ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Хачикян Х.К. Тайна homo sapiens и многоликий феномен агрессии

Рубрика «Статья номера»

Предисловие Главного редактора

Статья известного ростовского психиатра и психиатра-нарколога, доктора Хачикяна Х.К. является результатом раздумий автора в течение нескольких десятилетий. Ежедневно общаясь с пациентами, автор размышляет о судьбах цивилизации. Данная публикация заставляет взглянуть на наш мир с совершенно иной точки зрения, будит творческое мышление и воображение. С учётом того, что в медицине и философии нет ни одной доказанной теории, мы довольствуемся гипотезами и, чаще всего, просто конвенциальными договорённостями между профессионалами, убежденность автора вызывает особый интерес.

Главный редактор,
д.м.н., профессор Макаров В.В.

 

Тайна homo sapiens и многоликий феномен агрессии

Хачикян Хачатур Карапетович,
Россия, г. Ростов-на-Дону, 2018 г.


«Какова основная цель человеческой жизни?» — спросили у Мирового лидера современности Президента РФ В.В. Путина. — «Самосовершенствование» — ответил он.

В одну из наших, к сожалению, редких встреч самый молодой заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ФПК РостГМУ, д. м. н., В. А. Солдаткин сказал, что ему нравится основная идея моих публикаций. Какая, спрашиваю я?

Тогда он пояснил свою мысль притчей:

БОГ создал человека из глины, а человек и говорит ему: «Теперь делай меня счастливым!».

Тогда БОГ дал человеку кусок глины и сказал: «Лепи сам».

Другими словами, настоящее состояние Вселенной мы должны рассматривать как следствие ее прошлого и причину ее будущего. Диалектические законы развития Единого Организма Вселенной (Вселенных) никто не отменял, они объективны.

Афоризмы, пословицы, притчи и цитаты на пустом месте не рождаются.

Всенародная притча «О волшебной воде» наглядно иллюстрирует, как незаметно человек и человечество тысячелетиями сходили с ума, развивая нашу аморальную преступную цивилизацию, — колыбель лжи, лицемерия, подлости и скорби.

В одном королевстве жил могущественный колдун. Однажды он сделал волшебное зелье и вылил его в источник, из которого пили все жители королевства. Стоило кому-нибудь выпить этой воды, и он сразу сходил с ума.

Наутро все жители, отведав воды, сошли с ума. Королевская семья брала воду из отдельного колодца, до которого колдун не мог добраться, поэтому король и его семья продолжали пить нормальную воду и не стали сумасшедшими, как остальные.

Увидев, что в стране правит хаос, король попытался восстановить порядок и издал ряд указов, но когда подданные короля узнали о королевских указах, они решили, что король сошел с ума и поэтому отдает такие же безумные приказы. С криками они направились к замку и стали требовать, чтобы король отрекся от престола.

Король признал свое бессилие и уже хотел сложить корону. Но королева подошла к нему и сказала: «Давай тоже выпьем воду из этого источника. Тогда мы станем такими же, как они». Так они и сделали. Король и королева выпили воды из источника безумия и тут же понесли околесицу. В тот же час их подданные отказались от своих требований: если король проявляет такую мудрость, то почему бы не позволить ему и дальше править страной? В стране воцарилось спокойствие, несмотря на то, что ее жители вели себя не так, как их соседи. И король смог править до конца своих дней.

Комментарий автора.

Вот откуда берет начало главный принцип нашего Большого Сумасшедшего Дома: «Будешь соответствовать моим или нашим ожиданиям — ты друг, ты наш, ты свой; не будешь — ты враг, ты не наш, ты чужой и т. д.».

Через много-много лет правнук колдуна сумел создать волшебное зелье, способное отравить всю воду на земле. Однажды он вылил это зелье в один из ручьев, и через некоторое время вся вода на земле оказалась отравлена. Люди не могут жить без воды, и вскоре на Земле не осталось ни одного нормального человека.

Жизнь стала опасной, неосознаваемой людьми игрой, а люди в ней актерами без интеллекта!

(intellectus — в правильном переводе с латинского означает познание, понимание, рассудок)

Но иногда на Земле появляются люди, на которых это зелье почему-то не действует. Они растут совершенно нормальными и даже пытаются объяснить остальным, что поступки людей безумны. Но обычно их не понимают, а иногда принимают за сумасшедших.

С незапамятных времен лучшие в мире умы видели наличие проблем. Поэтому я часто обращаюсь к их цитатам, созвучным с идеями моей следующей книги.

У семи мудрецов Греции спросили: «Что трудно? — Познать самого себя». А «Что легко?Давать советы другим»

— ответил Фалес из Милета (625-547 гг. до н. э.) [8, с. 32].

В прецеденте, описанном Всенародной притчей, произошла утрата понимания человеком не только себя, но и понимания истины людьми всей нашей цивилизации.

Тысячи лет как разумные люди преследуются сумасшедшим обществом, а поиска правды и справедливости стало недостаточно для того, чтобы решать проблемы, но как раз стало достаточно для того, чтобы навредить собственной жизни.

«Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к характернейшим признакам человечества»

Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) [8, с. 515].

Исследователь, решающий проблемы человека и его места в природе, должен свести суть основных вопросов к тому, во-первых, что в человеке роднит его с окружающим миром, во-вторых, что выделяет, и, в-третьих, как то и другое взаимодействуют между собой в процессе развития. Без решения этих вопросов невозможна правильная оценка места человека в окружающей нас Вселенной.

Обилие и разрозненность знаний создают проблему.

Известно, что в избыточных знаниях важное может растворяться в неважном.

Необходимо найти нечто общее — стержень, пронизывающий все науки о человеке, с тем, чтобы это общее могло воссоздать единство организма и среды. Только тогда можно было бы найти ответ на вопрос: не только как, но и почему все происходит так, а не иначе. Искусственное соединение всех дисциплин, объектом исследования которых является человек, не приведет к созданию необходимого системного подхода, приближающего человека и науку о человеке к истине.

Этот принцип сформулирован еще Платоном (428-347 гг. до н. э.) [8, с. 70]:

«Целое есть нечто большее, чем простая сумма его частей».

Из исторических материалов следует, что Платон (428-347 гг. до н. э.) создал гениальнейшую доктрину тройственного устройства человека. Но в дальнейшем развитие его рациональных (ratio—разум) идей пошло по ложному пути [7, с.228-230].

В патологических духовных, социальных условиях жизни человек и человечество не могут сформироваться душевно здоровыми. В таких условиях приоритетными в душах у людей формируются иррациональные (Платон) состояния Эго, в которых интеллект отсутствует (смотри публикации Хачикяна Х. К., 1997 — 2017 гг.).

Актуальность проблемы.

Необходимо осознание того, что исторически сложившаяся идеология приоритета социального и материального над идеальным, разрушение Гиппократом системного подхода к изучению Человека и его места в природе, тоталитарные религии, атеизм, этика и другие лженауки современности привели к сложной, системной психопатологии у человека и у человечества и, соответственно, к сложным системным ошибкам в науках о homo sapiens.

«Науки нет, есть только науки»

Бердяев Н. А. (1874-1948 гг.) [8, с. 548].

Например: психиатрия и психофизиология, психоанализ, психология и психотерапия — области знаний о душе. Первые две не содержат душу; третья не содержит тело; последние две не содержат ни того, ни другого. То есть это заблуждающиеся области знаний обо всем, что касается изучения, исследования и лечения души, и в то же время ни о чем.

«Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем»

Плиний Младший Гай (61-ок. 114 гг.) [8, с. 156].

Это науки, которые имеют описательный характер происходящего с человеком и окружающим нас миром, но никак не объяснительный. Они не способны раскрыть тайну феномена homo sapiens, тайну многоликого феномена агрессии, причинно-следственную связь происхождения и развития Болезней Зависимого Поведения (БЗП), их классификацию, возможные перспективы их исцеления или усугубления и многое, многое другое. Однако именно этой утопией занимались и продолжают заниматься более чем две с половиной тысячи лет развития человека и человечества, настоящая власть, философия и религия, наука и практика [6, с. 901-930].

Современные ученые так же страдают БЗП, и наиболее частой из них, духовной — бандитизмом и социальной — карьеризмом, проявляющими себя «plagiopatia vulgaris» — неосознаваемой страстью к отчуждению чужой интеллектуальной собственности.

«Кто-то сказал, что заимствовать у древних — значит заниматься пиратством в открытом море, а обкрадывать новейших авторов — значит промышлять карманным воровством на улицах»

Шамфор Себастьян Рок Никола (1741-1794 гг.) [8, с. 487].

И далее он же: «Большинство произведений, написанных в наше время, наводят на мысль, что они были склеены за один день из книг, прочитанных накануне».

Неосознаваемая людьми, системная психопатология восприятия и сознания, мышления и представления, и т. д., свидетельствующая о приоритете социального и материального над идеальным, раскрывается еврейской народной притчей «Стекло».

Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку, он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?

Выгляни в окно. Что ты там видишь?

Женщину с ребенком, повозку, едущую на базар…

Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?

Ну что я могу там видеть? Только себя самого.

Так вот: окно — из стекла и зеркало — из стекла. Стоит добавить немного серебра — и уже видишь только себя!

Исключительно глубокое, подлинное знание еврейского народа порождает подобное столь истинное воображение. Оно ярко иллюстрирует скрывающийся тысячелетиями от осознания людьми механизм сложной системной психопатологии самоутверждения.

«Нет микроскопа, который бы так увеличивал, как глаза человека, любующегося собой»

Поп Александр (1688-1744 гг.) [8, с. 338].

Необходимая для самосовершенствования проблема блестяще обозначена жизнью и творчеством известного казахского философа, поэта Абая Кунанбаева (1845-1904 гг.). Я как автор статьи готов подписаться под каждым его словом.

Занимаясь просвещением своего народа, он опишет духовно-ментальную катастрофу людей всей нашей цивилизации в произведении «Слова назидания»:

Народ-невежда радуется всякому пустяку, не стоящему внимания. Радуясь, он теряет рассудок, хмелеет, не помнит, что говорит и творит, он стыдится не того, чего надобно стыдиться, и, совершив дело неприглядное, не покраснеет.

Вот они, признаки невежества и безрассудства. Скажи ему об этом, он будет слушать и поддакивать:

«Да-да, все верно». Nota bene! — Интеллект присутствует формально, то есть отсутствует!

Но не вздумай поверить его словам, он один из тех, многих. Видя глазами, «понимая» умом, он, словно безвольное животное, не в силах отказаться от порочного. И никому не под силу обуздать, переубедить, образумить его. Взяв за правило дурные поступки, он уже никогда не отречется от них. Только великий страх или смерть способны разлучить его с вредной привычкой.

Не встретить человека, который, признав свою неправоту, пытался бы обуздать себя.

Мы живем в мире иллюзий. Так, уже много лет, выходя из дому, я встречаю разных людей, и меня каждый раз сопровождает иллюзия встретить разумного человека. Но проходит время и, за редким исключением, оказывается, что это была очередная обезьяна с гранатой. Генрих Гейне (1797-1856 гг.) отметил это раньше:

«Чем лучше я узнаю людей, тем мне больше нравятся собаки».

Вот что о людях думал выдающийся английский математик 20-ого века, лауреат Нобелевской премии в области литературы, основатель аналитической философии Рассел Бертран Артур Уильям (1872-1970 гг.) [8, с. 671]:

«Род людской — это ошибка. Без него Вселенная была бы не в пример прекраснее».

Под многочисленными выводами автора можно подвести одну черту:

Дорога от глаз в душу современного человека проложена, минуя интеллект!

Разве это не глобальная духовно-ментальная катастрофа человечества?!

Мы не знаем, кто мы. Мы не знаем, что такое Добро и что такое Зло. Мы не понимаем механизм происхождения проблем Добра и Зла. Как и чем мы создаем и приносим страдание себе и другим. Человечество не знает и не понимает механизма, которым мы подавляем интеллект и культивируем невежество и в себе, и в других.

Методология.

«Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества это те, кто читал непосредственно в книге Вселенной»

Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) [8, с. 516].

