ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Статья номера М.Н. Маслов

Рубрика «Статья номера»

Моя боль. Об аутодеструктивных явлениях, механизмах, причинах и последствиях проявления агрессии в актуальном социальном пространстве

Маслов Михаил Николаевич — психолог, обучающий психотерапевт МОКПО, г. Ростов-на-Дону

Die Stimme der Vernunft ist leise, aber sie ruht nich, ehe sie sich Gehör verschafft hat.
Голос разума тих, но он не успокаивается, пока его не услышат.
Зигмунд Фрейд

 

С детства мое внимание занимал вопрос, почему большинство моих сверстников не могут дружить, поддерживать друг друга, помогать друг другу. Особенно этот вопрос начинал пульсировать в моей голове, когда я сталкивался с особо уважительным отношением сверстников друг к другу и ко мне. И особенно удивительными и странными были для меня сообщения о собирающихся старшеклассниках в поле рядом со школой для того, чтобы побить друг другу лица и другие части тела с применением тяжелых предметов потому, что возникла неприязнь друг к другу из-за того, что оппоненты живут в другом микрорайоне города и ходят в соседнюю школу. То есть, живут рядом, но в тоже время немного отличаются друг от друга. Как я узнал позже из криминологии, это явление получило название «Казанский феномен» и возникало не только в Ростове-на-Дону.

В период 1998 — 2000 г.г. для меня было также странным и непонятным появление хулиганских группировок в школах Ростова-на-Дону, когда пятиклассник мог остановить девятиклассника, унижать его, бить, отбирать имущество, а старший не мог защищаться и вынужден был сносить оскорбления, потому как иначе его бы ждали за воротами школы девятиклассники из хулиганской группировки. Особенно странным мне казалось это явление потому, что происходило оно на фоне послабления давления идеологии СССР, подросткам предоставлялась большая свобода в действиях и выборе времени препровождения. Переводя это на метафору психоаналитического пространства, почему-то на предложение: «Говорите все, что Вам приходит в голову», — на ум приходит: «Хочу отличающихся унизить, запугать, покалечить, ненавижу отличающихся». Не приходит в голову мысли: «Хочу найти друзей, заниматься спортом, осваивать профессию, учить иностранные языки. В мире ведь столько интересного!».

Вот я и занялся поиском ответа на вопрос «Почему, когда людям дали свободу, они не стали создавать, любить, уважать друг друга, радоваться, а наоборот».

В поисках ответа на этот вопрос, я остановился на изучении законов и феноменов проявления бессознательного как явления гораздо более влиятельного на психические феномены и имеющего скрытые от сознания факторы, феномены и причины. Оперирование феноменами сознательного не давало ответа на поставленный вопрос, поскольку понимание деструктивности поведения и волевое усилие в попытке скорректировать поведение не приводило к коррекции поведения, следовательно, есть другие силы, о существовании которых нужно предполагать и искать их смысл вне сферы осознаваемого психического.

 

Что происходит и почему, и какое содержание эмоционального отношения символизировано в поступок?

Высказывание З. Фрейда «Бессознательное — это конь, который мчится туда, куда ему нужно, а сознание — это всадник, который делает вид, что именно туда ему и нужно» и мысль немецкого философа Гегеля Георга Вильгельма Фридриха «Все действительно — разумно. Все разумное — действительно. В своем развитии действительность развертывается как необходимость», — основные инструменты в моей исследовательской работе.

Что происходит в процессе стычки сверстников между собой и что этим они хотят сказать друг другу или кому-то еще? Происходит разрушение тела, имущества, культурного пространства, витальности, понимаемой как состояние спокойствия, радости, расслабленности, удовольствия, желания что-то создавать, доброжелательности, способности получать удовольствие от физических посильных нагрузок, умственной деятельности, приятного эмоционального контакта с людьми, способности испытывать наслаждения от процесса бытия как факта. Довольно точно можно предположить, что на первом плане процесс разрушения и уничтожения чего-либо в плане эмоционально отношения отражает спектр агрессивных чувств: ярость, ненависть, гнев, злость, раздражительность. На втором плане этот процесс отражает желание унизить, опозорить запугать, подчинить себе.

В своем исследовании я предположу и рассмотрю три причины, действующие в той или иной степени одновременно, предполагая наличие других компонентов этого явления

1. Агрессивное явление как нормальная и закономерная психодинамическая реакция на фрустрацию удовлетворения каких-либо витальных и либидиозных потребностей (на беспомощность и безвыходность) в попытке преодолеть фрустрирующее препятствие, но смещенное с первоначального фрустрирующего объекта.

2. Деформация характера, исключающая витальные переживания и ценности, и, как следствие, приводящая к закономерной и неотвратимой деформации эмоциональной сферы, ценностей и поведения, исключающей витальность, и оставляющей для переживания и поведения только спектр агрессивных чувств и агрессивного поведения. Данная деформация отражена в строке: «…Лишь только в борьбе можно счастье найти…» песни «Гайдар шагает впереди» А. Пахмутовой, Н. Добронравова. Эта деформация характера закономерным образом будет вынуждать к поиску в социальном пространстве врагов и вредителей, с последующим вступлением с ними в отношения. В этих отношениях будут проявляться потребности от «уничтожить», до «унизить, наказать, причинить вред, бороться». Жизненный девиз такого характера: «В этом мире либо ты делаешь — либо тебя».

3. Невыраженное отношение какого либо психотравмирующего эпизода собственного актуального или непереработанного предыдущими поколениями, смещенного на доступный и отличающийся объект [1,2, 3].

Объясняя и иллюстрируя психодинамику пунктов 1 и 2, буду опираться на теорию фрустрации-агрессии, работу З.Фрейда «Судьба влечений» и привлеку мифы Древней Греции. В качестве отправной точки буду опираться на тезис К.Г. Юнга о том, что мифы Древней Греции наиболее точно отражают архетипы человеческой психики.

С моей точки зрения для иллюстрации трансформации фрустрированных витальных и либидиозных желаний в спектр агрессивных чувств и поведения хорошо подходит миф о Дионисе и Медузе Горгоне. Выбирая версию мифа о Дионисе, хочу обозначить содержание ритуалов в честь Диониса, т.к. у некоторых людей миф о Дионисе ассоциируется с употреблением спиртных напитков и сексуальными оргиями. Ритуальные действия в честь Диониса содержали танцы на открытых площадках, окруженных колоннами, под ритмичную музыку барабанов. Нужно было веселиться, шутить, радоваться, смеяться, расслабляться, а если необходимо — употреблять небольшое количество вина для расслабления. В мифе о Дионисе есть эпизод, иллюстрирующий психодинамику трансформации витальных переживаний после их фрустрации в ненависть, ярость и безумие. «… кто поклонялся Дионису, те испытывали божественный экстаз; те же кто противился — выбирали безумие… Когда Дионис вступил во Фракию, царь Ликург энергично выступил против него и пленил свиту бога. Спасаясь, Дионис бросился в море, и там его укрыла морская нимфа Фетида. Рея поразила Ликурга безумием, и ослепленный царь зарубил своего сына Дриаса, думая, что перед ним виноградная лоза»; «Мифы утверждают, что Дионис был единственным богом, который никогда не ссорился со своей женой» [4]. Т.е. архетип Диониса отражает наличие в эмоциональной сфере переживаний радости, веселья, расслабленности, эротичности. Таким образом, контакт с витальной и либидиозной составляющий эмоциональной сферы — это основа психологического здоровья, развития, созидания, а отрицание витальной эмоциональности — наоборот. В современности Дионисийским вечеринкам соответствуют спортивные шоу, дискотеки и карнавалы, кино, театры и т.п.

Аналогичная психодинамика трансформации эмоциональной сферы, а именно сексуальности, отражена в мифе о Медузе Горгоне. «Медуза была девушкой с красивыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты от преследования Посейдона. Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр» (из Википедии). Здесь видно, что чудовище Медуза Горгона — это отрицаемое сексуальное желание Афины, трансформированное в ненависть, оцепенение и страх, ужас. Это совпадает с реализуемыми функциями персоны Афины — богини войны, процесса, который реализуется за счет ненависти и ярости в эмоциональной составляющей и разрушения, уничтожения в действиях. И богини ремесел, процесса, который реализуется за счет преодоления напряжения, злости, азарта, зависти в эмоциональной составляющей, борьбы и конкурентных отношений в действиях (упоминая здесь ремесла, я не имею в виду процесс созидания, обусловленный спокойным и приятным желанием что-то создать под влиянием либидиозных и витальных чувств).

