ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Л. Калинина - Постиндийский волшебный пинок, или сдвиг в сознании

Рубрика «Опыты души»

Постиндийский волшебный пинок, или сдвиг в сознании.

Лада Калинина (Венеция, Италия)

Моему новому Учителю и Наставнику, Виктору Викторовичу Макарову, посвящается.

«Но что есть знание? — Нет, это не полная правда о жизни и смерти, но нечто такое, что позволяет нам жить и принимать вызовы, перед которыми день за днём ставит перед нами повседневность».
Пауло Коэльо.

Резервуар человеческого опыта — феномен не укладывающийся в едином отдельно взятом сознании. Нам не хватает ресурсов, механизмов и структуры мышления, которые позволили бы охватить внутренним взором «замысел Бога».

Парадокс нашего существования заключается, образно выражаясь, в поговорке «чем дальше в лес, тем больше дров», или при расшифровке это означает, чем дольше ты живешь и чем шире ты открываешь границы восприятия мира, который тебя окружает, тем больше вопросов к этому миру у тебя возникает.

Чем дальше и больше ты познаешь неисчерпаемое разнообразие явлений и проявлений человеческой сущности, тем острее осознание, что ты слишком мало знаешь, и что время на познание всего уменьшается, оставляя тебя в недоумении. И тогда этот самый пресловутый вопрос: «Так в чём же смысл лично моего существования?» в очередной раз тикает в голове, как бомба замедленного действия.

Тикала-тикала и вдруг взорвалась!

«Индия-это бомба!» — сказала мне Инга, но тогда я даже и представить себе не могла насколько это правда.

Присказка

Поездка в Индию, лишь мечта о которой меня преследовала всю мою сознательную жизнь, лет эдак с пятнадцати, когда на заре девичьих грёз, насмотревшись индийских фильмов (ну кто же не смотрел тогда Зиту и Гиту?! ), дистантно познакомилась с волшебным миром, так не похожим на наш: яркие сари, танцующие женщины с кокетливыми движениями головой и грациозными жестами кистями рук и такая несвойственная нам открытость миру, которая сквозит через широко открытый прямой взгляд, прямо в сердце.

В Москве в восьмидесятые годы недалеко от станции метро «Смоленская» был индийский магазинчик, где продавались цветастые юбки (сари, пожалуй, был бы перебором для нашего идеологически ориентированного мозга) и кожаные сумки со слонами. Я с удовольствием устраивала набеги на эту лавочку манящей недоступности, чтобы хоть таким способом почувствовать колорит Индии.

И вдруг подарок судьбы, мой папа — военно-морской подводник — был направлен в Мурманск, чтобы преподавать устройство подводной лодки настоящим индусам, в количестве семи человек. Честно признаюсь, я до сих пор не понимаю, что сподвигло совсем не бедных индусов, у одного из которых был свой парк такси и три слона (! ) изучать устройство подводной лодки. Видимо, планировали новый бизнес с подсказки одного из многочисленных Богов.

Так или иначе, но мой папа априори стал для них Гуру. В этом особенность индийского менталитета и жизненной философии, человек, который чему-то тебя учит — Гуру. Они зазывали его в гости в Индию, но, увы, папа военный и не выездной; тогда они стали уговаривать его, чтобы к ним приехала я, как дочь Гуру, но и тут меня ждало разочарование, как несовершеннолетняя дочь невыездного, я также попадала под это правило.

Гораздо позже, уже в зрелом возрасте, у меня вновь провалились две попытки посетить Индию. Говорят, что Индия — особое место, и попасть туда можно только тогда, когда она сама захочет тебя подпустить.

И вот — наконец-то. Я еду в Индию! Да еще с таким составом! Я попаду туда с группой представителей лиги психотерапевтов, под предводительством нашего Гуру — Виктора Викторовича Макарова, который уже двадцать седьмой раз отправляется на встречу с духовностью.

А теперь сама сказка:

Действующие лица и исполнители:

 

Вопрос на повестке дня: «Почему в группе усиливается, обостряется и ускоряется процесс самораскрытия и самопринятия?»

Все мы — частички единого целого, безграничного и бесконечного. Это поток перерождений, изменений, переходов на новый уровень и проникновение в тайну бытия.

Именно в такой группе мы и встретились, быть может, с разными вопросами и проблемами, но в едином стремлении получить новый духовный опыт и расширить рамки самосознания.

Уже на третий день мы все каким-то шестым чувством проникли в простую, но скрытую за нашими страхами и сомнениями, загнанную ежедневной суетой истину; все мы — суть единого целого.

Когда произнесенные вслух переживания и ощущения новой энергии находили отклик у каждого слушающего, практически у всех внутри звучал голос: «Как странно, ведь это именно то, что я сейчас испытываю!». И так повторялось с каждым говорившим и слушающим; следующий выступающий что-то добавлял, развивал, индивидуализировал и в результате возникала еще одна истина, метафора, формула бытия...

И разговор мог бы длиться бесконечно, и общепроизведенная мысль крутилась бы как белка в колесе. Но следовало остановиться и впитать в себя, чтобы дать возможность этому новому осознанию поселиться в сердце. И чтобы этот процесс прошел как можно эффективнее, мы погружались в медитацию, под чутким руководством нашего духовного Проводника — Аджида Вардана.

Невозможно точно выделить, что оказывало такое мощное влияние на зарождающееся внутри каждого из нас нового контакта с реальностью: место, где мы находились, Варанаси — древние врата между жизнью и смертью? Люди, которые нас постоянно окружали, которые существовали по каким-то иным законам бытия, кардинально отличающимся от наших, или тот тесный духовный контакт и взаимодополнение, которое возникло внутри группы? Думаю, что всё это вместе одновременно. Эдакая гремучая смесь мощнейших элементов, которые в результате дали, для кого-то ожидаемую, а для кого-то неожиданную реакцию — взрыв и перестройку в сознании.

А теперь по порядку. Попытаюсь проследить, как шаг за шагом в течении всего шести дней происходили внутренние изменения, которые должны дать новые направления мысли, а следовательно и жизни.

День первый

Москва — Дели, и ты по ту сторону мира.

Большинство группы оказались в Индии не первый раз. Но вот что касается меня, то …

Другие лица, другие запахи, другие жесты головой, другие Боги, другая философия бытия..

Бодрствование, которое из-за перелета длилось уже около 30 часов (в самолёте поспать не получилось), провоцировало мозг на впитывание новых впечатлений, картинок, запахов и вкусов, информации. Мы расселись в коференц-комнате в одном из лучших отелей Дели «Ashok», где «первым блюдом» была лекция Аджида Вардана о медитации по чакрам. Мы получали теоретические основы той практики медитации, которой нам предстояло заниматься каждый день нашего пребывания в Индии.

Краткое руководство:

Нижняя чакра (в основании позвоночника, в копчике, между половыми органами и анусом) — базальная — Муладхара. Цвет — красный. Звук — «лоом». Уверенность в себе. Уменьшает страх.

Следующая чакра (между репродуктивными органами и пупком) — Свадхистхана. Цвет — оранжевый. Звук — «ваум». Креативная, созидательная энергия.

Еще выше в солнечном сплетении — Манипура чакра. Цвет — жёлтый. Звук — «раум». Коммуникация. Делиться энергией.

Далее на уровне сердца — Анахата чакра. Цвет — зелёный. Звук — «ёмм». Эмпатия и любовь к людям.

Выше у основания горла — Вишудха чакра. Цвет — голубой. Звук — «хаам». Центр самовыражения, центр речи и коммуникации с другими людьми.

Далее «третий глаз», область межбровья — Аджна чакра. Цвет — синий (индиго). Звук — «шаам». Увеличивает видение будущего. Интуиция.

Высшая чакра, над макушкой — Сахасрара чакра. Цвет фиолетовый (иногда трактуют — золотой). Звук — высокий «омм». Связь с высшими энергиями. Входные ворота энергии Творца.

Следующим «вкусным изыском для ума» была лекция профессора Сарао, который преподавал основы индийских религий в Кембридже. Открытый, улыбчивый, излучающий свет и мудрость профессор изложил нам отношение индусов к Богам. В их количестве мы запутались сразу же. Очень удобно, поймала я себя на мысли, каждый сам выбирает в кого верить и кому поклоняться, настоящий демократический подход. Господин Сарао признался, что у него с супругой разные религии, и ему бы хотелось как-то придти к единому знаменателю, чтобы не потеряться после смерти (шутка).

Кое-какие фундаментальный положения все же удалось выделить.

Во-первых, индусы верят, что человеческая жизнь делится на четыре этапа:

1. Первые 25 лет — подготовка.

2. От 25 до 50 — полная самореализация во всём.

3. От 50 до75 — передача ответственности, начало аскезы и духовной практики.

4. С 75 лет — оставляет мирскую жизнь.

Ну чем не классификация по возрастной психологии?

Насытившись столь интересной и полезной информацией мы отправились во второй половине в Храм... Х, где новая волна впечатлений унесла сознание на остров Единения с Творцом и с собой. Мы не только окунулись в энергетику незнакомой, но близкой сердцу религии и философии бытия, но еще и лицезрели потрясающее представление из воды (фонтаны), света, огня, музыки. Всё было похоже на сказку, а мы находились прямо в её эпицентре.

Когда день подошел к концу, в сознании не укладывалось, что всё пережитое, это лишь события одного единственно первого дня! А впереди еще пять. И где?! — В Варанаси!

Под кулисы: «Чтобы познать мировое Я, ты должен познать свое собственное Я» (из «Книги золотых правил»).

День второй. Дели — Варанаси.

«Там живут счастливые люди-дикари; внешне очень грязные, чистые внутри».

«Старая часть города поражает воображение своей изысканной и разномастной грязью. Представьте себе любой старый город с узкими улочками и низкими постройками, затем — как все эти постройки сверху поливают помоями несколько тысяч лет, заселите туда лишайных собак, испражняющихся на ходу коров, нищих велосипедистов, мотоциклистов, рикш — и вот перед вами знаменитый Варанаси, его живой, кишащий бактериями образ города мёртвых».

Часовой перелет — и вот мы в Варанаси. Рассаживаемся по машинам и едем в гостиницу. Наблюдаю картинки за окном. Впечатление, что здесь недавно бомбили (аля Сирия), и теперь они пытаются восстановить эту разруху. Ан нет, не пытаются. И для них это отнюдь не разруха, а образ жизни, и живут они так веками. Вид при этом у всех абсолютно спокойный, довольный и счастливый. Никто никуда не спешит. Никто ни с кем не спорит. Никто не разговаривает по айпаду, айфону, ватсапу. Вот вижу, сидит человек, а перед ним некое мобильное устройство, он перед ним бреется, используя в качестве зеркала. Начинаю завидовать этим людям и их душевному равновесию.

Въезжаем в сам город, и следуем пешком до гостиницы по запутанным лабиринтам узких улочек. Бесконечное количество храмов, молитвенных домов, или просто клетушек с различными Богами рассеяны по всему укаканному, замусоренному, разрушенному Варанаси, озвучиваемому непрекращающимися гудками клаксонов и колоколов, пахнущему ароматом «где поел, там и пос… покакал» (в отличие от русского «не сри, где живешь»), наводит на мысль, что индусы что-то поняли в этой жизни, в отличии от нас и европейцев. И видимо, благодаря этому пониманию, у них отсутствует страх смерти.

Смерть как часть сущности. Путь от рождения до смерти каждая религия интерпретирует по-своему. У индусов всё запутанно. Неисчислимое количество Богов полностью соответствует гармоничному хаосу, с которым мы столкнулись в Индии.

Позже, уже перед отъездом, созреет формула, объясняющая эту неприемлемую и даже шокирующую философию тесного соседства отвратительности смерти, свойственную нам — людям другой ориентальной культуры, и божественной чистоты зарождения новой жизни. Этот контраст «ритуальной расправы» над трупом (особая процедура сжигания не слишком адаптирована к уважению таинства смерти), разгуливающие между останками кострищ коровы, поедающие многочисленные венки из цветов, аля «бистро» с какими-то традиционными поминальными блюдами и чумазые дети, не испытывающие никакого намёка на страх и на осознание того, что они находятся на расстоянии вытянутой руки от горящей человеческой плоти.

Во второй половине мы посещаем два храма, один из них — храм Дурги. Дурга — одно из воплощений жены Шивы. Она воинственна и уничтожает плохих людей и злых духов. Мы посидели и помедитировали на ступенях внутри храма. Надеюсь, что если и был невидимый злой дух, прилепившийся ко мне с какими-то своими коварными целями, то Дурга его уничтожила.

Вечером мы еще успели ухватить кусочек концерта индийской музыки и танца, так же в очередном храме. Ощущение такое, что индусы проводят в храмах всё свое свободное время: молятся, кушают, общаются, смотрят представления. Прямо очаг культуры — сельский клуб.

День традиционно заканчивается обратной связью, ужином и медитацией. Длинный-длинный день, растянувшийся на километры событий и океан ощущений.

Под кулисы: «Лишь из цветка Самоотречения вырастает сладостный плод конечного Освобождения» (из «Книги золотых правил»).

День третий. Варанаси. Золотой храм Шивы.

«Путь истинного озарения и внешнего сияния лежит через запутанные и загаженные лабиринты души».

Раннее утро ознаменовалось ежедневной медитацией на рассвете, с видом на Ганг.

«Можно управлять умом путём выдоха и задерживания дыхания». Сутра 34. «Йога-сутра. Патанджали».

И вот знаменательный момент. Мы отправляемся в Золотой храм Шивы. Это значимый акцент не просто в поездке, но и во всей жизни целиком. Начну с того, что попасть в этот храм априори невозможно, туда не пускают иностранцев и иноверцев. Даже сами индусы, если посчастливится хоть раз в жизни туда попасть, считают это великой удачей и благодатью божьей, ибо именно там по поверьям очищается карма на несколько поколений вперед.

Представляете, я бы никогда-никогда не смогла бы попасть в это святое место! Но... Но то, что я туда попала — это очередное подтверждение, что Индия — самое мистическое место, где не действуют законы логики. Индия — страна гармоничного хаоса, там другая структура пространства-времени.

Метров за шестьсот до входа в Храм, в пространстве узкой улочки, традиционно усыпанной какашками, мусором, забитой плешивыми собаками, коровами, велосипедистами, мотоциклистами и людьми, и все они лавируют между друг другом на расстоянии минус два миллиметра, то есть вжимаясь друг в друга или в стенку, змеится очередь босых индусов длинной, как в мавзолей Ленина в советские времена.

Первый культурно-физиологический шок наступает, когда нам предлагают разуться метров за пятьсот до входа, что влекло за собой неизбежную пешую босую прогулку прямо по улице «высшего уровня стерильности». Мозг лихорадочно высчитывает количество и разнообразие бактерий, которые уже в предвкушении интимной близости с вами. И вдруг внутри что-то щелкает и предлагает отпустить ситуацию. Вот он еще один урок Индии: «Не впадай в паранойю из-за отсутствия возможности контролировать всё вокруг».

Итог — очищенная карма!

Днём, уже с вычищенной кармой, мы отправляемся на лодочную прогулку по Ганге. Теперь появилась возможность рассмотреть эту легендарную набережную фронтально на расстоянии. Впечатляет. Вижу окна нашей гостиницы, которые смотрят на нас и понимаю, что все это с трудом укладывается в реальность. Представляю, как буду показывать интересующимся свое место пребывания на открытке, и как люди будут завидовать «фасаду», ничего не зная о том, какими жуткими тропами приходилось плутать, чтобы достичь этого фантастического места. Всё как в жизни. «Когда люди завидуют вашему «фасаду», они не имеют ни малейшего представления, как долго вы топали загаженными лабиринтами жизни».

Вечером так же с лодки мы наблюдаем потрясающее огненное шоу «Поклонение Богине Ганге». Вместе с многочисленными лодками мы находимся прямо в эпицентре некоего священного действа и, проникнувшись атмосферой, тоже запускаем в воды Ганги ритуальные лодочки-фонарики со свечками, посвящая каждую кому-то или чему-то, и долго провожаем взглядом волшебный хоровод огоньков, плавно покачивающихся на воде, сбиваясь в причудливые узоры.

Позади еще один день, вобравший в себя огромный кусок жизни. Под кулисы: «Путь к конечному освобождению — в твоём высшем Я» (из «Книги золотых правил»).

День четвёртый. В гости к Будде.

«Человек — это процесс».
Будда.

Традиционная утренняя медитация с ожидаемым эффектом «открытия третьего глаза», или приведение собственного сознания в особое состояние опосредованного вИдения. Сегодня у нас поездка в город С..., где в своё время обосновался Будда, после того, как его не пустили проповедовать в Варанаси.

Буддистский Храм встретил нас открытым сердцем. У меня лично и, как оказалось у большинства участников группы, возникло ощущение некоего энергетического поля, которое способствовало глубокому и спокойному дыханию. Всё заладилось с самого начала. Уже на входе многие приобрели ритуальные бусы-четки из сандала, усилив таким образом еще один из сенсорных каналов восприятия, запах настоящего сандала действовал на центры симпатической системы.

По периметру территории Храма за статуей Будды располагались «молитвенные» крутящиеся бочонки, всего около сорока, проходя по очереди и раскручивая каждый из них, я просила о том, что возникало в голове спонтанно: мудрости, приятия, спокойствия, бодрости духа, силы, знания... Я не знаю буддистских молитв, но это не помешало мне провести свой диалог с ним, ибо таинство молитвы заключено не в дословном заучивании, а в силе мотивации. Именно поэтому мой поток сознания не заставил себя ждать, и я совершила свою «кору» с чувством наполненности и искренности.

После посещения этого храма мы отправились в достопримечательность уровня древней легенды. Руины, оставшиеся от буддистского монастыря, и Ступа (одно из мест, где хранится зуб Будды), по поверьям следует обойти вокруг этой Ступы семь раз, что многие из нас не преминули сделать. Мы посидели на траве возле ступы и побеседовали о Будде. Чуть позже Инга провела с нами терапевтическое упражнение «Накорми Демона». А вы как думали? — Если хотите, чтобы демоны, живущие внутри вас, были с вами заодно, лучше подкармливать. Лучше зверя не дразнить, лучше зверя накормить.

Демоны, Дьяволы... Всё должно быть в жизни для равновесия. Свет и Тьма. Добро и Зло. Невозможно проникнуть в суть одного без другого. И именно по этой причине вечером мы отправились к Чёрному Магу — Лоли Бабе.

Лоли Баба — акхори (отрицающий всё). Представители этой «антирелигии» питаются остатками сожженных трупов и совокупляются с мертвыми девственницами! Ну да, прямо скажем совсем, это не согласуется с нашим пониманием психической адекватности.

Лоли Баба — загадочный и хитрый мудрец, эластичного ума и высокого образования, надевший на себя маску эдакого симпатяги-парня, дружелюбного и открытого к общению, человека со стёртыми границами предрассудков. Ловлю себя на мысли, что весь этот внешний антураж, стиль поведения — теплый и гостеприимный, лично колдующий для нас чай в самоваре (подарок русских фанатов) с имбирём и мёдом, никак не стыкуется с образом человека, поедающего мертвечину. Тут же возникает ответ. Информация из лекции профессора Сарао: «В индийской религии Дьявол тоже живет в раю».

Лоли Баба с удовольствием демонстрирует нам свой увеличенный живот (проблемы с печенью), показывает результаты последних анализов, всё-таки кое-кто из нас еще и с медицинским образованием, и уже позже, после чая, под кулисы так сказать, отводит нас в своё святилище, там где он колдует свою чёрную магию. Комнатушка-клетушка, выкрашенная краской цвета насыщенной крови, и необходимая атрибутика: кости и черепа.