Гениальную идею теории Функциональных Систем (ФС) Петра Кузьмича Анохина (1898-1974 гг.) хорошо иллюстрирует древневосточная притча.

«Учитель, — спросил ученик суфийского шейха, — почему ты поклонился вору, которого сегодня вели на казнь? — Я не кланялся вору, — ответил мудрец. Я поклонился целеустремленности этого человека. У него была цель, и он отдал за нее жизнь. Будь у этого человека правильная цель, он уже давно постиг бы истину».

Теория ФС утверждает, что «Цель опережает всякое действие и становится системоорганизующим фактором поведения всего живого, а ключевым звеном формирования модели цели является Доминирующая Мотивация (ДМ)».

В 1968 году, будучи студентом 2-ого курса педиатрического факультета РГМИ, на показательном для студентов сеансе гипноза, проводимом профессором М. П. Невским (1912-1996 гг.), я был поражен возможностями гипноза влиять на сознание и поведение людей. В результате пережитого мною ярчайшего импринтинга, преднамеренно в стадии афферентного синтеза, но не осознанно в стадии эфферентного синтеза, мной была поставлена стратегическая цель всей моей последующей жизни: разобраться в механизмах, влияющих на поведение человека, устройстве его сознания, а позже — и в особенностях устройства человеческой души.

«Найди цель. Ресурсы найдутся»

Ганди Махатма (1869-1948 гг.) [8, с. 562].

Первые 15 лет поисков истины в разных областях моей жизнедеятельности не привели к положительным результатам, а сам я из-за анозогнозии уже погибал от самых разных химических и нехимических Болезней Зависимого Поведения (БЗП).

«Успех науки — дело времени и смелости ума»

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) (1694-1778 гг.) [8, с. 294].

По совету отца, участника и инвалида ВОВ, психиатра, в 1982-83 году я получил специализацию по психиатрии. Работа в психиатрической больнице, последующие два года клинической ординатуры по психиатрии показали мне, что я являюсь особо опасным, не ведающим того, что творю социально-психопатологическим игроком.

Мое просвещение завершилось ярчайшим в моей жизни инсайдом!

Преодоление анозогнозии, пробуждение у меня интеллекта изменили приоритеты в состояниях Эго, и я увидел Мир другими глазами. Только тогда мои исследования приняли характер «осознанного развития осознания» К. Г. Юнг (1875-1961 гг.).

3. Фрейд (1856-1939 гг.) был прав: «Лучший способ понимания психоанализа все еще заключается в том, чтобы проследить его происхождение и развитие». По его замыслу, психоанализ должен был стать «наукой наук о духе». Он и в этом был прав.

В новой научной системе знаний автора это именно так и произошло!

Эволюция психоанализа в истории развития человечества, от Платона (428-347 гг. до н. э.) до наших дней, показана в моих предыдущих публикациях [4, с. 136-144].

Сомнения и вера друг друга поправляют. Когда они полностью поправят друг друга, появится знание. Такое знание будет подлинным. Подлинные знания автора — территория истинной веры, философии и религии, достоверной науки и практики.

Изучение трудов мыслителей разных эпох делает очевидным то, что предлагаемая мною новая система знаний является логическим продолжением эволюции человечества.

Полученные результаты.

«Автором сделан фундаментальный вклад в науку о человеке и его интеллекте»

Ректор РостГМУ, д. м. н., проф. С. В. Шлык.

В результате более 50-ти лет разной практической и научно-исследовательской деятельности вместо предлагаемой современными учеными конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знаний, не решающих проблему, я разработал то необходимое, общее —стержень, пронизывающий все науки о homo sapiens.

Это новый системный подход к изучению человека и его места в природе; новая наука о тео-социо-психо-соматической деятельности человека; новая триединая психоаналитически — (nota bene! ) психофизиологическая модель состояний Эго. Они сегодня являются единственным инструментарием для анализа и синтеза проблем.

Мною разработаны:

1. Тео-социо-психо-соматика

Тео-социо-психо-соматика — методологически новый системный подход к изучению человека и его места в окружающем нас Мире, обеспечивающий в своем единстве взаимодействие организма с внешней и внутренней средой. Он связывает в единую систему имеющиеся факты, призывает обеспечить гармонию человека во Вселенной, прогнозирует место в системе новым явлениям, становятся доступными для понимания причинно-следственные связи происходящего. В этом подходе сам человек является не только субъектом, но и объектом новой науки о homo sapiens.

Мною даны новые определения пониманию истинного, а не религиозного БОГА и связи человека и человечества с НИМ — теологии, социологии и психосоматики:

а) БОГ — это пространство и время. Вот оно истинно философское определение БОГА, подчиняющееся диалектическим законам развития Вселенной и Вселенных.

Пространство делится на материальное и духовное и подчиняется основному закону диалектики — закону единства и борьбы противоположностей. А время подчиняется двум следующим законам: закону перехода количественных изменений в новые качественные, соответственно оставшемуся закону отрицания отрицаний.

Таким образом, эволюция — это обозримая человеком и человечеством часть сотворения мира БОГОМ. Сотворение же Вселенных БОГОМ — это бесконечное множество эволюций. Вот где соприкасаются, пересекаются и дополняются части методологически разорванной шизофреногенной, материалистической теории эволюции Дарвина с новой, методологически системной идеалистической теорией сотворения Вселенных БОГОМ, опирающейся на диалектические законы развития истинной философии. Новая система знаний объясняет нам по-новому, что БОГ — это бесконечное множество эволюций.

Поэтому у БОГА есть все!

б) теология — наука об особенностях духа. Theos переводится с английского, библейского и греческого по-разному. В моем понимании theos — это дух, информационная составляющая, звено, связывающее душу человека с БОГОМ.

Nota bene! Соответственно будет ли это дух Добра или Зла, зависит от приоритета в душе человека и человечества рационального или иррациональных состояний Эго.

в) социология — наука, изучающая закономерности и формулирующая законы развития взаимоотношения людейв обществе с разным мировоззрением и разной идеологией, с приоритетным рациональным или иррациональными состояниями Эго.

Однако надо понимать, что, не выйдя из «тарелки с супом» (больного социума), невозможно увидеть и понять процессы, происходящие в самой «тарелке».

г) психосоматика — это шизофреногенный подход исследования раздельно души и тела, нарушающий один из основных законов логики. Это вырванная из контекста методологически системного подхода изучения и развития взаимоотношений БОГА, современного общества и человека, бредовая или заблуждающаяся область знаний.

Многие исследователи считают, что человек имеет душу и тело.

Правильнее утверждать, что человек это душа, которая имеет тело.

Необходимо осознание того, что душа, посредством духа, является ключевым тео-социо-психо-соматическим механизмом между БОГОМ и человеком.

Это было известно еще в античном мире.

«Нельзя лечить тело, не излечив душу».

Сократ (469-399 гг. до н. э.) [8, с. 74].

Слова «в здоровом теле здоровый дух» принадлежат римскому поэту-сатирику Ювеналу (около 60-140 гг. н. э.). Они воспринимаются нами не в том значении, какое в них вкладывал Ювенал. В полном тексте оригинала было больше насмешки над культом силы и физического здоровья в Древнем Риме, чем пропаганды здорового образа жизни. Примерный смысл слов Ювенала был следующим: «Неужели эта гора мышц способна еще и думать?» [8, с. 172]. «Мудрость для души то же, что здоровье для тела» Ларошфуко Франсуа VI де (1613-1680 гг.) [8, с. 320].

2. Концепция тео-социо-психо-соматической деятельности homo sapiens .

Человек зарождается сначала на духовном, а потом и на материальном уровне. После его рождения интегративная деятельность человека остается континуальной и дискретной и, как все во Вселенной, подчиняется диалектическим законам развития.

Восприятие становится сознанием, мышление развивается в представление, воображение и так далее, вплоть до формирования мыслеобраза — психологической модели цели, в нейрофизиологическом аппарате предвидения и сличения, названного П. К. Анохиным Акцептором Результатов Действия (АРД).

«Наука не знает, чем она обязана воображению»

Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882 гг.) [8, с. 790].

Закончилась стадия афферентного синтеза (сбора информации и принятия решения), и начинается стадия эфферентного синтеза (действия и обратной связи).

Клиническая концепция сознания не есть отражение, как нас этому учили и продолжают учить в нашем Большом Сумасшедшем Доме. Отражение является физическим процессом, но никак не физиологическим. Люди, пользующиеся таким определением, нарушают основной закон логики — закон тождества:

«Говоря об одном, необходимо говорить об одном и том же».

Клиническая концепция сознания, по автору, определяется физиологическими процессами возбуждения, торможения и результатами их взаимодействия. Поэтому:

Сознание человека есть результат взаимодействия Функциональных Систем Психической Деятельности (ФСПД, К. В. Судаков, 1932-2013 гг.), отвечающих за то или иное состояние Эго, с его внешней и внутренней средой на разных — сенсорном и субсенсорном — уровнях реагирования. А ключевым звеном формирования модели цели в АРД является Доминирующая Мотивация (ДМ).

3. Новая триединая психофизиологическая модель состояний Эго.

Важно понимать, что душа человеческая, в психоанализе, представлена тремя состояниями Эго, и далее осознать, что душа посредством духа есть промежуточный тео-социо-психо-соматический механизм между БОГОМ и человеком. Поэтому реальность воспринимается нами (значит, оценивается и реализуется) не такой, какая она есть, а в зависимости от того, в каком из трех состояний Эго мы пребываем:

1-е, эго — Хитрость — активное, деструктивное, неосознаваемое начало,

человек замышляет — позамышляйте…! — Наибольшее Зло.

2-е, эго — Мудрость — активное, конструктивное, осознаваемое начало,

человек думает — подумайте…! — Добро.

3-е, эго — Глупость — пассивное, неосознаваемое начало,

человек мечтает — помечтайте…! — Зло.

В каждом состоянии Эго для человека, (nota bene! ) способного к анализу и синтезу происходящего, мыслеобразы рисуются по-разному, четко или нечетко, но субъективно дифференцируются. Значит, для каждого состояния Эго характерны

своя биохимия и, разумеется, своя биофизика.

Впервые в нашей истории психоаналитическое триединство души объясняется психофизиологическими закономерностями, происходящими в организме человека.

Подробнее о тео-социо-психо-соматическом триединстве души.

1-е состояние Эго, эго-Хитрость — активное, безответственное, наиболее иррациональное, (nota bene! ) совершенно недоступное голосу разума, целенаправленно формируемое иррациональным социумом наибольшее невежество, являющееся производным человеческой страсти. ДМ — самоутверждение. Человек смотрит, но не видит, слушает, но не слышит. Его внимание фиксирует только то, что способствует его самоутверждению (мания), либо препятствует (депрессия).

Остальному, в окружающих его обстоятельствах, не придается значения.

«Хитрость — образ мыслей ограниченных людей и очень отличается от мудрости, на которую по внешности походит». Кант Иммануил (1724-1804 гг.) [8, с. 431].

Характерны отсутствие самокритики — пик невежества, анозогнозия, психология созависимого рабовладельца, самоуверенность и подозрительность, направленные на личность оппонента, локус внешнего контроля, негативное паралогичное мышление, тенденция к разрушению и прочее... Преднамеренное решение в стадии афферентного синтеза, но не осознаваемое поведение в стадии эфферентного синтеза, наибольшее Зло.

Характерен подлый замысел, «с улыбкой на лице и камнем за пазухой».

На лице «маска», а в АРД — образ врага.

ИНТЕЛЛЕКТ присутствует формально, то есть ОТСУТСТВУЕТ!

«Не почитай знания заодно с мудростью» Пифагор (576-496 гг. до н.э.) [8, с. 49].

2-е состояние Эго, эго-Мудрость — активное, ответственное, рациональное (ratio—разум), доступное голосу разума, формируемое БОГОМ, существующим вечно, подавляемое иррациональным социумом, автономное состояние Эго.

Доминирующая мотивация (ДМ) — приближение к истине.

«Лишь тот, кто думает, имеет право действовать, лишь он. А чудовищное и безнравственное начинается по ту сторону нашего разума. Это удел невежд…»

Манн Генрих (1871-1950 гг.) [8, с. 631].