Отмечая важность наличия витальных и либидиозных переживаний, хочу отметить архетип Диониса в противоположность архетипа Афины. Дионис репрезентирует психологически здоровые, более витальные и подходящие для мирного времени компоненты личности: способность мирно находится длительное время в отношениях, заводить детей, радоваться и веселиться [7]. Этого нельзя сказать о выше упомянутой «Бизнес-Леди», которая за мужем не была, детей не заводила, и с сексом у нее было как в СССР. Естественно, речь идет о мирном времени, в военное время без Афины и Ареса не обойтись.

 

Аутодеструктивные информационные явления и их последствия. К пункту 3.

Паранойяльный синдром в прямом эфире.

Против хорошо знакомого мне человека недавно была развернута травля в средствах массовой информации в связи с обвинением в некачественном оказании услуги, приведшей к гибели заказчика услуги. Я хорошо знаю ситуацию этого происшествия, специалист действовал профессионально, а на трагический сценарий развития событий оказали влияние родственники погибшей. Но родственники по определенным причинам организовали в пяти СМИ шесть репортажей клеветнического и обвинительного характера. Причем в первых пяти репортажах журналисты не выходили на связь, а в шестом репортаже вышли, обещали представить объективно две стороны, поступить профессионально, записали интервью. В результате в эфир не вышло все, что было связано с достоинством специалиста, квалификацией, качеством его работы, сообщением об ответственности за происшествие другой стороны — это было подвергнуто цензуре. В эфир просочились только соболезнования родственникам погибших, а оценка личности и работы специалиста носила унижающий, обвиняющий в неквалифицированной работе, позорящий и стыдящий характер. Такое ощущение, что специалиста хотели заставить под давлением сказать, что он признает свою вину, стыд, позор, низкую квалификацию. Если бы он это сказал, то это наверняка прошло бы цензуру и попало бы в эфир. Если посмотреть на этот процесс, аналогично тому, как если бы пациент с паранойяльным синдромом в комплексе пограничного или нарциссического расстройства личности, придя на очередную сессию, пытался бы реализовать феномен проективной идентификации. Он бы отрицал все неподходящие ему реакции аналитика и оказывал бы давление на аналитика с целью принятия раскаяния, вины, позора, униженности, некомпетентности. Это наводит на мысль о неком содержании некомпетентности, позора, униженности, вины, раскаяния на уровне большинства населения. О чем же пытается сказать голос разума и в чем он хочет быть услышан? Рассматривая поведение СМИ как реакцию на запрос населения, как на то, что пользуется рейтингом, можно предположить, что большинство населения будто бы хочет, проявляя проективную идентификацию, научиться признавать свою некомпетентность, вину, выражать раскаяние, принять позор, стыд и при этом не разрушиться и жить дальше. И, конечно, возникает вопрос, — а что это за события, которые на уровне большой группы на данный момент отрицаются, но осознаются как позорные, постыдные, отягощенные чувством вины, требующие раскаяния?

 

Причины сопротивления усилению государственности.

При усилении государственности, если представители государства не отметили раскаянием и памятью свои агрессивные действия в отношении предыдущих поколений — начнут появляться и формироваться различные группировки, которые будут выступать против представителей власти под разными предлогами и с различной идеологией. Поскольку те, в отношении кого государство поступило не корректно (репрессии, ссылки и т.п.), т.е. те, кто был унижен и опозорен, вложили детям свои травмированные образы и чувства, то их потомки будут выражать агрессию и обвинения против представителей государства в попытке заставить государство принять чувства позора и унижения, раскаяния. Обычно агрессивное отношение проявляется на 2-4 поколении от репрессированных [2]. Первое поколение реагирует фобически или депрессивно, второе — нейтрально, третье — агрессивно [2]. Это эмоциональное содержание будет препятствовать установлению доверительных отношений с государством, и при попытке усилить авторитет и влияние государственности ненависть к представителям государственной власти будет усиливаться прямо пропорционально. Особенно ярко это будет появляться в подростковой среде в виде хулиганских сообществ на территориях, на которые раньше были сосланы их прародители.

При вытесненной ненависти будет наблюдаться рост тенденции «Казанского феномена» через смещение ненависти с первоначального объекта на объект доступный, отличающийся и в чем-то воспринимаемый как слабый [1]. Можно смело прогнозировать, что выгребать это содержание будет «длинный и ушастый» — отличающийся. А особенно ему не повезет, если он носит очки и еврей по национальности. Козлом отпущения будут выбирать отличающегося по вероисповеданию, национальности, цвету кожи, образованию, по профессии, слишком низкому или высокому социальному статусу, культурному уровню и т.п.

