Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Профессиональная Психотерапевтическая Лига - объединение нового типа, профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии
+7 (919) 763-61-47
+7 (495) 6751 563
+7 (963) 7505 108

Обратный звонок




Вступить в ППЛ

Профессиональная психотерапевтическая газета


Новости

Десенсибилизация и переработка движениями глаз. Базовые навыки.
23 июля 2016 года

Приглашаем практикующих психологов, врачей-психотерапевтов, сексологов, психиатров, специалистов по социальной работе, студентов старших курсов психологических факультетов и медицинских вузов.

Секции международного конгресса в Москве, октябрь 2016
22 июля 2016 года

Международный конгресс Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов» «Вызовы эпохи — психотерапевтическая помощь человеку, группе, обществу. Семья в зеркале психотерапии».

Программа декадника на Байкале
21 июля 2016 года

Спешите принять участие в грандиозном мероприятии, организованном Профессиональной психотерапевтической лигой РФ (ОППЛ) на Байкале.

Подписка на новости
Отличная возможность быть всегда в курсе новостей ППЛ.


Психологический навигатор

Арт-психотерапия: базовый курс

Московский тренинг известного специалиста в области арт-психотерапии д.м.н. А.И. Копытина в 2016 учебном году

Арт-психотерапия: базовый курс

Авторы и ведущие:

Копытин Александр Иванович

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, вице-президент секции «искусство и психиатрия Всемирной психиатрической ассоциации, председатель Российской арт-терапевтической ассоциации, руководитель модальности арт-терапии ОППЛ, автор около 100 научных работ, в том числе:
— Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002,366 с.
— Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010,256 с.
— Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. — СПб.: Речь, 2011,368 с.
— Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. — СПб.: Речь, 2014,368 с.

Варвара Владимировна Сидорова

Канд. психол. наук, руководитель программ повышения квалификации по терапии выразительными искусствами при МГППУ, руководитель Центра Терапии Искусствами «АртДОм» (Москва), REAT (Registered Expressive arts therapists (2009), член Международной Ассоциации по Терапии Выразительными искусствами (IEATA), Российской арт-терапевтической ассоциации.

Лебедев Алексей Анатольевич

Врач-психиатр, психотерапевт психотерапевтического отделения Госпиталя ветеранов войн г. Волгограда, ассистент кафедры общей и клинической психологии ВГМУ, член Российской Арт-терапевтической ассоциации.

Общая продолжительность обучения: 126 академических часов.

 

Цель: Освоение методов арт-психотерапии для работы с разными клиентскими группами. Приобретение практических навыков реализации арт-терапевтических вмешательств, применяемых с целью психотерапии (психокоррекции), реабилитации, психопрофилактики и психодиагностики. Понимание особенностей использования методов и инструментов арт-психотерапии в клинической и социальной сфере, системе образования.

 

Арт-психотерапия — (art psychotherapy) производное арт-терапии (art therapy) как одной из форм терапии искусством(arts therapies). В последние годы термин «арт-психотерапия» все более часто используется в международном контексте для обозначения психотерапевтического использования искусства специалистами с высокой профессиональной, клинической подготовкой, отражая дальнейшее развитие форм арт-терапевтической деятельности и формирование их доказательной базы. Арт-психотерапия основана на использовании искусства (прежде всего, изобразительной экспрессии клиента) в контексте психотерапевтической практики. Использует искусство не столько как форму занятости или фактор самолечения, но как средство личностно-ориентированного, психотерапевтического взаимодействия специалиста с клиентами с разными психологическими запросами, психической и соматической патологией, дисфункциональными семьями и сообществами.

 

Сущность метода

Арт-психотерапия представляет собой не один, а несколько методов (например, психодинамический, экзистенциально-гуманистический, семейный системный подход и др.), как правило, связанных с различными психологическими теориями личности, разными способами утилизации творческой активности клиентов и моделями психотерапевтического взаимодействия. Арт-психотерапия предполагает не только свободную или фасилитируемую художественную экспрессию клиента, но и целенаправленно осуществляемую психотерапевтическую проработку личностного материала клиента, связанного с ведущими жалобами (психологическими проблемами) и значимыми отношениями.

В качестве факторов терапевтических изменений в арт-психотерапии выступают разные специальные приемы, характерные, например, для психодинамической, экзистенциально-гуманистической, когнитивно-поведенческой или иной школы психотерапии. В то же время, данные приемы реализуются на основе привлечения богатого символического, образного, проективного материала, использования разнообразных художественных и технических средств визуальной коммуникации, а также особого рода деятельности клиента — его творческой активности. Современная арт-психотерапия стремится использовать как фактор творческой активности с присущими ему экспрессивно-катарсической, регулятивной, организующей, защитной/копинговой и иными функциями, так и факторы терапевтических и групповых отношений и обратной связи.

Арт-психотерапия располагает широким арсеналом не только универсальных, но и специализированных приемов лечебно-профилактического воздействия, предназначенных для работы с разными психопатологиями и психологическими проблемами здоровых людей, психосоматическими и соматопсихическими расстройствами, нарушениями адаптации и психосоциальными трудностями. Во многих случаях она с успехом применяется там, где большинство форм психологической помощи оказываются неприемлемыми или малоэффективными, например, при работе с детьми с аутизмом, лицами преклонного возраста. Она используется не только как особая форма индивидуальной и групповой психотерапии, но и как эффективная форма гармонизации и развития социальных групп и сообществ разной степени сложности — семей, общин, коллективов/корпораций.

 

Теоретические основы

Поскольку арт-психотерапия является не одним методом, а целой группой методов, использующих творческую активность (изобразительную деятельность) клиентов в контексте психотерапевтической практики, ее теоретические основы не могут быть охарактеризованы однозначно. Тем не менее, все зрелые и претендующие на научную состоятельность арт-психотерапевтические методы включают в той или иной мере разработанные следующие три основных теоретических компонента:

  1. Психологическую теорию личности, с помощью которой описываются основные структурные элементы психики в процессе их развития в онтогенезе, формирующие основу социального функционирования человека, а также его идентичность и самоотношение в норме, при разных психических расстройствах и разном уровне психосоциальной адаптации. Данный компонент, как правило, предполагает также определенную психологическую (например, психодинамическую) концепцию творческой активности, в том числе, изобразительной деятельности, в процессе онтогенеза, обоснование ее роли в процессе адаптации, в состоянии здоровья и болезни.
  2. Психологическую (например, психодинамическую), клинико-психиатрическую (что менее характерно для зарубежной арт-психотерапии) или иную концепцию расстройства. В первом случае она представляет собой концепцию психогенеза, рассматривая расстройство или нарушения адаптации преимущественно как следствие психогенных или психодинамических (интра — и интерсубъективных) факторов. Во втором случае концепция расстройства акцентирует внимание на биологических (органических, эндогенных, конституциональных, нейропсихологических) факторах и механизмах развития расстройств, нарушений развития и адаптации. Развиваемые на сегодняшний день иные концепции расстройства стремятся охватить все три основные группы факторов патогенеза и сохранения здоровья — биологических, психологических и социальных.
  3. Концепцию арт-психотерапевтического вмешательства, с помощью которой обосновывается роль психотерапевтической среды, психотерапевтических и групповых отношений, различных художественных материалов и форм художественной экспрессии, общих и более частных (специфических для тех или иных психических расстройств, нарушений развития, возрастных групп и т. д.) арт-психотерапевтических техник и программ.

 

Применение

Арт-психотерапия может использоваться в индивидуальном психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии, групповой и семейной психотерапии, в рамках психопрофилактических и развивающих программ, проводимых с общинами, коллективами (корпорациями), в практике медиации. Возраст и клинический статус участников арт-психотерапевтических занятий может варьироваться в широком диапазоне.

 

Показания к применению:

Клинические: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, зависимости от психоактивных веществ, расстройства личности, психосоматические заболевания и соматопсихические реакции. Психические расстройства, более тяжелые, чем ППР включая шизофрению, аффективные психозы, органические психические расстройства.

Общие и специфические расстройства развития у детей.

Консультативные: проблемы межличностных отношений, идентичности и самооценки, недостаточной мотивации к деятельности, планирование будущего, профориентация и др.

