ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Доклад Харитоненко Ирины

Харитоненко Ирина, ученица 10 класса МБОУ СОШ №86, г. Новосибирск

Тема: Особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет

 

Здравствуйте, меня зовут Ирина Харитоненко, я учусь в 10 классе, школы №86. Тема моей работы: особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет.

Однажды я прочитала о том, что у детей время течет медленнее, а у взрослых быстрее. Это вызвало удивление так как, по — моему наблюдению мои ровесники, как и я сама куда-то будет, испытывают нехватку времени. Поэтому мне захотелось выяснить так ли это. Всем очевидно, что понятие о восприятии времени у всех разное. И зависит оно от таких факторов как погода, темп музыки, скорость движения машин в потоке, освещение и т.д. Так же наше чувство времени вовсе не идеально, но чаще всего мозг успешно скрывает этот факт — в нашей картине мира время представляет собой плавно текущий поток. Когда мы учимся в школе, то год сменяет школьное расписание, причем, его воздействие ощущается и много времени спустя (особенно для учителей). Исследования Д.Г. Элькина показывают, что между восприятием времени и деятельностью лежит прямая связь — чем точнее восприятие времени, тем успешнее деятельность. Время является регулятором всей деятельность человека, поэтому считаю данное исследование актуально, ведь ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Мне захотелось изучить и проанализировать особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет, что и было целью моего исследования.

Гипотеза: у современных подростков 14-16 лет искажено восприятие времени (оно ускоряется).

Выборку испытуемых составили учащиеся параллели 9-х классов в количестве 20 человек, возраст которых 14-16 лет.

На каждом методе исследования остановлюсь подробнее, рассказывая о полученных результатах.

Методы исследования:

1. Исследование степени точности восприятия времени в 1 минуту;

2. Опрос:

а) Анкета для изучения отношения ко времени;

б) Анкета для изучения восприятия продолжительности различных событий из жизни;

3. Метод «Колесо временного баланса» (модификация коучингово метода «Колесо жизненного баланса»;

4. Обработка и анализ полученных данных.

Итак, перейдем к рассмотрению полученных результатов.

Свою работу начала с метода исследования степени точности восприятия времени в 1 минуту. Данные которого отражены на слайде.

Точность восприятия времени в 1 минуту

Вы видите, что 13 % опрошенных точно воспринимают минуту, 52 % недооценивают, т.е. время для них проносится быстро, и 35 % переоценивают, т.е. для них время тянется долго.

Следующий метод — опрос. Я провела анкетирование сверстников. Перед вами данные анкеты для изучения отношения ко времени.

Анкета для изучения отношения ко времени

Вопросы

никогда

иногда

часто

всегда

1. Пытаетесь ли выполнять одновременно несколько дел?

5 %

70 %

20 %

5 %

2. Испытываете ли вы трудности со сном (трудно заснуть, прерывистый сон, после сна не чувствую себя отдохнувшим)?

10 %

40 %

30 %

20 %

3. Забываете ли даты семейных торжеств, праздников, важных событий?

40 %

40 %

20 %

0 %

4. Оцениваете ли вы себя по тому, сколько успели сделать в течение дня?

30 %

40 %

30 %

0 %

5. Все ли вы успеваете выполнить за день, что запланировали?

10 %

60 %

25 %

5 %

6. Испытываете ли вы ощущение нехватки времени?

5 %

20 %

50 %

25 %

 

Было выявлено, что большинство опрошенных подростков (70 %) пытаются иногда выполнить несколько дел одновременно. Также у них часто возникает ощущение нехватки времени (50 %). Большинство (60 %) из них иногда успевает выполнить за день, что запланировали, иногда, часто забывают даты семейных торжеств, праздников, важных событий. Больше половины (70 %) опрошенных оценивают себя по тому, сколько успели сделать в течение дня, периодически или часто испытывают трудности со сном.

Хотите ли вы научиться правильно организовывать своё время?

На вопрос этой анкеты «Хотите ли вы научиться правильно организовывать свое время?» мы увидели, что больше половины (85 %) опрошенных хотят научиться организовывать своё время, лишь 15 % не видят в этом необходимости. Выходит, что они понимают важность данного умения.

В следующей таблице отражены результаты, полученные в ходе проведения второй анкеты, для изучения восприятия продолжительности различных событий из жизни.

Субъективное восприятие времени в разных ситуациях.

Результаты анкеты для изучения восприятия продолжительности различных событий из жизни.

Ситуации

Долго

Слишком долго

Быстро

Слишком быстро

Комфортно

1. Работа в команде над общим делом

5

2

-

-

13

2. Ожидание

11

5

2

-

2

3. Какое-либо торжество

-

2

8

-

10

4. Выполнение дом. задания

8

2

4

4

2

5. Выполнение важного поручения, задания

4

2

10

-

4

6. Просмотр телевизора

4

3

4

-

9

7. Нахождение за компьютером

1

-

6

4

9

8. Общение с друзьями, близкими

-

1

2

4

13

9. Уборка

4

5

5

3

3

10. Принятие какого-либо важного решения

9

4

2

1

4

11. Автомобильная пробка

5

9

3

-

3

12. Урок

9

5

2

3

1

13. Экзамен

3

5

7

3

2

 

С помощью данной анкеты было выявлено, что у каждого подростка события, встречаемые в жизни из данного списка, воспринимаются по-разному. Восприятие времени ни у одного опрошенного человека во всех случаях комфортным не было. Данные результаты подтверждают информацию различных экспериментов и исследований о том, что на продолжительность тех или иных ситуаций влияют различные факторы. Но всё же можно отметить следующее.

Для большинства опрошенных время проходит комфортно в следующих ситуациях: нахождение за компьютером, просмотр телевизора, какое-либо торжество, работа в команде над общим делом, общение с друзьями/близкими.

Долго или слишком долго для большинства порошенных время воспринимается в следующих ситуациях: ожидание, принятие какого-либо важного решения, урок, автомобильная пробка.

Быстро течёт время для большинства при выполнения важного поручения или задания.

Далее перейду к результатам, полученным с помощью метода «Колесо временного баланса» — это модификация метода из коучига «Колесо жизненного баланса». Ребятам предлагалось отметить расходование их времени (по шкале от 0 до 10) в прошлом, настоящем и будущем следующих секторов (сфер жизни):

1 — Личное время;

2 — Обязательства перед другими людьми;

3 — Темп жизни;

4 — Сон;

5 — Нахождение в интернете;

6 — Учебное, рабочее время.

Затем, необходимо было пояснить что для них означает прошлое, настоящее и будущее, личное время, рабочее/учебное время, темп жизни, обязательства перед другими, сон и нахождение в Интернете.

Перед вами представлены полученные результаты.

Метод «Колесо временного баланса» (модификация коучингово метода «Колесо жизненного баланса»)

Ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем нет гармоничного распределения времени. Какой-либо сектор занимает большее количество времени. Большую часть времени занимает сектор учебное/рабочее время, интересно, что в прошлом оно занимало большую часть нежели в настоящем и будущем. Меньше всего времени занимает сектор сон. Одинаковое время уходит как в прошлом, настоящем и будущем на сектор обязательства перед другими, личная жизнь. Темп жизни у большинства будет занимать больше времени в будущем, т.е. будет ускоряться.

Характеристика оцениваемых секторов, данная подростками.

Параметры

Определения испытуемых

Количество

Личное время

Прогулки

4 чел

Развлечения

7 чел

Личная жизнь

2 чел

Чтение литературы

3 чел

Время на себя

3 чел

Делаю, что я хочу

1 чел

Рабочее/учебное время

Школа

10 чел

Работа

4 чел

Доп. кружки

1 чел

Своё дело

2 чел

Уборка

2 чел.

Делать, что хотят другие

1 чел

Темп жизни

Медленный

1 чел

Долгий

1 чел

Скучный

1 чел

Быстрый

10 чел

Средний

2 чел

Нехватка времени

6 чел

Обязательства перед другими

Дела

4 чел

Ответственность перед родителями

6 чел

Ничего не должен

2 чел

Помощь другим людям

7 чел

Их нет

1 чел

Сон

Отдых

6 чел

Не высыпаюсь

6 чел

Сон

2 чел

Нахождение в постели

3 чел

Приятный

3 чел

Нахождение в Интернете

Пустая трата времени

2 чел

Знания/информация

4 чел

Игры

6 чел

Соц. сети

6 чел

ГДЗ (готовые дом.задания)

1 чел

Редкое посещение

1 чел

Прошлое

Это, что было 2,3, 4 г. назад

4 чел

То, что уже не вернуть

6 чел

10 лет назад

2 чел

Прошедший день, век, год

1 чел

С 7 лет до 10 (беззаботность прошлых лет)

2 чел

Воспоминания и отличные моменты

4 чел

Всё равно

1 чел

Настоящее

В данный момент/сейчас

11 чел

Как я сейчас живу/образ жизни

3 чел

Сегодняшний день

4 чел

Усталость/проблемы

2 чел

Будущее

1 год

2 чел.

Будущая работа, предвкушение и ожидание

1 чел

Мечты

1 чел.

Завтра

2 чел.

 

Итак, основу личного времени у подростков составляют развлечения (7 чел). В рабочем/учебном времени они отдаются школе (10 чел). Для большинства подростков темп жизни — быстрый (10 чел), а чуть больше половины указали, что ощущают нехватку времени. Во время сна подростки либо отдыхают (6 чел.), либо не высыпаются (6 чел). Настоящее для большинства опрошенных подростков происходит в данный момент/сейчас (11 чел). Обязательства перед другими включают в себя — помощь другим людям, ответственность перед родителями, дела. Прошлое — то, что было от двух до десяти лет назад, воспоминания и отличные моменты, возраст с семи до десяти лет. Будущее — один год, будущая работа, предвкушение и ожидание, мечты, завтра.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод о подтверждении гипотезы, о том, что у современных подростков 14-16 лет время течет быстро, они испытывают нехватку времени, их темп жизни ускоряется. Основные поглотители времени для них — учеба/работа.

На мой взгляд, практическая значимость данной работы, заключается в том, чтобы помочь ребятам осознать свои взаимоотношения со временем, что необходимо для успешной деятельности и комфортного эмоционального состояния.

Спасибо за внимание.

 

Список литературы

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1990.
  2. Вудроу Г. Восприятие времени // (Ред.) Стивенс С.С. Экспериментальная психология. М., 1963.
  3. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени, 1969.
  4. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.
  5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. С.-Пб., 2003.
  6. Хэммонд Клодия. Искаженное время. Особенности восприятия времени. М., 2013.
  7. Цуканов Б.И. Время в психике человека. Одесса.1999.
  8. Элькин Д.Г. Восприятие времени. М., 1962.
  9. Даров В. Тайны восприятия времени [Электронный ресурс].
  10. Восприятие времени [Электронный ресурс] . — Режим доступа: mindware.ru.
  11. Восприятие пространства, времени и движения человеком / Биофайл. Научно-информационный журнал [Электронный ресурс] . — Режим доступа: biofile.ru.
  12. 12. Колесо жизненного баланса, или система ценностей. Что такое колесо жизненного баланса? [Электронный ресурс] . — Режим доступа: fb.ru.