Как один из сопровождающих компонентов смещения агрессии, будет уменьшаться трудовая эффективность. Что-то создавать будет тем сложнее, чем выше ненависть и напряженность. На нечто созданное одним будет направляться ненависть других, смещенная с первоначального объекта, с целью разрушить созданное. Как повод будет использована конкуренция. Но в этой конкурентной борьбе будет видно, что конкурирующие не столько пытаются сделать продукт лучше, сколько пытаются дискредитировать и нанести ущерб конкуренту: унизить его, пристыдить, обвинить и опозорить.

Второй феномен, относящийся к снижению трудовой эффективности — это расслоение профессий на «достойные» и «недостойные» с целью реализовать через механизмы проективной идентификации чувства униженности, позора, непрестижности, неуважения. Можно смело прогнозировать, что чувствовать себя достойно и гордиться работой, например, строителя, водителя, официанта, токаря, сварщика, слесаря, машиниста и т.п. будет невозможно. Это будет вызывать закономерный отток представителей титульного этноса из неуважаемых профессий в уважаемые. А на неуважаемые профессии будут приходить люди из соседних государств, которым придется в свою очередь преодолевать соответствующее отношение со стороны титульного этноса, а это будет понижать эффективность производственного процесса.

Еще одна опасность фрустрированных витальных и либидиозных потребностей или неотреагированного психотравмирующего материала заключается в потенциальной готовности к вербовке в террористические или аналогичные организации, которые под поводом идеи борьбы за что-либо будут реализовывать потребность в символизации ненависти — что-то или кого-то разрушать.

Одновременно и в первую очередь будет распадаться культурное пространство, начиная с неуважения к личности в виде моббинга, троллинга, побоев детей, сексуального насилия и прочих видов преследования, увеличения количества психосоматических и соматических заболеваний. От разбрасывания мусора вне урн до мелкого хулиганства и вандализма с необходимыми возрастающими расходами на охрану. В итоге создавать что-либо будет тяжело и малоэффективно, поскольку для эффективной работоспособности нужно отдыхать и восстанавливаться, а для этого требуется покой и расслабленность [5,6], и чтобы созданное сохранялось, а не разрушалось.

Если бы я был резидентом иностранной разведки, и мне поручили бы устроить диверсию собственными руками жителей государства — я сделал бы так, как есть сейчас в информационном пространстве. Анализируя актуальное информационное пространство, у меня складывается впечатление собственноручно сделанной культурной катастрофы. Для меня не понятно, зачем производят и показывают такие омерзительные шедевры как «Криминальная Россия», «Бандитский Петербург», «Бумер», «Бригада», «Ментовские войны» и другие медиапродукты, где не показывают, как друг друга уважать, как быть хорошей мамой, как быть хорошим папой, помогать друг другу преодолевая посильные трудности, страстно увлекаться каким-либо делом.

Особенно я был обескуражен, когда в поезде разговорился с одним журналистом об актуальном медиаконтенте. На мой вопрос: «Почему сейчас много катастрофических сюжетов, и мало показывают что где-то что-то создано, достигнуто, построено, налажено?». Мой собеседник ответил: «Нас в школе ВВС учили. Нужно подавать информацию на «нерве», иначе ее смотреть не будут, и рейтинг будет низкий. Надо делать то, что «пипл хавает». И это понять можно, но какой ценой это обернется потом? Трансляция нагруженной тревогой, напряжением, страхом информации будет цеплять большее количество зрителей, чем нечто более спокойное. Но, с другой стороны, у просмотревшего этот информационный продукт неизбежно в той или иной степени будет происходить переработка негативного впечатления после вовлечения в трагический сюжет, и возможность пребывать в состоянии спокойствия, расслабленности, глубокой сосредоточенности над учебным процессом, вовлеченности в какую-либо деятельность будет отсутствовать. В общем, при нагруженности трагическим контентом, выучить, например, три иностранных языка будет невозможно — подобное будет, переводя в метафору, несколько «отравлять» организм. Продолжая метафору и соответствие трагическим событиям, после которых здоровая психика должна вернуться к витальности, хочется придать им образ отходов тела, того, что должно выйти как непригодное к жизни и ненужное. Ну уж, простите за неприятные чувства, но если «пипл хавает» г…но, то разве нужно совершенствоваться в изготовлении и подаче экскрементов? «Пипл» же потом отравленный и больной ходить будет! Таким образом, можно прогнозировать после трагических массовых сюжетов волны моббинга, троллинга, агрессии, бытовых ссор, побоев и жестокого обращение с детьми, употребления алкоголя и наркотиков как самых широко применяемых способов «стресс снять», — т.е. волн обращения к самым востребованным психотерапевтам.

Можно прогнозировать, что последствия потом будет вынужден разгребать аппарат правительства, озадачиваясь вопросами поднятия престижа рабочих профессий, роста бытовой преступности, аварий техногенного характера. Смещение, отреагирование ненависти и ошибочные действия под влиянием аффекта никто не отменял. В общем, печально все это.

 

Ящик Пандоры.

Моя боль — это великая трагедия 20го века — вторая Мировая война. Однажды я увидел, как водитель машины выбросил на ходу на обочину мусор. Ну, выбросил, спросите Вы, ну и что? Да, мерзко, но терпимо. Но мое возмущение перешло предел терпения, поскольку на его машине развивалась Георгиевская лента.

Осмысливая для себя, почему могла произойти катастрофа таких масштабов, я прихожу к выводу о закономерности и неотвратимости произошедшего из-за пережитого опыта унижения и позора, и последующего смещения этих чувств на объект доступный, отличающийся и воспринимаемый как более слабый.

С моей точки зрения, развитие идей фашизма в Германии — закономерное и объяснимое явление, — отклик масс на реализацию чувств ненависти, агрессии, вследствие довлеющих чувств униженности, позора, фрустрированности достаточно хорошего уровня жизни по итогам поражения в Первой Мировой войне под поводом стремления к национальной исключительности и выбора объектов преследования, которые не соответствуют идеалам. Так я для себя ответил, почему случилось сумасшествие в одной из самых культурных и образованных наций в Европе. Но в том числе благодаря мудрости немецкой нации, нашедшей в себе силы и мужество признать и раскаяться за агрессию — отношения с окружающими Германию государствами восстановлены.

С другой стороны противостояния, революция 1917 г. была возможна за счет аналогичной фрустрированности витальных потребностей населения, заряженности вытесненной ненавистью и необходимости изменить ситуацию. Но не через труд, учение и созидание — такой призыв бы не сработал, т.к. не дает возможности отреагировать ненависть, а через уничтожение врагов революции под поводом последующего строительства светлого будущего — тут другое дело, есть где ненависти получить выход.

Все это я нахожу очень грустным, поскольку ответственность за произошедшее несут последующие поколения, хотят они того или нет. Поколения, которым для того, чтобы вернуть себе возможность переживать витальные чувства и тем самым восстановить мирные отношения, необходимо будет признать, прогревать, оплакать, отметить памятью убийства и репрессии с одной и с другой стороны [2,3].

Если знание умножает печаль, то психоаналитическое знание печаль возводит в степень. Так вот, возвращаясь к памяти о великом подвиге наших дедов 1941-1945 годов и моему возмущению после выброшенного мусора на обочину. Помнить подвиг павших в войне — это сохранять и приумножать то, что было достигнуто ценой усилий Советского народа на пути к миру. Это делать усилия, направленные к миру, культуре, созиданию, уважению окружающих и себя, занятию спортом, развитию своих способностей.

Ну, и еще немного «печальки».

Чтобы не бросить тень на ответственных лиц, которые принимали соответствующие решения, отведу себе роль разведчика, соответствующего исследователю, а ответственным лицам тогда будет соответствовать должность начальника штаба. В общем, я, как разведчик, могу не понимать действий начальника штаба, но он о том, что я пишу, знает, я же не очень глубокие мысли тут излагаю, и это в принципе специалистам хорошо известно, ему в ситуации виднее, какое решение принимать и, соответственно, нести ответственность. Речь пойдет о таком серьезном феномене как терроризм, и его глубинных причинах. В качестве иллюстрации приведу недавний эпизод нашей истории, который у меня получилось спрогнозировать, правда мой прогноз был более благоприятен, хотя, может быть, это просто совпадение.

