Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Профессиональная Психотерапевтическая Лига - объединение нового типа, профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии
+7 (919) 763-61-47
+7 (495) 6751 563
+7 (963) 7505 108

Обратный звонок




Вступить в ППЛ

Профессиональная психотерапевтическая газета


Новости

Возможность размещения информации о вас на сайте oppl.ru
19 апреля 2018 года

Уважаемые коллеги! Внимание! До 1 мая 2018 года для действительных членов ОППЛ открыта возможность размещения информации в разделе Профессионалы-персоналии.

Сакральное путешествие в Болгарию и Турцию, лето 2018
18 апреля 2018 года

Символом путешествия будет Пещера. Мы войдем в мир Пещеры, оставив позади страсти, социальные шаблоны, примитивные инстинкты, погрузимся во внутренний мир, чтобы родиться заново во внешнем.

Реестр официальных преподавателей ОППЛ
17 апреля 2018 года

Уважаемые коллеги! На нашем сайте обновлен Реестр официальных преподавателей Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги на 31 марта 2018 года.

Подписка на новости
Отличная возможность быть всегда в курсе новостей ППЛ.


Психологический навигатор

Песочная терапия - резюме

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

Резюме модальности

Песочная терапия

 

Определение:

Песочная терапия — это совокупность психотерапевтических и психолого-педагогических методов, объединённых, преимущественно, методологией юнгианской аналитической психологии, использующих в своей практике натуральный песок, или его производные (цветной песок, подвижный песок), а также специальный инструментарий (песочницы, подносы, свето-цветовые столы) с целью профилактики, лечения, коррекции, реабилитации, сопровождения, обучения и развития клиентов (пациентов, обучаемых, реципиентов), а также повышения качества их жизни (Ассоциация песочной терапии, 2016).

Специалисты, практикующие метод песочной терапии — Sandplay, объединены в международное сообщество — ISST. В этом сообществе существуют сложившиеся стандарты обучения, личной терапии и супервизии для членов и преподавателей сообщества. В настоящее время российские специалисты пока в данное сообщество не входят. Специалисты, практикующие другие методы песочной терапии (sandplay, sandtray, sandart), входят в различные, чаще всего арт-терапевтические, международные и отечественные профессиональные сообщества, имеющие свои профессиональные стандарты.

Ассоциация песочной терапии (с 2015 года) объединят специалистов всех направлений песочной терапии из нашей страны, стран постсоветского пространства, а также других государств. Формируется сообщество специалистов в области песочной терапии, проводится обучение, личная терапия и супервизия, в соответствии с принятыми профессиональными стандартами.

 

Сущность метода:

Песочная терапия — один из способов общения с самим собой и с окружающим миром в присутствии другого и с минимальным вербальным контактом с ним. В ходе песочной терапии на пространство песочницы, песочного подноса, свето-цветового стола, пространства с подвижным, или цветным песком на символическом уровне проецируется бессознательное содержание психики. Спонтанно возникающие образы дают возможность человеку увидеть и прожить то, что происходит, но не осознаётся в его внутреннем и внешнем мире. Песочная терапия позволяет восстановить психическую целостность посредством создания своего уникального мира на пространстве песочницы, песочного подноса, пространстве с подвижным песком и т.д.

 

Теоретические основы:

К.Г. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективного бессознательного, как место, где есть возможность придать индивидуальному травматическому опыту видимую и осязаемую форму. Создание песочных сюжетов способствует «целительному» (по Э.Г. Эйдемиллеру) регрессу, возвращая клиента в детство и способствуя активации архетипа ребёнка.

Д. М. Калфф считает, что главный принцип Sandplay — это создание свободного и защищённого постранства, в котором ребёнок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свои переживания, часто непонятные и тревожащие, в зримые и осязаемые.

Использование миниатюрных фигурок позволяет создать «спектакль» субличностей автора песочной композиции. Клиент может установить контакт, идентифицироваться с актуализированными в данный момент субличностями, а также вступить с ними в диалог, то есть построить новые взаимоотношения с самим собой, что вполне уместно в рамках гештальттерапии и психосинтеза.

Миниатюрные фигурки могут не только отражать субличности клиента, но и символизировать реальных людей и события жизни клиента, и тогда на песочном пространстве могут проигрываться реальные жизненные ситуации, в которых клиент испытывает определённые трудности. В таком случае песочная терапия может быть успешно интегрирована в психодраму, причём помощь группы в данном случае не требуется, так как все роли «исполняют» миниатюрные фигурки.

Разыгрывание в песочнице сложных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильное решение, что активно используется в таком методе песочной терапии, как «сценарное моделирование», развивающемся в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии.

При использовании песочного пространства существуют практически неограниченные возможности созидательного, творческого изменения формы, сюжета, событий, героев и их взаимодействия. Наличие такой «волшебной» особенности, а также возможность привнесения в терапевтический процесс сказочных персонажей, лежит в основе сказкотерапевтического подхода в песочной терапии.

При работе с песком, особенно с подвижным, возникает особый акцент на тактильную чувствительность, телесные ощущения и образы, которые возникают из этих ощущений. Сын и продолжатель дела Д. Калфф — Мартин Калфф пишет, что, так как весь опыт, нами переживаемый, приходит нам через тело, именно из телесных ощущений рождаются картины, в свою очередь рождающие ощущения (М. Калфф, 2009). Некоторые направления песочной терапии, например — плассотерапия, интегрируют в своей практике телесно-ориентированные техники и символику телесности.

Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления (саногенез) индивида и обеспечивает возможность продвижения его к целостности и психосоматическому здоровью.

 

Показания к применению:

Показания к применению методов песочной терапии достаточно обширны.

Традиционно методы песочной терапии применяются при работе с детьми в форме индивидуальных и групповых занятий. Это могут быть психотерапевтические сессии по поводу психоэмоциональных, психосоматических расстройств или поведенческих нарушений. Методы песочной терапии применяются в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и задержки психического развития. Применяется песочная терапия и для коррекции детско-родительских отношений, нарушений привязанности в диаде. Школьные психологи применяют методы песочной терапии в тренинговом формате. Методы песочной терапии активно применяют в дидактической практике и на занятиях по развитию детей.

В работе со взрослыми песочная терапия может быть эффективна в психотерапии невротических нарушений и пограничных расстройств, психосоматических заболеваний, ПТСР, в семейной и супружеской терапии и консультировании, а также в восстановительной и паллиативной медицине. Отдельные методы песочной терапии применяются в коучинге и медиации.

 

Практика песочной-терапии:

Песочная терапия как направление психолого-психотерапевтической практики существует в настоящее время в форме различных методов, методик и техник, которые применяются в практической психологии, психотерапии, педагогической практике, дефектологии, логопедии, коррекционной практике, в практике восстановительной медицины и даже в коучинге в форме индивидуальных, парных и групповых сессий.





© 2018 ППЛ.
Все права защищены.

Использование материалов разрешено только при использовании активной ссылки на источник.

ППЛ в социальных сетях
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Заказать консультацию по телефону

Контактное имя:



Тема обращения:



Телефон для звонка:



Город проживания:



Членство в Лиге: