Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Профессиональная Психотерапевтическая Лига - объединение нового типа, профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии
+7 (919) 763-61-47
+7 (495) 6751 563
+7 (963) 7505 108

Обратный звонок




Вступить в ППЛ

Профессиональная психотерапевтическая газета


Новости

Фестиваль в Волгограде
21 ноября 2017 года

Четвертый Межрегиональный фестиваль «Психология без границ: творчество и ремесло» 1-2 декабря 2017 года, Волгоград.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз
20 ноября 2017 года

Приглашаем практикующих специалистов, имеющих базовые навыки ДПДГ. На втором семинаре обсуждаются современные подходы к применению ДПДГ в различных ситуациях и даются более сложные стратегии работы.

Репродуктивная психосоматика и перинатальная психология
19 ноября 2017 года

Целью программы является формирование профессиональной компетентности в области репродуктивной психосоматики, репродуктивной и перинатальной психологии, психосоматической эндокринологии. Выдается удостоверение повышения квалификации на 200 ак. часов Московского института психоанализа.

Подписка на новости
Отличная возможность быть всегда в курсе новостей ППЛ.


Психологический навигатор

Экология мозга

Проект Ассоциации Междисциплинарной Медицины «Экология мозга»

Проблема болезней мозга (обоснование актуальности проекта «Экология мозга»)

 

В соответствии с опубликованными недавно данными исследования Европейского Совета по проблемам головного мозга (European brain Council) каждый третий житель Европы страдает, по крайней мере, одним или несколькими заболеваниями мозга. Несмотря на высокие финансовые затраты в связи с болезнями мозга эффективность лечения многих заболеваний мозга остается весьма низкой. Традиционные подходы применяемые при ведении таких пациентов устарели: отмечается огромный разрыв между достижениями в науке и методами, используемыми на практике, наблюдается разобщенность во взаимодействии специалистов разных дисциплин (симптоматическое лечение только «своих» синдромов), избыточная медикализация пациентов, недооценка врачами и пациентами влияния факторов окружающей среды (профессиональный стресс, физическая инертность, нерациональное питание, злоупотребление психоактивными веществами)), что зачастую приводит к прогрессированию заболеваний.

В то же время, как показывают исследования, уменьшению бремени болезней мозга, а также связанных с ними нарушениями других органов и систем может способствовать обучение пациентов и населения более эффективному взаимодействию с окружающей средой (навыкам управления стрессом, рациональному питанию, физической культуре и др.). Решение этой задачи, разумеется, требует комплексных мер — начиная, прежде всего, с обучения врачей новым подходам к ведению таких пациентов, информирования населения о корригируемых факторах риска и заканчивая мерами на государственном уровне по созданию условий, позволяющих вести здоровый образ жизни и реализовывать массовые стратегии профилактики.

Проект «Экология мозга»

В рамках политики Минздрава РФ по мотивированию населения к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности каждого за свое здоровье и здоровье своих близких, созданию информационно-образовательных условий, позволяющих вести здоровый образ жизни и реализовывать массовые стратегии профилактики, Ассоциация Междисциплинарной медицины совместно с кафедрой нервных болезней 1МГМУ им.И.М.Сеченова и ведущими экспертами по проблеме других вузов страны разработали информационно-образовательный проект «Экология мозга», основанный на принципах междисциплинарного взаимодействия, включающий в себя ряд программ и мероприятий направленных на врачей, пациентов и население для профилактики и более эффективного лечения наиболее распространенных и актуальных сегодня болезней мозга (встречающихся в практике врачей различных специальностей).

«Экология мозга» как одно из направлений экологии человека

Экология человека — относительно новая междисциплинарная область знаний. В это понятие разные авторы, представители различных направлений и наук, вкладывают разное содержание. Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. В последние годы многие взгляды и традиционные подходы в этой области пересматриваются. Согласно современной концепции экологии человека, человек становится главным объектом, а все его окружение как социальное, так и физическое рассматривается как окружающая среда. Особенностями нового подхода являются системность, многосторонность и всеобъемлющий (холистический) характер. При таком подходе экология человека выступает как междисциплинарная область знаний, охватывающая как медико-биологические, так и экотоксикологические, гигиенические, психологические и социальные аспекты жизнедеятельности.

Разумеется, очень сложно охватить такой широкий объем знаний. В связи с этим мы предлагаем выделить отдельное подразделение (проблему, область) экологии человека — экологию мозга.