Сначала шаг в сторону. Один из фильмов, на которых я вырос — «Они сражались за Родину». Фильм о том, как преодолевать трудности, поддерживать друг друга, находить что-то приятное, когда вокруг ужас и смерть. После этого фильма становится грустно, хочется задуматься, вынести определенные смыслы. И в этом фильме нет откровенных, реалистично показанных сцен жестокости. Просмотр фильма не вызывает погружения в травматические переживания: беспомощность, безвыходность, бессмысленность, страх, тревогу, ненависть, ярость. Тем для меня непонятнее, для чего нужно было снимать, а потом продвигать по своему хорошо снятый и с моей точки зрения подходящий для военного времени или демонстрации в красных уголках воинских частей фильм «Сталинград». Нетрудно предположить, что после вовлечения в травму войны, учитывая, что психотерапию психотравмы и реабилитации после Великой Отечественной Войны прошли не все граждане нашей страны и многие травматические образы вложены в последующие поколения, следует ожидать эффекта ретравматизации с последующей неотвратимо и логично развивающейся психодинамикой отреагирования травматического или околотравматического переживания: шок, гнев, печаль, горевание, смирение с ситуацией, придание смысла — выход из психотравмирующего события в витальность [5,6] с соответствующими маркерными периодами горевания: 9-12 день, 30-40 день, полгода, год. Тогда получается, что для титульного этноса на 9-12 день после травмирующего события (погружения в травмирующее переживание) можно прогнозировать усиление агрессии: «Что-то я злой сегодня, сам не пойму от чего». Но поскольку объект травмирующий (провоцирующий травматический материал) не воспринимается в сознании как причиняющий страдания, а переживается как нечто нужное и полезное, что необходимо всем смотреть, аффект гнева, злость, ненависть будет смещаться на объекты отличающиеся, доступные, воспринимаемые как более слабые. Наблюдая как фильм «Сталинград» начал продвигаться в СМИ в 25-х числах сентября 2013 года, через 9-12 дней можно прогнозировать вспышку межнациональной розни под поводом какого-либо происшествия, бытовых скандалов и криминальных происшествий с участием титульного этноса, что и произошло в Бирюлево 10 октября 2013 года.

Далее, учитывая подачу темы победы как гордости и силы для победившего и принимая во внимание, что победа одновременно является унижением, позором и слабостью для побежденного, следует ожидать мести и агрессии от тех, кто когда-то был побежден Российской Армией и не справился с унижением, позором, слабостью и подчиненным положением поражения. Следует принять во внимание, что не все нетитульные этносы были включены в состав России по своему желанию и согласию, — некоторые из них были присоединены к территориям РФ через завоевание, т.е. когда-то унижены и опозорены, поставлены в подчиненное положение. Учитывая, что парков памяти жертвам с поименным перечислением невинно убиенных еще не построили, а также то, что чувство униженности, позора, желание выйти из подчиненного положения, отомстить передаются последующим поколениям через вложенные травматические образы — следует ожидать проявления ярости, ненависти, желания унизить против титульного этноса на 9-12 й и 30-40 й день. Рассматривая феномен терроризма как возможность дать выход ненависти, ярости, можно прогнозировать теракты в лучшем случае и стремления образовать независимые народные республики в худшем случае. Учитывая название фильма, вероятнее всего, следует ожидать теракт в г. Волгограде на 9-12 й, 30-40 й день после травмирующего события. Терактов в Волгограде было три, а до образования народных республик дело не дошло.

В качестве иллюстрации возможного травматического содержания приведу эпизод из рассказа Льва Толстого «Хаджи-Мурат»:
«Аул, разоренный набегом, был тот самый, в котором Хаджи-Мурат провел ночь перед выходом своим к русским. Садо, у которого останавливался Хаджи-Мурат, уходил с семьей в горы, когда русские подходили к аулу. Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь, и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена. Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади. Он был проткнут штыком в спину. Благообразная женщина, служившая, во время его посещения, Хаджи-Мурату, теперь, в разорванной на груди рубахе, открывавшей ее старые, обвисшие груди, с распущенными волосами, стояла над сыном и царапала себе в кровь лицо и, не переставая, выла. Садо с киркой и лопатой ушел с родными копать могилу сыну. Старик дед сидел у стены разваленной сакли и, строгая палочку, тупо смотрел перед собой. Он только что вернулся с своего пчельника. Бывшие там два стожка сена были сожжены; были поломаны и обожжены посаженные стариком и выхоженные абрикосовые и вишневые деревья и, главное, сожжены все ульи с пчелами. Вой женщин слышался во всех домах и на площади, куда были привезены еще два тела. Малые дети ревели вместе с матерями. Ревела и голодная скотина, которой нечего было дать. Взрослые дети не играли, а испуганными глазами смотрели на старших. Фонтан был загажен, очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее. Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы, от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения. Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им…».