Он с апломбом позирует для фото, расставляя черепа по местам: в руках, на голове, в ногах. Предлагает нам подержать черепушки, никто не имеет такого желания. Тогда Лоли пожимает плечами и саркастически улыбается: «Чего брезговать и бояться? Это же ваше будущее!». Не так уж он не прав.

Встреча закончилась взаимными пожеланиями здоровья и «далекого будущего». Провожал нас прислужник Лоли Бабы — простой паренёк из Самары, непонятно затерявшегося в этом странном месте в поисках каких-то своих ответов.

Еще одна жирная точка в «Книге новых истин». Впереди очередной день в Варанаси.

Под кулисы: «Ты должен достигнуть такой сосредоточенности ума, когда никакой вихрь, даже самый сильный, не в состоянии вдохнуть в тебя земного помысла» (из «Книги золотых правил»).

День пятый. «В шаге от смерти».

«Ты начинаешь умирать с того самого дня, как родился».

Только я почувствовала себя как дома, оказалось, что сегодня день прощания с Варанаси.

Варанаси — загадочный город, где слились в едином танце Шивы жизнь и смерть.

Утро. Традиционная медитация в 5.30 на восходе солнца над святой рекой Ганга. Неужели к этому можно привыкнуть и принимать как данность?! Мы здесь всего третий рассвет, но ни один из трёх не был одинаковым. В чём загадка? И стоит ли искать ответ на этот вопрос? Может стоит просто расслабиться, отпустить все вопросы и дышать, позволив потоку внешних ощущений проникнуть внутрь и запустить там новый процесс очищения и самоосознания. Омм...

Для того, чтобы запечатлеть для внутреннего восприятия таинство смерти, мы еще раз всей группой пошли к месту сожжения трупов. Спонтанно из ниоткуда материализовался «экскурсовод» — прихрамывающий старый человек, прекрасно владеющий английским и хорошими манерами, увлеченно и подробно излагал нам всю процедуру, с ритуальными особенностями, проводя при этом проходами, недоступными для обычных туристов. Мы ссудили ему немного денег за «экскурсию», на содержание хосписа, расположенного тут же.

Немного свободного времени на «шопинг». Признаться и даже в этом есть некий колорит. Более продвинутые в знании особенностей и поверий, связанных с индийскими традиционными товарами особого назначения, сообщили мне, что сари, купленное здесь и подаренное незамужней девушке, гарантирует свадьбу в течение года. Купила дочке. Полевой эксперимент.

Днём Виктор Викторович провел с нами психотерапевтический медитативный сеанс на лодке, свободно дрейфующей по водам Ганги. Глаза закрыты. Дыхание глубокое. Погружение вглубь себя. «Я спокойна. Я абсолютно спокойна и уверена в себе...». Погрузился в глубокую медитацию даже наш лодочник и лишь звук «ка...?» вернул его и нас в реальность. Какие-то подсознательные процессы были запущены. Эффект выстрелит позже.

Эффект. Мы сидим, как в бельэтаже театра, в местах, отведенных для иностранцев, чтобы наблюдать вновь огненное шоу-поклонение Богине Ганга. Звучит живое пение молитва-мантра. Всё действо проходит согласно ритуалу, рассыпают лепестки цветов, поджигают огни коленопреклоненные исполнители, представители касты брахманов. Проникаюсь атмосферой. Не могу понять, что и почему, но вдруг внутри накатывает волна светлой печали. Сначала мама, которая ушла четыре месяца назад (и я так и не поплакала на её похоронах), папа, которого тоже вот уже девять лет как нет со мной, бабушка... а потом и мои прародители, которых я и знать не знала, но вереница образов кружила в подсознании, в ритм пения… И стелилось дымом... Не знаю, сколько я находилась в этом состоянии, 15-20 минут, и лишь лицо и грудная ямочка, орошенные моими слезами, говорили больше слов.

На вечернем обмене о полученном опыте я поделилась тем, что данная поездка, которая подходит к концу, была для меня настоящим подарком себе. Этот метафорический торт я испекла себе сама. Сначала я «выращивала пшеницу», затем «пожинала урожай», «молола муку», «взбивала масло»... — это весь мой жизненный опыт. А Варанаси оказался тем самым местом, где я смогла не только испечь коржи, но и возложить финальную «вишенку».

Завтра день отъезда, еще несколько минут медитации в группе, но и наедине с собой.

В сознании не укладывается это соотношение временной категории с событийной.

Жизнь как жвачка, то тянется, то лопается до предела раздутым пузырем.

Под кулисы: «Всё в человеке преходяще, исключая чистую и светлую сущность Мировой Души. Человек — кристальный луч её, луч света непорочного — внутри, оболочка из праха — снаружи. Тот луч — твой Путеводитель по полям бытия и твоё истинное Я, твой Страж и безмолвный Мыслитель, Жертва твоего низшего Я. Душа твоя может пострадать лишь через заблуждающееся тело твоё; управляй и владей обоими — и ты невредимо приблизишься к Вратам Равновесия» (из «Книги золотых правил»).

День шестой. «В обратный путь с багажом мудрости».

Утренняя медитация на рассвете именно сегодня в последний день нашего пребывания в Индии и в Варанаси неожиданно превратилась в ритуальное освобождение от внутреннего и внешнего беспокойства, или все мы получили «прививку от бешенства».

Началось всё с того, что Виктора Викторовича посетила «гениальная идея» угостить фруктами обезьянок, проживающих в нашем ближайшем окружении. Однако количество фруктов никак не соответствовало количеству желающих угоститься. Это вызвало ажиотаж, дальнейшую агрессию и хаотичное нашествие на кухню.

Во время медитации я слышала, как идет «третья мировая война» — обезьяны целой шайкой ворвались и орудовали на кухне. Результат был сокрушительным. Вот почему у Дарвина была идея о происхождении человека от обезьяны. Нанести такие невосполнимые потери и такую жуткую разруху за короткий период времени — ничего не напоминает?!

Сборы. Расставание с Варанаси. Я оставила под соседним священным деревом свои шлепки в надежде, что когда-нибудь вновь вернусь в это «таинство бытия».

Вновь хаос на дорогах. Ощущения что хаос увеличился в геометрической прогрессии. Оказалось, что бастуют шумеры — низшая каста. Им отменили какие-то льготы. Нет, они не бастуют, чтобы отменили низшую касту. Зачем предъявлять претензии Богу, когда есть правительство? Логично.

Еще немного впечатлений от вечернего Дели. Машины. Люди. Коровы. Гудки. Сари...

Прощальный гала-ужин. Аджид Вардан вместе с женой и сынишкой. Всё очень по родному. Единодушие. Единодуховие. Удалось каждому свое: наполниться, выбросить ненужное, очиститься, услышать внутреннее Я.

Мы в самолете. Через шесть часов Индия останется воспоминанием. Но только ли?

Конечно же, нет. Индия останется огромным куском духовного возрождения.

Урожай истин:

  1. Смерть пугает лишь тех, кто никак не договорится со своей жизнью. А те, кто про себя всё понял, просто не торопятся встретиться с ней, хотя и понимают, что это неизбежно.
  2. Мир гораздо шире наших представлений о нём, поэтому удивляться нужно только собственным рамкам, а всё остальное надо воспринимать и принимать.
  3. Если невозможно что-то изменить, надо изменить свои представления об этом.
  4. Индия меняет твой калейдоскоп, где мельтешат и перестраиваются в причудливые узоры события внешней жизни, на подзорную трубу, сфокусированную на взгляд внутрь себя.
  5. Количество неудовлетворенности самим собой определяется уровнем претензий к окружающему миру.

P.S. Перестройка не просто обозначает социальное явление времен Горбачева, это то, что может произойти в сознании каждого, когда ты к этому готов.