ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Катков А.Л. Приключение психотерапевта в доме стоматологов

Рубрика «Статья номера»

Приключение психотерапевта в доме стоматологов

Катков Александр Лазаревич
д.м.н., профессор, вице-президент ОППЛ, ректор Международного института социальной психотерапии, г. Санкт-Петербург

Необходимая преамбула

Вдумчивому читателю сразу следует объяснить, что настоящая статья — не плод каких-либо научных изысканий, ни в коем случае.

Весь этот текст — скорее документированный поток сознания автора, воспроизведенный по фактам двух реально пережитых им событий с четко очерченной фабулой получения срочной стоматологической помощи (и тут еще нужно сказать, автору так повезло, что в такой специфической помощи в предшествующее этим событиям десятилетие не было никакой нужды).

События эти сопровождались каким-то очень навязчивым желанием осмыслить полученный таким вынужденным образом опыт и поделиться им со своими коллегами — уж очень актуальным этот опыт представлялся в ключе апокалиптических переживаний в связи с утратой профессиональной психотерапии позиций в государственном секторе здравоохранения.

Такой вот повествовательный жанр предполагает подачу информации от первого лица, что и было мною с удовольствием сделано. А насколько все это получилось — решать, конечно, вам.

 

Фабула

Итак, счастливо избегая встреч со стоматологической службой сравнительно долгое время, я дважды — в 2012 и 2014 годах — оказался в довольно неприятной ситуации, когда в незнакомом городе с раннего утра должен был срочно бежать к стоматологу, поскольку в одном случае нужно было успевать на конференцию, а в другом — на начало авторского семинара.

Как человек опытный и не желающий передавать важное дело собственного стоматологического благополучия в случайные руки, я обратился за рекомендациями к своим знакомым. И, конечно, эти знакомые, быстро обо всем договорившись, — большое им спасибо — направили меня по правильному адресу. С одной только особенностью, что адрес, в смысле городской карты, был не совсем точный: «перекресток такой-то, рядом стоматологический центр ... ну ты сам увидишь» — ничего не поделаешь, до деталей наши люди снисходят не слишком часто.

Так вот, в одном случае оказалось, что поблизости от указанных ориентиров оказалось три стоматологических учреждения. А в другом случае — и вовсе четыре. Собственно, это и был первый повод для раздумий. Но ситуация цейтнота здесь явно мешала проявлению радости по поводу такого профицита стоматологической помощи.

По счастью, в современной стоматологической практике почти всегда есть медитативный момент, когда специальные анестетики уже полностью блокируют все неприятные ощущения, техническая работа выполняется специалистом-стоматологом своим чередом, а клиент — под убаюкивающее жужжание «космических» приборов и инструментов — может отдаться вольному течению мыслей.

Таких, например...

 

Поток сознания

Да... успел... и на начало мероприятия, наверное, тоже успею...

Надо же — братья-стоматологи все очень четко делают, без суеты... и обезболили так, что хоть лопатой копошись... и четыре клиники на один перекресток... с ума посходили...

Ну и сервис тоже шагнул... можно все это время смотреть телепрограмму или в свою ротовую полость из монитора — кому что нравится...

Что-то мы пропустили...

Ну-ка, ну-ка …. когда еще вся эта беготня только начиналась в здравоохранении — новый хозяйственный механизм и прочее — они ведь и тогда вели себя собрано, не суетливо...

Они уже тогда понимали, что если у государства не хватает денег на штаны — приодеть здравоохранение — останется набедренная повязка, чтобы только прикрывать срам, а их там точно нет... и ведь не пропали... четыре клиники в одном месте... это как вообще...

А мы-то что... только стон по стране раздается...

Может они — стоматологи — особые люди, может быть у них со здравым смыслом не так, как у нас... ну, не читали надпись на Камне Фрейда: «Голос интеллекта тих...»... и слава богу...

Ну а если бы читали — подумали бы, наверное, что Фрейд не получал современной стоматологической помощи, оказываемой в условиях прогрессирующего бюджетного дефицита и нарастающих экономических трудностей...

Хотя челюстно-лицевые проблемы у Фрейда, конечно, были...

«Не курите друзья, не курите, умирает от рака поэт...»... откуда это?..

Может быть, стоматологам и сны не снятся, как спортсменам — кто же это писал, уж не Гомер ли: «Все, и бессмертные боги, и воины... Спали целую ночь, усмиренные сном благодатным... Только атлетов несчастных сон не осиливал сладкий»...

Какое-то уж очень специфическое отношение к атлетам...

И Еврипид туда же: «Из бесчисленных зол, рассеянных по Элладе... Нет горшего, чем порода атлетов»...

Помнишь, почему-то, такие вирши...

Тогда, может быть, и нам перестать блуждать в своих собственных снах.....

И ведь работают как хорошо по коммуникации — успокоят, приободрят, прокомментируют свои действия, когда надо... ничего лишнего...

И по завершению процедуры — дожили до завершения, ура (! ) — без всякого напора, точно и емко обозначат желательную перспективу стоматологической помощи... и визиточку, конечно... как же без нее... дистанция, деликатность... все на месте...

Ну, что сказать... молодцы, ребята, просто мо — лод — цы! ..

И деньги заплатим, и спасибо скажем... ведь когда есть за что, тогда и есть что...

И все это рядом, под боком... что же мы по сторонам-то не смотрим...

Ну, примерно так.

 

Последействие

Время идет быстро, и вот уже почти три года пролетело с тех достопамятных времен. Уже которая по счету волна оптимизации накрыла государственный сектор здравоохранения и, разумеется, такую «необязательную» часть этого сектора, как систему психотерапевтической и психологической помощи.