Характерны присутствие самокритики, психология свободного независимого человека, осторожность и деликатность, направленные на дело, локус внутреннего контроля, то есть совесть, позитивное, диалектически и логически выверенное мышление, тенденция к созиданию и прочее... Способность к уважению себя и других, является исключительным свойством 2-ого состояния Эго — эго-Мудрости.

Осознаваемое состояние в стадиях афферентного и эфферентного синтеза, Добро.

Характерен поиск понимания причинно-следственных связей происходящего.

В АРД — образ актуальной проблемы.

ИНТЕЛЛЕКТ ПРИСУТСТВУЕТ!

«В отрыве от истины совесть — не более чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения» Черчилль Уинстон (1874-1965 гг.) [8, с. 769].

В отсутствие интеллекта не может быть адекватного понимания совести!

3-е состояние Эго, эго-Глупость — пассивное, безответное, иррациональное, податливое голосу разума, целенаправленно формируемое иррациональным социумом невежество, является производным человеческих эмоций. ДМ — подчинение.

Инстинкт самосохранения отсутствует.

«Нет в мире ничего отважнее глупости»

Теренций Публий (195-159 гг. до н. э.) [8, с. 99].

Характерны анозогнозия, психологиясозависимого раба, доверчивость, локус псевдоконтроля, алогичное псевдомышление, тенденция к избеганию и прочее...

Неосознаваемое состояние в стадиях афферентного и эфферентного синтеза, Зло.

Характерно отсутствие личностного пространства в общении.

На лице эмоция, а в АРД — псевдообраз.

ИНТЕЛЛЕКТ ОТСУТСТВУЕТ!

Оно показано в стихотворении Гюго Виктора Мари (1802-1885 гг.) [8, с. 578]:

«Рыдая, веселясь, кумирам глядя в рот, к бездонной пропасти прет бесшабашный сброд…»

4. Многое другое, способствующее созиданию в развитии человечества.

Заключение.

В новой системе знаний автора психиатрия и психофизиология обретают душу, психоанализ — тело, а психология и психотерапия обретают и то, и другое.

Новая система знаний, разработанная мною, является революционной именно в том, что позволяет разделить деятельность человека на Добро и Зло, тенденцию созидания и разрушения. А знание тенденций освобождает нас от незнания мелочей!

Личность в единицу времени может пребывать только в одном из трех состояний Эго:

или эго-Хитрость, или эго-Мудрость, или «эго-Глупость.

Функциональные Системы Психической Деятельности (ФСПД), отвечающие за разные состояния Эго, вначале перерабатывают воспринимаемую информацию, а в каждом состоянии Эго это происходит по-разному, и только потом реализуют ее.

Соответственно этому одна и та же картина Мира в каждом их трех состоянии Эго будет восприниматься (а значит, оцениваться и реализовываться) по-разному.

Только познавший себя человек способен к глубокому познанию других!

К месту будет вставить заключение полковника КГБ в отставке, Председателя одного из банков РФ, прошедшего у меня, в качестве условно психически здорового человека, полный лечебно-реабилитационный курс философского, клинического и прикладного психоанализа:

«…Осознание собственной серьезной и сложно излечимой болезни — страшно, но еще страшней, оглядываясь вокруг, видеть больных, больных и еще раз, больных, но не осознающих трагизма личности и состоящих из личностей общества. Спасибо».

В нашем больном обществе — колыбели лжи, лицемерия, подлости и скорби — именно иррациональные состояния Эго в своем развитии культивируют Болезни Зависимого Поведения (БЗП), проявляя себя псевдодуховными, неосознаваемыми самими людьми, особо опасными социально-психопатологическими играми, впервые описанными Э. Берном (1910-1970 гг.) в Соединенных Штатах Америки. В стране, где искренность людей считается пороком. Когда доверие и протянутая рука друга воспринимаются как слабость оппонента, то эту руку пытаются отхватить вместе с головой. Это многообразие неосознаваемых больными БЗП невротических, психопатических и психотических игр с известным в них завершением:

«поверил — проиграл».

Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Ронсар Пьер де (1524-1585 гг.) [8, с.279].

Мэтры отечественной науки В. В. и Г. А. Макаровы в своей монографии «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В РОССИИ» (психологические игры новой России) пишут:

«Знание психологических игр повышает нашу безопасность, приводит к большей самореализации и нашей высокой эффективности, способствует тому, чтобы наша жизнь была наполнена до краев, и мы сами определяли свою судьбу!» [1, с. 3].

Человек не свободен от обстоятельств. Однако он духовно может подняться выше общества людей, больных БЗП. Тогда становится очевидным важность понимания особенностей восприятия и сознания, мышления и представления, действия и обратной связи людьми, утратившими вертикальное мировоззрение и необходимую экологию духа для восстановления рациональной связи человека и человечества с истинным БОГОМ. Новая система знаний автора показывает этот истинный Путь, ведущий к созиданию, развитию человека и человечества и всей нашей цивилизации.

«Один есть путь — путь истины, все остальное — не пути» Афоризм древнего мира.

Выводы.

1. Тайна homo sapiens раскрыта.

Homo sapiens — тео-социо-психо-соматический феномен, свидетельствующий о статусе состояния эго-Мудрость и степени приоритета идеального над социальным и материальным, эго-Мудрости над состояниями эго-Хитрости и эго-Глупости.

Только состояние эго-Мудрость является Добром — ресурсом развития человечества для эволюционного самосовершенствования!

2. Тайна многоликого феномена агрессии раскрыта.

Эго-Хитрость и эго-Глупость — состояния Эго, в которых интеллект отсутствует, а присутствуют иллюзии (страсти или эмоции), неосознаваемые самими людьми аффективно-деперсонализационно-дереализационные расстройства, проявляющиеся БЗП, — псевдодуховными особо опасными социально-психопатологическими играми.

Они и являются Злом — многоликим феноменом агрессии!

3. Соотношение сил Добра и Зла, тенденции созидания или разрушения в любых цивилизациях будет зависеть от приоритета в душах людей их индивидуального и коллективного рационального или иррациональных состояний Эго.

В теологии Платона у Триединого БОГА нет других рук, кроме наших!

4. Экология восприятия и сознания, мышления и представления, действия и обратной связи есть то САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, о необходимости которого говорит сегодня Мировой лидер современности Президент РФ В. В. Путин.

Новая система знаний является логическим продолжением эволюции человечества!

Послесловие автора.

Берегись зависти более от друзей, чем от врагов, потому что враг завидует явно, а друг — тайно, с улыбкой на лице и камнем за пазухой!

Только из моей профессиональной жизни я могу наглядно показать, что сегодня поведением человека и человечества является Зло — многоликий феномен агрессии.

Но, чтобы обрести признанье в наше время,
Потребно честь и стыд отбросить, словно бремя,
Бесстыдство — вот кумир, кому подчинены
Все сверху донизу сословья и чины. Ронсар Пьер де (1524-1585 гг.) [8, с.280].

В течение более 30 лет руководители разных служб в научной и практической медицине запрещали мне все виды деятельности, в которых я достигал очевидного успеха. Так, с 1989 года заведующие кафедрами не разрешают мне выступать перед коллегами на разных Факультетах Усовершенствования Врачей. С 2000 — запрещают выступать на научных конференциях, формально, из-за отсутствия у меня научных званий, которые предлагались ими взамен от отказа моего авторства в их пользу.

Вместе с изданием (2005 год) монографии «Алкоголизм излечим!» администрация полипрофильного 1000-коечного стационара, с формулировкой: «У нас нет проблем с психическим здоровьем ни среди больных, ни среди сотрудников», практически ликвидировала всю службу, запретив мне заниматься и гипнозом, и психоанализом.

Оказалось, что чем разумнее и успешнее человек, тем больше его хотят подставить!

Найдется ли на свете существо,
Что ищет гибели для рода своего?
И только человек при случае удобном
Охотно нанесет ущерб себе подобным. Ронсар Пьер де (1524-1585 гг.) [8, с. 279].

И все это — только малая часть препятствий моей профессиональной деятельности!

Адаптация к этим препятствиям, чинимым мне десятилетиями в развитии нового, с улыбкой на лице и камнем за пазухой, отсутствие признания коллегами заслуг вводили меня ранее в тяжелую замаскированную депрессию с разными психосоматическими эквивалентами, приведшими меня в итоге к развернутому метаболическому синдрому.

Я же не понимал причинно-следственной связи происходящего. Только в 2011 г. мне помогло понять и причину, и следствие происходящего знакомство с притчей

«О змее и бабочке».

Однажды бабочка, из тени в свет перелетая, обратила на себя внимание. Змея, увидев ее, погналась за ней и стала преследовать ее и день, и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:

До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?

Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоим последним желанием, можешь спрашивать.

Ты питаешься бабочками? — Нет. — Я сделала тебе что-то плохое? — Нет.

Тогда почему ты хочешь убить меня?— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь! ! !

Мне десятилетиями мстили только за то, что я не соответствовал их ожиданиям.

Оказывается, человеку в жизни все могут простить, кроме успеха!

«Зависть — пассивное чувство недовольства; ненависть — активное. Нечего удивляться тому, что зависть так быстро и легко переходит в ненависть»

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832 гг.) [8, с. 395].

Новые знания коллегами и учителями замалчиваются и скрываются. Публикации направлялись в МЗ РФ, в профильные НИИ, в РАМН, в администрацию Президента РФ, в зарубежные научные центры. Многих ответов просто не было, а полученные были исключительно формальными, без изучения и понимания существа проблемы.

«Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен»

Лао-цзы (579-499 гг. до н. э.) [8, с. 47].

Желание сохранить ситуацию противодействия новому включает механизмы усугубления уже имеющейся сложной, системной психопатологии у современного человека, продолжает содействовать развитию нашей иррациональной цивилизации.

З. Фрейд (1856-1939 гг.) называл это явление «сопротивлением осознанию».

Причинно-следственная связь невежества в иерархии власти, в философии и религии, в науке и практике современного человека и человечества это отсутствие мотива к познанию, которое хорошо прослеживается в притче «Зайди за камень».

Однажды падишах встретил мудрого дервиша. Падишах был в хорошем настроении и разговорился со странником.

Видишь ли, в молодости я тоже искал истину, — доверительно поделился падишах с дервишем. А теперь все дела и заботы, придворные с их интригами… Да и интерес к поискам исчез, хотя так прекрасны они были когда-то. В чем же здесь дело?

Смотри, падишах, как великолепна вершина горы, правда?

Да, очень красива…

Видишь тот валун при дороге? Зайдем-ка за него и на гору полюбуемся.

Да ты что, дервиш, в своем ли уме?! Ведь если мы за него зайдем, то никакой горы больше не увидим. Валун ее загородит.

Вот и ты, падишах, сам зашел туда, где не только истины не видать, но даже желания ее искать не заметно.

Невежество руководителя государства из притчи аналогично невежеству моих ученых оппонентов. Разве это не глобальная духовно-ментальная катастрофа?!

«Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет»

Сковорода Г. С. (1722-1794 гг.) [8, с. 294].

Первый шаг к тео-социо-психо-соматическому благополучию — следующемудиалектическому скачку в эволюции Человека — это признание себя больными БЗП.

Притча «Уже лучше!» поможет Вам в этом непростом, но очень важном деле.

К одному Учителю пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?». Учитель ответил: «Выйди во двор». На улице шел дождь. И человек удивился: «Ну, как это может помочь мне?». Он вышел из дома и стал во дворе, а дождь лил и лил.

Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?».

Мудрец ответил: «Что случилось? Когда ты там стоял, дано ли тебе было какое-нибудь открытие?». Человек ответил: «Открытие? Я просто думал, что выгляжу как глупец!».

Мудрец сказал: «Это великое открытие! Это начало мудрости! Ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, изменения уже начались».

Путь к своему обследованию и последующему исцелению ведет к знакомству с теорией и практикой психоанализа. Происходит это в несколько этапов: осознание своих ошибок; покаяние перед БОГОМ и людьми; прощение других и себя за их и свои ошибки; и приоритет в последующем за 2-м состоянием Эго, — эго-Мудростью.

Неосознающими своей агрессии являются люди, пребывающие исключительно в состояниях эго-Хитрости и эго-Глупости. Тогда феномен homo sapiens скрывается за неосознаваемым самим человеком многоликим феноменом агрессии. Например:

все мы не без греха, однако, чужие грехи у себя мы называем жизненным опытом.

«Осуждают то, чего не понимают» Квинтилиан Марк Фабий (35-96 гг.) [8, с. 150].

Человек понимает и переживает нарастание агрессии из своего конкретного, жизненного опыта. Однако это может быть понятно только разумному человеку, находящемуся исключительно в состоянии эго-Мудрость. Когда он способен видеть

«не только соринку в глазе брата своего, но и бревно в собственном глазу».

Автору повезло не только выжить в нашем Большом Сумасшедшем Доме, но и пройти свой Путь от рождения к безумию, потом к появлению первых признаков интеллекта и созданию новой системы знаний о БОГЕ, науки о человеке и их взаимосвязи — тео-социо-психо-соматике.

Великое за это всем спасибо!

Вот как может выглядеть неосознаваемая самими людьми, больными разными Болезнями Зависимого Поведения (БЗП), псевдодуховная, особо опасная социально-психопатологическая игра, проявляющая себя многоликим феноменом агрессии.

Консалтинговое агентство открыло офис в деревне.

Приходит к ним крестьянин и говорит: «У меня куры дохнут, что мне делать?».

А вы их кормите? — Да. Пшеницей. — А вы подсолите пшеницу.

Через неделю приходит снова: «Я пшеницу подсолил, а они все равно дохнут».

А вы их поите? — Да. Водой. — А вы подсластите воду.

Приходит крестьянин к ним в третий раз: «Я пшеницу подсаливал, воду подслащивал, а куры все подохли».

Все-все? Ой как жалко. У нас для вас еще много советов.

(А если это не куры, а люди…)

Уважаемые дамы и господа, друзья, коллеги и учителя!

Nota bene! Истина звучит не в устах говорящего, а в ушах слышащего.

Внедрение в Международном, Мировом масштабе в жизнь новой системы знаний автора, одобренная в отзыве профессора В. В. Макарова есть тот необходимый путь САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, о котором говорит Президент РФ В.В. Путин.

С уважением и благодарностью за эволюцию подлинных знаний. Ваш автор.

 

Список литературы.

1. Макаров В. В., Макарова Г. А. Профессиональная Психотерапевтическая Лига России №1. Игры, в которые играют в России. Москва. Академический Проект. 2008.

2. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., 1990.

3. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М., 1990.

4. Хачикян Х. К. Добро и Зло в человеке. «Археология психоанализа» и эволюция психоаналитических категорий Эго // Философский век: Альманах 21.Санкт-Петербург, 19-21 декабря 2002. Ч. 1. СПб.: Институт человека РАН. С. 136-144.

5. Хачикян Х. К. Тайна «Homosapiens», монография, г. Ростов-на-Дону, издательство «Медиа-Полис», 2011 г. с. 283.

6. Науки о «Homosapiens» и Болезни Зависимого Поведения (БЗП). Мат. научной конф. с межд. участием. «ПСИХИАТРИЯ: ДОРОГИ К МАСТЕРСТВУ», г. Ростов-на-Дону, 2013, с. 901-930. http://pnfpk.ru в разделе «Проведенные конференции».

7. Хачикян Х. К. «Homosapiens, или невежество как главная причина всех БЗП». Там же. 2015, с. 226-233. «Невежество — главная причина Болезней Зависимого Поведения (БЗП)», с. 233-240. Мат. российской научно-практической конференции с международным участием. «ПСИХОПАТОЛОГИЯ ВОЙНЫ: ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ЖЕРТВ ТЯЖЕЛОГО СТРЕССА».

8. Энциклопедия Мудрости. Издательство РООСА, 2008 г., с. 814.

9. Hachikyan H. Psychiatry, Psychology and Ecology of Mental Functions. Psychiatry on new thresholds. XI World Congress of Psychiatry. Hamburg, August 6-11,1999. 183 (# po-05-48).

10. Hachikyan H. Homo sapiens? Civilization and Problems of Psychoanalysis // International Congress. Madrid. September 30-October 4/ 2001/ 168. (№P5).

11. Хачикян Х. К. «HOMOSAPIENS, НЕВЕЖЕСТВО И ПРОСВЕЩЕНИЕ, КОТОРОЕ СПАСАЕТ ЖИЗНЬ» (6 страниц) в сборнике материалов конференции «FundamentalandappliedsciencestodayXII». 25-26. 07. 17, NorthCharleston, USA.

 

Отзыв профессора В. В. Макарова к публикациям автора за 1997-2017 гг.:

«Важнейшая проблема нашей цивилизации — это отсутствие единой науки о homo sapiens и его душе. Новая система знаний автора, объединяя психиатрию, психоанализ, психологию, психотерапию и др., заполняет этот вакуум, становится очевидным манифестом Высшего Разума (по Платону) ко всему человечеству.

Настоящая действительность требует открытий — новых направлений и концепций в научных исследованиях. Без них жертва Джордано Бруно была бы напрасной. Солнце по-прежнему вращалось бы вокруг Земли.

Автор не только доказывает деволюцию доктрины тройственного устройства человека (по Платону), но, популяризируя ее, развивает и совершенствует. Им открыты тайна Истинного и Триединого БОГА, связи человека и человечества с НИМ в разных психофизиологических процессах, функциях, феноменах и состояниях Эго; тайна феномена homo sapiens, Болезней Зависимого Поведения (БЗП), феномена агрессии и мн., мн. др. Все это архиважное и дорогого стоит!

В новом тео-социо-психо-соматическом системном подходе автора — «Все от Триединого БОГА», новая концепция человека дает нам авторские ответы на многие вопросы. Например: «Кто мы? — Homo non sapiens. Что мы здесь делаем? — разрушаем. Куда идем? — К апокалипсису». А главное: что делать дальше!

Выводы автора не имеют аналогов. Они подтверждают и по пунктам раскрывают причинно-следственную связь убеждений, к которым пришли великие мыслители-философы прошлого: Вольтер, Юм, Кант, Гете, Шопенгауэр и другие, что «человек и человечество нравственно больны, а мир есть госпиталь для неизлечимых» [8].

Люди, живущие в нашем Большом Сумасшедшем Доме, превратились в опасных больных БЗП, не контролирующих Зло ни в себе, ни в других.

Выражаясь языком автора, врача, принцип презумпции психического здоровья следует считать стратегическим заблуждением. Современный человек не осознает отсутствия у себя интеллекта. Он бездумно, псевдо — или гиперкомпенсирует это отсутствие многоликим феноменом агрессии, характерным для разных БЗП. Заблуждающиеся разрозненные ортодоксальные науки о человеке не объясняют многообразия форм БЗП, их классификацию и их причинно-следственные связи.

Психиатрия и психофизиология обретают душу, психоанализ — тело, а психология и психотерапия обретают и то, и другое. Они, при содействии обследовавших себя и выздоравливающих от БЗП ученых, могут стать истинными науками о homo sapiens.

Проведена фундаментальная работа по изучению и исследованию человеческой души, анализ и синтез духовно-ментальной деволюции человечества, сложной системной тео-социо-психо-соматической патологии и приоритетом в идеологии людей социального и материального над идеальным. С характерным для этого отсутствием интеллекта и критики к этому отсутствию, неосознаваемыми самими людьми, замаскированными аффективно-деперсонализационно-дереализационными расстройствами, проявляющими себя псевдодуховными опасными невротическими, психопатическими и психотическими играми — многоликим феноменом агрессии.

Осознание необходимости просвещения, внедрения в жизнь новой системы знаний автора — путь к экологии восприятия и сознания, мышления и представления и т. д. — это то самое САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, о необходимости которого говорит один из Мировых лидеров современности, Президент РФ В. В. Путин.

Сегодня услышать автора, к моему великому сожалению, способны немногие, исключительно те, кто имеют мотив и хотят действительно разобраться в себе и окружающем нас мире. И не только разобраться, а еще изменить себя к лучшему, через осознание своих иррациональных Эго и дальнейшее самосовершенствование.

Исцеление от БЗП — успехи в духовном, социальном, психическом и соматическом благополучии человека и человечества зависят от достойного просвещения не только врачей и психологов, но и всех слоев населения.

Автором проделан фундаментальный труд по изучению Человека в истории развития нашей цивилизации, колоссальный объем научной и практической работы.

Новые определения в его публикациях расширяют, углубляют и совершенствуют девиз нашей Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги:

От человека псевдодуховного, замышляющего или мечтающего —

к человеку истинно духовному, думающему, то есть разумному.

От заведующего кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии постдипломного образования,

профессора В. В. Макарова.

«Если кто-нибудь указывает на что-нибудь новое… — люди, противятся этому всею силою, они ведут себя так, будто не слышат или не могут понять, говорят о новом взгляде с презрением, точно он не стоил труда, связанного с исследованием или вообще внимания и таким образом новой истине приходится ожидать долгое время, пока ей удастся проложить себе дорогу»

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832 гг.) [8, с. 395].

В подтверждение этому приведу два известных мне примера отказа автору в публикациях его статей без объяснения причин. Первый — в 2008 году во Всемирном психотерапевтическом журнале, статья: «Homo sapiens ?!» in a Methodologically New System Approach to Man and His Place in the Environment».

Второй — в 2018 году в Европейском психотерапевтическом журнале, статья: «HOMO SAPIENS И МНОГОЛИКИЙ ФЕНОМЕН АГРЕССИИ».

Новые идеи претворяются в жизнь по мере вымирания не способных к развитию и обучению новому, ригидных учителей старой школы.

Революционные идеи являются таковыми потому, что смеются над устаревшими идеями, а порой и над людьми, которые в них верят.

Глоссарий (словарь терминов и понятий для широкого круга читателей):

Анозогнозия — неузнавание болезни у себя.

Аффективно-деперсонализационно-дереализационные расстройства — не адекватное восприятие себя и окружающей действительности.

БЗП — Болезни Зависимого Поведения. Классифицируются на:

духовные (атеизм, демократизм, коммунизм, нацизм, терроризм, фашизм и пр.);

социальные (карьеризм, конформизм, трудоголизм и пр.);

психические (депрессия, мания, неврозы, психозы и пр.);

соматические (гипертоническая, ишемическая, язвенная болезнь и пр.).

химические (алкоголизм, наркомания, токсикомания и пр.)

Импринтинг (запечатление) — яркое впечатление.

Инсайд — озарение, неожиданное осознание.

Локус субъективного контроля — информационная функция мышления, контролирующая мысли, слова и поступки человека.

Метаболический синдром — нарушение обмена веществ в организме человека, ведущее к поражению, самых разных органов и систем.

Псевдодуховные, особо опасные социально-психопатологические игры — Зло! Неосознаваемые самими людьми манипулятивные действия, построенные на лжи и содержащие ловушку в сценарии неосознанно избранной жизненной позиции.

«Если не исправишь Зло, оно удвоится» Афоризм древнего мира [8, с. 9].

Шизофреногенная (шизо — расщеплять, а френ — рассудок) методология познания. До эпохи Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), методология исследований опиралась на три платформы: философию, науку и религию. Впервые в истории он выделил медицину из системного представления о ней. А «Клятва Гиппократа», стала замещать Божественное начало в человеке. Эта шизофреногенная методология познания хорошо иллюстрируются древневосточной притчей

«Слепые и слон».

За высокими горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем на пустыре неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Только одним своим видом он уже повергал врагов в трепет.

Всем жителям города нетерпелось узнать, что же это такое — слон. И вот комиссия избранных представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, направились к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какими бывают слоны, приблизившись к нему, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, думал, что теперь он знает все об этом существе.

Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, что собой представляет слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: «Слон — это нечто большое, плоское, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на кривую пустотелую трубу, страшную и разрушительную». «Этот зверь могуч и крепок, как колонна» — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Для шизофреногенного восприятия и сознания, мышления и представления, действия и обратной связи характерно отсутствие понимания человеком себя и многогранности окружающего нас мира Вселенной в динамике ее развития.

Эго — составляющая часть души, состояние психического «Я».

Nota bene! — обратите особое внимание.