Развитие человеческого потенциала: включая повышение эффективности деятельности (спорт, силовые структуры, диспетчера, менеджеры и иные категории), развитие уверенного поведения, межличностных навыков, навыков управления стрессом и саморегуляции, развитие ресурсов семей и сообществ с целью гармонизации и укрепления отношений, более эффективного функционирования, сохранения здоровья, системной трансформации социальных групп и общественных отношений.

 

Основные отличия от родственных методов:

От арт-терапии, терапевтического искусства (therapeutic arts) и терапии выразительными искусствами (expressive arts therapy) арт-психотерапию отличает использование не только целебного потенциала творческой активности, но и ее психотерапевтического контекста, придание важной роли целенаправленному личностно-ориентированному взаимодействию специалиста и клиента на основе целостного восприятия его значимых отношений, клинической специфики расстройства, защитных факторов среды и личности клиента.

От психотерапии с использованием искусства (art assisted psychotherapy) и практики использования проективных графических методов психологами, арт-психотерапия отличается наличием у специалиста глубокого знания природы и динамики изобразительной, художественно-творческой деятельности, комплекса компетенций и навыков фасилитации и проработки процесса и результатов работы клиента, знанием специфики разных материалов и средств художественной экспрессии.

От психотерапии и консультирования с элементами проективной деятельности, визуализации (имагинации) арт-психотерапию отличает повышенное внимание к качеству и глубине проживания процесса изобразительной деятельности, поддержка авторской, творческой позиции, придание важного значения физическим, сенсорным процессам в их тесной связи с познавательной деятельностью, поведением и эмоциями.

От ТТС М.Е. Бурно как формы реализации клинической целебной характерологии арт-психотерапия отличается значительно более широким спектром показаний, признанием множества факторов творческой деятельности, влияющих на особенности стиля и содержания творческой продукции клиентов, мотивы и динамику их деятельности — не только конституционально-характерологических, но и иных клинических, психологических (интра — и интерсубъективных) и контекстных, социокультурных факторов.

В арт-психотерапевтический процесс могут быть включены иные модальности творческого самовыражения, связанные с движением и танцем, игрой и драматизацией, повествовательной активностью, музыкальной экспрессией и импрессией. В то же время, основным отличием арт-психотерапии от родственных модальностей психотерапии искусством выступает использование в основном визуально-пластических (изобразительных) средств творческой экспрессии.

 

Формы работы:

  • лекции,
  • работа в малых группах,
  • индивидуальные упражнения,
  • демонстрации индивидуальных и групповых техник арт-психотерапии,
  • демонстрация психотерапевтических сессий и циклов занятий в записи,
  • демонстрация реальных арт-психотерапевтических сессий,
  • супервизия.

Режим занятий: 7 семинаров

Время проведения семинаров: 10.00-18.00

 

Расписание на 2016 г.:

Семинар №1. Введение в арт-терапию. Динамически-ориентированный подход.

9-10 апреля 2016 года

Определение арт-терапии. Основы арт-терапевтической методологии. Школы и направления арт-терапии (психодинамическая, когнитивно-поведенческая, семейная и др.).

Динамически-ориентированный подход в прошлом и настоящем. Процесс динамически-ориентированной арт-терапии. Принципы и механизмы терапевтического воздействия. Позиция и роль арт-терапевта. Роль материалов и среды.  Подходы к интерпретации символической продукции.

Репертуар техник и приемов динамически-ориентированной арт-терапии:

  • Диагностический и терапевтический инструмент «мандала». Различные варианты использования. Психологический анализ рисунков в круге. Мандала как показатель психического развития, терапевтических изменений, различных состояний создания включая трансперсональный и перинатальный опыт. Применение мандал в различных клинических группах и в целях развития.
  • Различные варианты техники рисования каракулей, рисования по мокрой бумаге как формы динамически-ориентированной практики.
  • Арт-терапевтические техники работы со сновидениями.
  • Свободные ассоциации в процессе и на основе изобразительной деятельности и восприятия визуальных стимулов (ассоциативных карт, хроматических стимулов и т. д.).
  • SoulCollageкак метод глубинно-психологического исследования личности. Основы методологии. Принципы и техника создания оригинальной колоды карт на основе метода SoulCollage. Принципы и техники использования в рамках динамически-ориентированной арт-терапии, психологического консультирования, тренингов личностного роста и т.д.