В очередной раз по этому поводу возмущаются и пишут гневные петиции совестливые руководители и главные специалисты профильных служб. Но, похоже, все это делается с полным пониманием того, что «воз» и далее будет двигаться в этом единственном направлении, и никакие петиции его не остановят.

И вот, кажется, самое время — в этой неопределенной ситуации — трансформировать сакраментальный вопрос «что делать?» в тезис того, что нелишне посмотреть, что делают рядом наши же коллеги, пережившие, по-своему, еще более тяжелый организационный стресс, но вышедшие из него не только с честью, но и с ощутимыми профессиональными дивидендами.

Этот последний тезис, конечно, требует подкрепления фактами.

А факты таковы: на сегодняшний день в РФ до 80% от общего объема стоматологической помощи оказывается в частном секторе и, при этом, обеспеченность населения такой квалифицированной помощью приближается к оптимальной — 5 специалистов на 10 тысяч населения (таким образом, в этом секторе занято до 70 тысяч специалистов-стоматологов и никто друг другу особо не мешает). И, безусловно, система стоматологической помощи сейчас наименее зависима от любых экономических или бюджетных коллизий, которые регулярно сотрясают социальные службы РФ.

Но еще более поучительно то, как наши коллеги продвигались к такому впечатляющему результату.

В начале 2000-х годов капитанами отечественной стоматологии были приняты основополагающие стратегические решения, которые можно свести к аргументированному ответу на один только вопрос: способна ли сеть стоматологических организаций в РФ удовлетворять все более возрастающие потребности населения в качественной стоматологической помощи, в условиях экономической нестабильности, сокращения бюджетных ассигнований, очевидного стремления государства к выведению данного сектора из зоны своего непосредственного влияния? Ответ, понятно, был утвердительным, оптимистичным и удовлетворяющим все заинтересованные стороны — потребителей, профессионалов и государство.

Стоматологи — разумеется, первыми из медиков — осознали перспективы создания в своем секторе саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (В. И. Стародубов, О.О. Янушевич и др., 2009). И вот как они принялись выстраивать свою самоорганизованную деятельность в ключе главного стратегического решения.

Вектор очевидной выгоды для пациентов здесь заключался в обеспечении высокого качества и доступности оказываемых услуг, как за счет деятельности профильных СРО по формированию адекватных стандартов профессиональной помощи и моделей непрерывного профессионального образования специалистов-стоматологов, так и в связи с использованием чисто рыночных механизмов конкуренции, соотношения стоимости и качества предоставляемых услуг.

Вектор очевидной выгоды для профессионалов заключался в возможности самостоятельного формирования адекватных, унифицированных профессиональных стандартов и понятных правил профессиональной деятельности, стимулирующих спрос населения на высококачественную и доступную стоматологическую помощь. А так же — в возможности квалифицированного юридического обеспечения профессиональной деятельности, включая юридическую защиту и адвокацию; возможности оперативного получения профессиональной информации.

Вектор выгоды для государства здесь так же совершенно очевиден — система стоматологической помощи из потребителя бюджетных средств преобразовалась в исправного поставщика налоговых платежей местным бюджетам. При том, что объемы и качество оказываемой населению помощи — с использованием механизмов эффективной самоорганизации — имели тенденцию к устойчивому росту (И.С. Кицул, Д.В. Пивень и др., 2010; И.С. Кицул, С.О. Даценко и др., 2011).

Ну что тут скажешь, мо-лод-цы!

 

Перенос

Конечно же, у нас всегда найдутся критики, которые могут возразить в духе того, что мол, вы бы еще изготовителей и разносчиков пиццы поставили в пример, мол наши сферы вообще не сопоставимы... и прочее, всем хорошо знакомое.

Я с этим категорически не согласен.

Квалифицированная стоматологическая помощь — это высокотехнологичная медицинская помощь, которая, к тому же, требует специальных коммуникативных навыков. Без этого просто никак.

Душевная боль и зубная боль — категории действительно неоднозначные, но сходные в основном: трудно вытерпеть, да и терпеть совсем не обязательно, если рядом есть специалист, который может освободить от этой боли.

Конечно, стандарты оказания психотерапевтической помощи могут быть более объемными и разнообразными, чем, например, в стоматологии или даже кардиологии. Но, ведь мы-то и начинаем гораздо позже, и идем уже по проторенным дорогам, так что уж точно не заблудимся.

Ну и главное. Спокойное мужество мастеров своего дела, саморганизованность и умение предъявлять свои лучшие качества перед лицом нешуточных вызовов — всему этому стоит поучиться.

Так что, спасибо за науку братья-стоматологи.

Заходите и вы к нам. Надеюсь, что очень скоро нам будет что сказать и что показать. Без фанфар, конечно, но тем не менее...

И успехов нам всем в эти нелегкие времена!

 

Литература

  1. Стародубов В.И, Янушевич О.О., Кицул И.С., Пивень Д.В. О возможностях преобразований в деятельности стоматологической службы с позиции саморегулирования // Менеджер здравоохранения, — 2009. — №11.
  2. Кицул И.С., Пивень Д.В., Арутюнов С.Д., Лебеденко И.Ю., Даценко С.О. Стандартизация стоматологической помощи в условиях развития механизмов саморегулирования // Главврач. — 2010. — с.48-52.
  3. Кицул И.С., Даценко С.О., Пивень Д.В., Семикозов О.В. Опыт внедрения механизмов саморегулирования в стоматологическую практику // Сибирский медицинский журнал. -2011. — №6. — с.189-191.