Концепция «Экология мозга»

Концепцию экологии мозга можно сформулировать как одну из областей экологии человека, представляющей междисциплинарный, интегративный, взгляд (подход) на проблему здоровья-болезней мозга в контексте среды обитания в глобальном и локальном аспекте, т.е. с учетом постоянного динамического взаимодействия биологических факторов, социо-культурного контекста и среды обитания. Такое выделение, по нашему мнению имеет большой практический смысл: поможет сконцентрировать (объединить) многочисленные (но разрозненные) данные (достижения и открытия) накопленные в различных областях науки (начиная от исследований в области эволюционной биологии, социальной психологии и заканчивая достижениями нейрофизиологии и генетики) на отдельных актуальных сегодня болезнях мозга, что позволит получить наиболее полную (всеобъемлющую) интегративную картину проблемы и разработать более эффективные способы (рекомендации, технологии) для практического применения направленные на укрепление общего здоровья и лечение болезней мозга.

Основные методологические подходы проекта «Экология мозга»

Известные болезни и синдромы в рамках концепции рассматриваются с точки зрения следующих влияний:

Влияние биологических факторов на здоровье-болезни мозга (генетическая предрасположенность, иммунный статус, этническая принадлежность, гендер, возраст, масса тела, рост, состояние других органов и систем, др.).

Влияние социо-культурных факторов на здоровье-болезни мозга (социальное окружение (семейный статус, состав семьи и семейная удовлетворенность), степень благосостояния (уровень доходов), профессиональная деятельность (характер труда, наличие профессионального стресса)); национально-этнические, культурные традиции (верования, ритуалы, обряды), пищевое поведение (стиль и характер питания), режим труда и отдыха, которых придерживается пациент в различных культурах; возрастные и социальные этапы (детство, пубертатный период, выход замуж, рождение детей, повышение/понижение по службе, увольнение/выход на пенсию, др.); мода, информационная среда (информационное давление).

Влияние психологических факторов на здоровье-болезни мозга (тревожность, депрессия, агрессия, враждебность, радость, счастье, фрустрация (отчаяние), локус контроля, экстра/интроверсия, алекситимия, психологическая зависимость и др.).

Влияние когнитивных факторов на здоровье-болезни мозга (предшествующий опыт, ожидания, восприятие, представления и установки, копинг стратегии пациента в отношении причин заболевания и возможностей (способов) выздоровления); духовность, жизненные цели, ценности, хобби, «полезные» и «вредные» привычки (занятия спортом, рыбалка, коллекционирование, др.).

Биоритмологические влияния на здоровье-болезни мозга (хронобиология): (циркадианные ритмы (суточные, месячные, сезонные ритмы), частые перемены часовых поясов, миграция).

Влияние сексуальной активности на здоровье-болезни мозга (сексуальное здоровье (гендерная ориентация), сексуальная активность при соматических заболеваниях (артериальная гипертония, сахарный диабет, боль в спине, эпилепсия, рассеянный склероз, др.).

Влияние питания на здоровье-болезни мозга (характер (стиль) и качество питания, пищевое поведение, гастрономическая зависимость, диетическое питание, функциональное питание, др.: употребление воды (качество, регулярность, объем); культура питания, винопития и употребления алкогольных и энергетических напитков).

Влияние физической активности на здоровье-болезни мозга (уровень физической активности, различные виды физической активности, спорт).

Влияние культуры и искусства на здоровье-болезни мозга (литература, живопись, кинематограф, театр, музыка, дизайн, архитектура, др.).

Основные болезни, синдромы рассматриваемые в рамках проекта «Экология мозга»

  • Альцгеймера болезнь.
  • Алкоголизм.
  • Аутизм.
  • Боль (головная боль, боль в спине, тунельные синдромы).
  • Булимия и нервная анорексия, др. нарушения пищевого поведения.
  • Гендерная дисфория.
  • Гиперактивности и дефицита внимания синдром (СГДВ).
  • Головокружение.
  • Деменция.
  • Десинхроноз.
  • Депрессия.
  • Детский церебральный паралич.
  • Зависимость (алкогольная, игровая, лекарственная, наркотическая, табакозависимость).
  • Инсомния.
  • Инсульт.
  • Мигрень.
  • Наркомания.
  • Нервная анорексия.
  • Офисный синдром.
  • Паническая атака.
  • Паркинсона болезнь.
  • Профессионального выгорания синдром.
  • Рассеянный склероз.
  • Расстройства движений.
  • Сексуальная дисфункция.
  • Стресс.
  • Тревожные нарушения.
  • Фибромиалгия.
  • Фобия социальная.
  • Функциональные расстройства.
  • Хронической усталости синдром.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Энцефалопатия Эпилепсия
  • Др.





© 2017 ППЛ.
Все права защищены.

Использование материалов разрешено только при использовании активной ссылки на источник.

ППЛ в социальных сетях
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Заказать консультацию по телефону

Контактное имя:



Тема обращения:



Телефон для звонка:



Город проживания:



Членство в Лиге: