ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Театр архетипов в профессиональной психотерапевтической практике

Театр архетипов в профессиональной психотерапевтической практике

Методике И.А. Чегловой — 10 лет

В конце апреля 2016 года в г. Ереван, Армения, на площадках Российско-Армянского (Славянского) Университета, Ереванского Государственного Университета и Центра психического здоровья «Интра» прошла 4-дневная научно-практическая конференция «Театр архетипов в профессиональной психологической практике». Конференция организована под эгидой Профессиональной психотерапевтической лиги и посвящена итогам первого десятилетия применения методики, разработанной к.м.н., вице-президентом ОППЛ И.А.Чегловой. С материалами конференции и сборником статей участников, выпущенным издательством РАУ, можно ознакомиться на сайте profcomm.org.

 

Предлагаем пост-релиз конференции

Сквозная тема конференции — что такое высокая чувствительность, как она становится проклятием человека, и какие дары может принести при правильном обращении с собой.
Высокочувствительные люди обладают двумя важными особенностями — способностью к тонкому различению нюансов цвета, звука, настроений, смыслов и, как следствие — к целостному, объёмному восприятию информации. Это — дар. Который реализуется в стратегическом мышлении, реалистичной и точной оценке ситуации и заложенных в ней ресурсов. Дар гарантирует высокий профессионализм, социальную и личную успешность. Если уметь вовремя переключиться с чувствования на действие. Если вовремя прекращать и то и другое, и просто отдыхать. Если специально заниматься собой и осваивать собственные возможности и ограничения.

Если этого не делать — дар становится проклятием. А постоянными спутниками — истощение и перевозбуждение. Овердрайв.

На этой конференции мы изучали именно это. И осваивали различные подходы к одной и той же задаче. Сделать так, чтобы высокочувствительные люди смогли освоить свой Дар.

 

Итак, что делать?

И вот какие ответы можно почерпнуть из выступлений на конференции:

Ася Суреновна Берберян: тщательное изучение мотивации и соответствующий выбор профессии.

В своей работе она обобщила теоретико-методологические подходы к выявлению психологических факторов, воздействующих на профессиональное становление личности. Представляют интерес теории, изучающие архетипы через категорию профессиональной мотивации. В практическом исследовании подтверждается гипотеза: эффективность формирования мотивации выбора профессии у студентов значительно повысится, если будут учитываться психологические факторы, проявляющиеся через архетипические образы. Была предложена технология, основанная на архетипической модели и представлены практические результаты ее использования (сборник статей, стр. 28).

Ирина Алексеевна Чеглова: освоение своих способностей и обучение их использованию через 4 основные технологии:

  1. Инвентаризация ресурсов (часто высокочувствительные люди имеют неточное представление о себе, поскольку принимают на веру оценку, которую дают другие. Высокочувствительных в мире 15%. Поэтому социальные требования формируются не ими). А если знаешь — значит, сможешь. 5 архетипов — 5 основных направлений человеческой жизни. Где твоя сила в каждом из них?
  2. Талант-менеджмент. Как эти силы и способности работают, если суметь их различить и скоординировать? Как реализуют свой потенциал люди с помощью архетипов Принца, Воина, Мага, Короля и Шута? Для кого из них важнее творчество, для кого идея, а для кого — деньги?
  3. Обработка информации и принятие решений. Как использовать матрицу архетипов, чтобы принять верное решение на основе быстрой обработки больших массивов информации.
  4. Проект-менеджмент. Пространственно-ролевая модель коучинга. Думаем, двигаясь.

А также рассказала об использовании визуальных метафор — Ассоциативных метафорических карт АР-МА для тренировки внимания, управления тревогой и ускорения обработки информации. АР-МА, как и театр архетипов — инструмент не только для работы с клиентами, но и для самопомощи и саморазвития профессионалов. Особенно с высокой степенью сенсорной чувствительности.

Сергей Аркадьевич Касабян: изучаем методику программируемой саморегуляции. Приобретаем умение мгновенно входить в нужные состояния. И переключаться между ними. Театр Архетипов позволяет получить внутреннее меню этих состояний для профессиональной и личной жизни. А методика программируемой саморегуляции через самогипноз даёт возможность мгновенно входить в нужное состояние и оценивать ситуацию с нужной точки зрения. Хотя многим в окружении это может и не нравиться. Но и с этим можно совладать.

Астрик Габриэлян: используем Театр Архетипов для работы с собой. Это позволяет строить свою карьеру и судьбу ответственно и самостоятельно. Переходить из организации в организацию, переезжать из страны в страну по собственному выбору, туда, куда зовёт сердце. Благодаря своей высокой чувствительности становиться высококлассным профессионалом и выстраивать корпоративную культуру компаний, общаться с людьми, решать важные и напряжённые вопросы. При этом чувствовать себя хорошо. А истощение и овердрайв оставить в прошлом.

Давид Геворкян: учиться думать. Каждый архетип — это состояние и функция. Каждому свойственны свои успешные и неуспешные способы оценки ситуаций и мышления. Давид чётко показал механизмы, которые заставляют высокочувствительных людей полагаться на ошибочные убеждения. И пути преобразования этих убеждений.

Анаит Арзуманян: Театр Архетипов лучше всего работает в раннем подростковом возрасте. В этом возрасте можно помочь человеку освоить и реализовать свой Дар, так и не успев изведать горечь Проклятия высокой чувствительности.

Ирина Ханамирян предложила быстрый, тонкий и точный способ диагностики и трансформации нарушений ролевого диапазона. Она предлагает своим клиентам писать, а потом читать вслух сказки. Которые построены по структуре театра архетипов. За 10 минут её мастер-класса участники написали короткие сюжеты, которые при прочтении выявили ответы на два главных вопроса психотерапии: «Что происходит» и «Как это использовать во благо?»

Самвел Мхитарян применяет Театр Архетипов в качестве гештальт-эксперимента. Помогая клиенту ориентироваться в ситуациях, которые привычно активируют у него проекцию, интроекты и конфлюэнцию. Те самые явления, которые больше всего затрудняют анализ информации у высокочувствительных людей.

Изабелла Казарян рассказала об использовании театра архетипов в гуманистически ориентированном консультировании. Особенно хочется отметить интересные, яркие и живые примеры работы с реальными людьми. Клиентами и студентами.

Мастер-класс, блестящая работа Давида Геворкяна, Анаит Арзуманян и Самвела Мхитаряна объединила техники когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и пространственные эксперименты в Театре Архетипов в совместной работе над запросом, типичным для высокочувствительных людей: как использовать природные способности, накопленные навыки и знания для построения Своего Дела, опираясь на собственное чутьё и желания? Т.е. снова — как научиться осознавать и воплощать свои собственные мечты!

По итогам конференции издательство РАУ выпустило сборник статей к 10-летию практического использования методики «Театр Архетипов", приобрести который можно через сайт profcomm.org.

 

Предлагаем ознакомиться с аннотированным содержанием сборника

Театр архетипов сегодня: в фокусе развития высокочувствительные профессионалы и проект «Ар-ма»

Представлен краткий обзор современного состояния методики «Театр Архетипов» и две темы, актуальные на этом этапе её развития. Первый — успешная социализация и личное развитие высокочувствительных людей и второй — комбинированное применение Театра Архетипов и ассоциативных метафорических карт АР-МА в психотерапии, консультировании и коучинге этой категории клиентов.

Архетипы как неосознаваемые мотиваторы в профессиональном становлении личности

Берберян Ася Суреновна, зав.кафедрой психологии Российско-Армянского (Славянского) университета, доктор психол.наук, профессор, председатель Армянского отделения ОППЛ.

Рассматриваются теоретико-методологические подходы к выявлению психологических факторов, воздействующих на профессиональное становление личности. Представляют интерес теории, изучающие архетипы через категорию профессиональной мотивации. В практическом исследовании подтверждается гипотеза: эффективность формирования мотивации выбора профессии у студентов значительно повысится, если будут учитываться психологические факторы, проявляющиеся через архетипические образы.

Ключевые слова: архетипы, профессиональное становление личности, неосознаваемые мотиваторы.

Сценарная социализационная модель «театр архетипов» в бизнес-консультировании

Хон Наталья Николаевна, Ph. D. по психологии, Государственный Университет им. Эль-Фараби, Алматы, Казахстан.

Чеглова Ирина Алексеевна, к.м.н., доцент, вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги, Москва, Россия.

Предлагается инструментарий для бизнес-консультирования и внутриорганизационных коммуникаций, разработанный на базе сценарной социализационной модели «Театр Архетипов» И.А. Чегловой. В качестве примера его использования приводится случай разрешения организационного конфликта в формате бизнес-консультирования, когда качественный анализ клиентского запроса и ответов на тематически структурированные вопросы на базе модели «Театр Архетипов» дал возможность консультанту построить адекватную ситуации рабочую гипотезу, а клиенту — не только разрешить конфликт, но и использовать ситуацию для своего профессионального развития в интересах бизнеса.

Театр архетипов в практике применения

Перц Татьяна Геннадьевна, практический психолог, Президент Немецко-русского общества психологии и культурного обмена, г, Трир, Германия.

Человек после гармонизации своего состояния с помощью «Театра архетипов» получает доступ к программам самонастройки. Весь внутренний мир становится очевидным и доступным для понимания и самокоррекции. Поисковая активность, способность к принятию решений, творческий потенциал, интуиция и даже обаяние возникают (или укрепляются), казалось бы, сами по себе — лишь через путешествие по реальным углам комнаты, где «разместились» виртуальные дворцы Короля и Принца, башни Мага или застава Воина. Архетипические мужские и женские образы «всплывают» в воображении клиента, будучи связанными с его внутренними ресурсами. Взаимосвязи архетипических структур позволяют клиенту навести порядок во внутреннем «царстве-государстве» через опору на ресурсные «дома».

Для меня как специалиста, работающего с людьми более 25 лет, представляется ценным некоторое дистанцирование специалиста от проблематики клиента, — её размещение на «сцене», что облегчает установление контакта и доверия, служит профилактикой болезненной проблемы переноса проблемы на специалиста. Предоставляемая методикой «ТА» возможность «личной психологической безопасности» позволяет психотерапевту и клиенту сохранять личную автономию, легко входить в контакт и выходить из него безболезненно.

Театр архетипов в женской социализации

Ижванова Елена Михайловна, к. пс. н., психолог «Центра Елены Прудниковой», Москва, Россия. .

Чеглова Ирина Алексеевна, к.м.н., доцент, вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги, Москва, Россия. .

В работе представлена технология диагностики и коррекции нарушений полоролевой идентификации у женщин, сочетающая концептуальные модели, которые помогают им осознать, принять и реализовать проявления зрелой женственности: сексуальность, способность и готовность к супружеству и материнству. Технология разработана на базе интеграции театра архетипов с концепциями Евы Весельницкой, Клариссы Эстес и моделью пантеона греческих богинь по версиям Г.Б. Бедненко и Д.Ш. Болен.

К вопросу о комбинированном применении программируемой саморегуляции и театра архетипов

Касабян Сергей Аркадьевич, врач психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии. Российско-Армянский (Славянский) Университет, г. Ереван, Республика Армения, .

Социальная успешность и качество жизни современного человека всё больше зависит от способности к эффективной саморегуляции, т.е. от способности быть в нужное время, в нужном месте, в нужном состоянии. Быстро переключаться между ситуациями, а также работать в мультизадачном режиме. Для этого нужны технологии обучения быстродействующему и точному управлению своими состояниями. С этой целью нами разработан трёхступенчатый алгоритм сочетанного применения программируемой психофизиологической саморегуляции, основанной на самогипнозе (краткосрочность и быстродействие), с методикой Театр Архетипов (точное и эффективное управление функциональными состояниями, востребованными в социальном, профессиональном и личном контекстах). Сначала клиент обучается инструктором самогипнозу, овладевает таким образом навыком самостоятельно воспроизводить нужные состояния. После этого производится работа с его запросом по методике Театр Архетипов, формирующая искомый набор функциональных состояний, маркируемых вербально по названиям архетипов «театральной» модели. Затем клиенту предлагается закрепить доступ к обнаруженным ресурсам путём программируемой психофизиологической саморегуляции, последовательно на 1-2 минуты погружаясь в соответствующие состояния. Таким образом настраивается и активизируется психофизиологическая ролевая структура личности, позволяющая человеку комфортно реализовать свои намерения в личной, профессиональной и социальной сферах жизни.

Опыт применения методики «театр архетипов» в работе с сотрудниками силовых структур

Крупнова Алевтина Борисовна, психолог, Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, РФ, г. Москва.

Представлены консультативно-коррекционный и групповой психопрофилактический форматы очной работы психолога с методикой Театр Архетипов в условиях силовых ведомств. Консультативно-коррекционный формат включает две сессии. На первой выявляются и обсуждаются сказочные персонажи — ролевые модели архетипов, и их функции в жизни клиента.

Расположение каждого персонажа в пространстве определяется клиентом произвольно. На второй сессии осуществляется работа с клиентским запросом. Пространство при этом организуется специалистом в соответствии с моделью «Театр Архетипов». Описываются особенности работы, перечень вопросов для обсуждения ролевых моделей, а также примеры из практики.