Понятно, что война — явление всегда психопатическое и можно понять, что удержаться в рамках культурного поведения на войне тяжело и невозможно, но за такое поведение мне перед Кавказцами стыдно.

Естественно, если со стороны агрессора извинений за такие эпизоды не было, то это эмоциональное содержание будет передаваться из поколения в поколение в рассказах детям на вопросы о предках, что совершенно естественно будет вызывать желание унизить, опозорить, отомстить захватчикам когда появиться повод или когда агрессор будет напоминать о какой-либо победе. Чем больше человек будет нагружен ненавистью, тем с большей вероятностью он присоединиться к призыву террориста, отбросив культурную надстройку личности, даже если таковая достаточно хорошо сформирована.

В результате будут гибнуть представители титульного этноса сейчас, за деяния их предков. Как хочется вспомнить замечательные слова из песни «Я не могу иначе». А. Пахмутова, Н. Добронравов: «…Только бездушье губит нас, лечат любовь да ласка…».

Рассматриваемая психодинамика закономерно и неотвратимо будет вызывать процессы культурной деградации. Если предполагать психологическую норму как уважение другу к другу и способность любить [7], а моббинг, троллинг — как неуважение к правам и психологическим границам личности и преследование отличающихся — как несколько окультуренную форму фашизма, то есть над чем задуматься и погрустить.

Глядя на то, что сейчас происходит, хочу вспомнить эпизод из моей групповой работы, резюмировавший тему агрессивности в обществе: «Если душа соткана из любви, то тела людям выдали, а души на складе закончились». Вспоминая мысль З.Фрейда «Derjenige, der zum erstenmal an Stelle eines Speeres ein Schimpfwort benutzte, war der Begründer der Zivilisation» (Тот, кто первый использовал вместо копья ругательство — был основателем цивилизации), не говоря уже о способности прощать и выходить в витальность после травматических и стрессовых эпизодов, хочется обратить внимание на уровень цивилизованности. Прогресс технический происходит, но такое ощущение, что прогресс культурно-психологический стоит на месте, или происходит регресс, и в этом тоже принимают участие рассматриваемые здесь феномены.

Еще раз моя боль. Остается только посожалеть, что таких шедевров инженерного искусства как автомобиль BMW, Mercedes, Porsche; самолетов Airbus, Boeing; поездов ICE и много другого мы не создадим. У нас не хватает сил на прилежное освоение знаний, навыков, кропотливый труд, организованность, на уважение друг к другу — вещей необходимых для создания аналогичных произведений инженерного и социального искусства. Как и не хватает сил у большинства членов общества выучить хотя бы два иностранных языка. По некоторым данным, до революции 1917 года для стремящегося к образованности и культурности гражданина считалось неприличным знать только один иностранный язык.

Еще раз прошу принять извинения за возможно возникшие у читателя неприятные чувства.

 

Список используемой литературы:

  1. М.М. Решетников «Психическая травма». Восточно-Европейский Институт психоанализа, — Санкт-Петербург, 2006 г.
  2. Вамик Д. Волкан. Расширение психоаналитической техники. Восточно-Европейский Институт психоанализа, — Санкт-Петербург, 2012 г.
  3. М.М.Решетников. Попытка психоаналитической интерпретации современного кризиса в Украине. Доклад на Международной конференции врачей-психотерапевтов и психологов-психотерапевтов «Кризис на Украине — психотерапевтические подходы». Вена, 05.12.14 г.
  4. Зеленский В.В. Фаллос и его окрестности. Послесловие к книге Д. Уайли «В поисках фаллоса», сс. 151 — 219.
  5. Beate Steiner, Klaus Krippner. Psychotraumatherapie. Schattauer, Stuttgart, 2006.
  6. Ulrich Sachsse. Traumazentrierte Psychotherapie. Schattauer, Stuttgart, 2004,2009.
  7. Operationalisierte Psychodynamische Diagnostik OPD-2. Huber, 2014.