ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Резолюция круглого стола по медиации 9 июня 2016

Рубрика «Послесловие»

Резолюция круглого стола

«Состояние и тенденции развития медиации в России и мире»,

прошедшего 09 июня 2016 г. в рамках пре-конгресса III Международного конгресса «Состояние и тенденции развития психотерапии, практической и консультативной психологии в России и мире» 10-14 июня 2016 г.

Место проведения: республика Крым, СКК «МРИЯ Резорт», Симеиз, Оползневое, ул. генерала Острякова, д. 9.


Модератор круглого стола:

Лаврова Нина Михайловна, руководитель комитета по медиации Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) (г. Санкт-Петербург).

 

Спикеры круглого стола:

 

Повестка круглого стола:

  1. Медиация как современный экологичный способ урегулирования конфликтов.
  2. Развитие медиации в сфере здравоохранения: создание безопасной среды для пациентов и работников сферы здравоохранения: перспективы развития.
  3. Развитие коммерческой медиации: перспективы развития.
  4. Мировой опыт развития медиации.
  5. Вовлечение спорных сторон в медиацию.
  6. Направления медиации в соответствии с особенностями конфликта и запросами спорных сторон.

 

Преамбула:

Медиация — это альтернативный суду способ урегулирования споров на взаимовыгодной основе, создает благоприятную деловую среду и способствует гармонизации социальных отношений.

Медиатор — это независимый посредник в урегулировании конфликта. Действует на основании №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)» 2010.

В современных условиях медиация приобретает функцию регулятора межличностных отношений во всех сферах общества. Чем теснее и эмоциональнее эти отношения, тем шире перспектива медиации в урегулировании конфликтов и в созидании благоприятной социальной среды. Особенно напряженно эмоциональные внутригрупповые отношения складываются в лечебных и образовательных учреждениях, а также в коммерческих спорах. Эффективность посреднической деятельности определяется умением медиатора выяснить природу противоречий, оценить выраженность конфликта, выбрать направление действий, обеспечивающих согласование интересов и ожиданий спорных сторон, а затем применить апробированные способы мобилизации их интеллекта на принятие ответственных решений.

 

Выделяется ряд направлений медиации:

  1. примирительное с формальным договором относительно отказа от конфронтации;
  2. согласительное с заключением соглашения, предусматривающего дальнейшее конструктивное взаимодействие спорных сторон после разрешения конфликта;
  3. восстановительное с разрешением и предупреждением конфликтов, создающее социальную среду, благоприятную для личностного развития членов коллектива;
  4. психотерапевтическое с минимизацией морального ущерба сторонам и поддержанием их оптимального функционального состояния  эмоционального и физиологического;
  5. системное — составляется «карта медиации» с выяснением комплекса противоречий, с экспертной оценкой позитивных и негативных обстоятельств; применяется апробированный психологический инструментарий, облегчающий построение коммуникации и достижение взаимопонимания сторон.

 

Результаты круглого стола:

Обсуждение противоречий, возникающих в сфере здравоохранения, образования и в коммерческой деятельности, показало актуальность применения процедуры медиации. И если при разрешении международных коммерческих споров институт медиации уже является обязательной составляющей набора применяемых правовых инструментов, для чего созданы такие организации как Международный центр медиации Сингапура, Центр арбитража и медиации ВОИС и т.д., то для предпринимательской среды РФ медиация по-прежнему является лишь новой возможностью. При этом практика применения процедуры медиации в коммерческих спорах показывает, что налаживание коммуникации между сторонами конфликта не просто позволяет реализовывать существующие правовые способы завершения спора с наибольшей выгодой для каждой из сторон, но и создает условия для реального выхода из конфликта. Развитие существующих направлений коммерческой медиации: медиация в процессе заключения сделок; медиация сопровождения проектов; медиация в корпоративных спорах и т.д. даст возможность реализовывать цивилизованную модель ведения бизнеса на постсоветском пространстве.

 

Итоговое решение:

В целях распространения в РФ альтернативной процедуры урегулирования споров с привлечением независимого посредника-медиатора участники круглого стола рекомендуют:

Коммерческим организациям, учреждениям в сферах здравоохранения и образования:

  1. Включать медиативную оговорку в договоры, чтобы способствовать применению процедуры медиации для разрешения споров, возникающих в сфере здравоохранения и образования, а также для урегулирования конфликтов, провоцируемых при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, для разрешения противоречий в связи с трудовыми правоотношениями.
  2. Для приобретения сотрудниками организаций медиативных компетенций проводить обучение основам медиации, эффективной коммуникации, конфликтологии, принимать участие в мастер-классах, тренингах, образовательных проектах, конференциях, конгрессах, посвященных медиации.

Комитету медиации Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги:

  1. Продолжать активно развивать образовательные проекты по медиации.
  2. Развивать отечественную модель медиации.
  3. Проводить мероприятия по популяризации медиации в средствах массовой информации: на ТВ, радио, в газетах, журналах.
  4. Включать тематику по медиации в конгрессы, декадники.
  5. Осуществлять работу с судами общей юрисдикции, третейскими судами, арбитражными судами.
  6. Продолжать взаимодействие с Национальной врачебной палатой, Торгово-промышленными палатами в регионах РФ, общественными организациями РФ.

 


Лаврова Нина Михайловна,

руководитель комитета по медиации ОППЛ.