Групповой психопрофилактический формат представляет собой структурированное обсуждение базовых архетипов «театра» и моделирование важных для участников ситуаций с их помощью.
Описанный форматы представляют интерес для специалистов, работающих со специальными контингентами в силовых ведомствах.

Потенциал интеграции театра архетипов и проективно-ресурсной арт-педагогики для поиска и активизации личностных ресурсов

Хащанская Мария Карловна, ст. преподаватель кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, , г. Санкт-Петербург, Россия.

В статье описываются практический опыт интеграции Театра Архетипов и проективно-ресурсной арт-педагогики как средства поиска и активизации ресурсов личности для разрешения сложных жизненных ситуаций, повышения мотивации к обучению, совершенствования коммуникативных навыков в группе пожилых людей. Для получения опыта осознания и различения архетипических переживаний предложено использовать подборки репродукций произведений искусства.

Театр архетипов. Опыт терапевтической работы с подростком

Клибайс Татьяна Владимировна, к. пс.н., старший преподаватель кафедры практической психологии Киевского университета имени Бориса Гринченко.. Украина, Киев. .

Представлен кейс психологического консультирования подростка с применением методики «Театр архетипов».

Применение методики театр архетипов в психологическом консультировании и преподавании

Казарян И.А., к.п.н., ассистент кафедры Социальной психологии ЕГУ, психолог-консультант и тренер Центра прикладной психологии ЕГУ, сертифицированный и аккредитованный консультант и преподаватель ОППЛ. E-mail: Ереванский Государственный Университет, Центр Прикладной психологии.

В статье описан опыт совмещения психологического консультирования и методики «Театр Архетипов». Автор рассказывает о применении ТА в качестве инструмента для психодиагностики и раскрытия «слепых пятен» в личной истории клиента. В результате переход к ресурсным состояниям клиента происходит в более краткие сроки и с большой долей осознанности. Также в статье описан опыт применения ТА в преподавательской деятельности.

Театр архетипов в сказкотерапии: алгоритм анализа клиентских сказок

Ханамирян Ирина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Ереванского Государственного Университета, РА, Ереван, .

Одной из наиболее эффективных и мотивирующих в психотерапевтической практике является работа с метафорами и сказками, незаменимая для безопасного глубинного переосмысления и трансформации жизненной позиции клиента. Предлагается алгоритм анализа клиентских сказок на базе интегральной социализационной матрицы и перечня дисфункциональных ролевых паттернов, разработанных И.А.Чегловой для методики Театр Архетипов. На примере клиентских случаев иллюстрируются приёмы диагностики нарушений ролевого диапазона (слабость, изоляция, контаминация, одержимость, расщепление).

Архетипика обыденной жизни. Опыт королевы

Лара Луппо, певица, Новая Опера Израиля, г. Рамат Ган, Израиль.

Представлен клиентский опыт и самостоятельная работа с методикой после завершения курса психологического консультирования.

Театр архетипов. Взгляд со сцены и из-за кулис

Машковцева Наталья Евгеньевна, врач высшей категории, психотерапевт, действительный член ОППЛ, г. Киров, Россия.

Представлены впечатления о работе с методикой Театр Архетипов с позиций клиента и терапевта.

Применение методики «Театр архетипов» (та) в контексте феноменологической работы в гештальт-терапии

Самвел Мхитарян, MPH, BA, психолог-консультант, Американский Университет Армении, .

Гештальт-терапия предоставляет благоприятную обстановку, в которой клиент может исследовать и улучшить свое понимание собственной жизни и раскрыть свой потенциал, который он не использует из-за устаревших способов адаптации.

В моей работе я предлагаю своим клиентам методику Театр Архетипов в виде эксперимента, целью которого является более глубокое осознание ситуации клиентом и мною, улучшение понимания возникающих между нами связей, а также для работы с проекциями. Этот эксперимент базируется на трех основных принципах/опорах гештальт-терапии.

Из опыта практической работы с применением методики театр архетипов

Красноштейн Евгений Аркадьевич, практический психолог, модератор интернет-сообщества ru_psiholog, Тель-Авив, Израиль.

Представлен случай практической работы с подростком по методике театр архетипов.

 

Материал представлен Армянским отделением ОППЛ

Председатель д.пс.н. профессор, зав. кафедрой
Российско-Армянского (Славянского) университета
А.С. Берберян