. е., именно те основания, которых не хватало экспертам, оценивавшим две первые версии законопроекта «О профессиональной психотерапии». Эту обновленную, профессиональную диспозицию было решено довести до сведения коллег — психиатров (а именно эти специалисты дают экспертную оценку законопроектам о психотерапии) на XVI съезде Российского общества психиатров, который будет проводится с 23 по 25 сентября 20015 г. Т.е., к моменту проведения очередного съезда ОППЛ первая реакция психиатрического сообщества на такого рода демарш будет известна. И далее, конечно, интенсивные контакты с профессиональными организациями, ассоциациями, действующими в общем поле ментальных дисциплин, будут продолжаться.

5. Что касается целенаправленное активности Лиги в отношении собственно нормотворчества, то здесь специально нужно отметить, во-первых разработку третьего варианта законопроекта «О психотерапии», модифицированного в соответствии со всеми высказанными — со стороны профессионального психотерапевтического сообщества — замечаниями. Однако, с учетом всего вышесказанного, в текущем году, возможно, будет разработан и четвертый вариант законопроекта — в виде раздела общего Федерального закона «О психическом здоровье». Этот вопрос будет решаться по результатам реакции на наши предложения со стороны РОП. А во-вторых, — подготовку полного пакета документов на регистрацию СРО психотерапевтов и психологов. Деятельность данной саморегулируемой, некоммерческой организации, в перспективе, будет связана с разработкой системы профессиональных стандартов в психотерапии и консультировании. Т.е., — с дальнейшими важными шагами по развитию психотерапии.