 

Семинар №2. Использование объектов, пластических материалов и целостной среды в арт-психотерапии

28-29 мая 2016 года

Использование объектов, пластических материалов (глина, песок) и среды в арт-терапии. Концептуализация объектов, пластических материалов и пространства с точки зрения деятельностного, психодинамического, культурно-исторического и экологического (экосистемного) подходов. Арт-терапевтическая работа с личными предметами, реди-мейдами, ландшафтной скульптурой.

Различные варианты использование песка как изобразительного, пластического материала в арт-терапии. Песочная терапия: классический и инновационные приемы терапевтического использования песочницы. Песочница в индивидуальной, групповой и семейной арт-терапии.

Объекты как посредники в терапевтических и групповых отношениях, во взаимодействии с окружающей природной и социокультурной средой. Ландшафтная скульптура и ландшафтный театр.

Индивидуальные и групповые инсталляции. Терапевтические ритуалы в целостной среде.

Выполнение техник, связанных с использованием найденных и личных объектов и среды, реализация проектов ландшафтной арт-терапии. Рассмотрение применимости с разными социодемографичесими и клиническими группами с целью развития сообществ, в лечебной и реабилитационной практике.

 

Семинар №3. Основы музыкальной, танцевально-двигательной и драматерапии

11-12 июня 2016 года

Музыка как выразительное, терапевтическое средство. Основы музыкальной терапии. Терапевтическая музыкальная импровизация. Принципы и техника. Музыка в сочетании с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, повествовательной активностью, движением.

Танцевально-двигательная терапия. Элементы танцевально-двигательной активности в процессе арт-терапии. Движение в сочетании с художественной экспрессией.

Основы драматерапии. Драматерапевтические техники, связанные с использованием грима и масок. Ритуал как форма драматерапевтической активности.

Показ и обсуждение видеозаписей занятий музыкальной, танцевально-двигательной терапии и драматерапии с детьми и взрослыми.

 

Семинар №4. Полимодальная терапия выразительными искусствами

1-2 июля  2016 года

Полимодальная терапия искусствами. Основы методологии. Достоинства полимодальности и связь с этапами терапии и особенностями клиентов. Терапевтические свойства различных видов искусств. Интермодальный трансфер и усиление. Расширение репертуара игры. Интермодальная терапия искусствами с акцентом на большее использование одного из видов искусств. Работа с визуально-пластическими материалами, голосом и музыкальными инструментами, поэзией и прозой, танцевально-двигательной экспрессией.

 

Семинар №5. Арт-психотерапия пограничных психических расстройств

10-11 сентября 2016 года

Определение пограничного психического расстройства. Диагностические критерии и особенности биопсихосоциогенеза. Психотерапия и арт-психотерапия ППР. Преимущества и особенности использования изобразительной деятельности в процессе лечения ППР.

Разные формы реализации арт-психотерапии ППР с акцентом на форме динамической (интерактивной) арт-психотерапевтической группы. Обоснование и построение программы арт-психотерапевтического вмешательства с точки позиций модели системной клинической арт-психотерапии. Этапы работы, задачи и мишени арт-психотерапии. Внутрипсихические конфликты как одна из мишеней патогенетически-ориентированной арт-психотерапии.

Техники начального, переходного, рабочего и заключительного этапов.

Особенности клинического применения программы на примере работы с ветеранами боевого стресса. Специфика арт-психотерапии, с учетом гендерных особенностей, жизненного опыта, механизмов психологической защиты и копинг-стратегий участников группы. Эффективность арт-психотерапии ППР. Качество жизни как один из показателей терапевтической эффективности.

 

Семинар №6. Фотография в арт-терапии. Техники фототерапии (фото-арт-терапии).

8-9 октября 2016 года

Фототерапия и терапевтическая фотография. Классификация техник и их терапевтические функции. Особенности арт-терапевтической работы с фотографиями.

Фототерапевтические техники, основанные на работе с личными фотодокументами. Обсуждение и творческое оформление фотографий. Организация фоторядов, фотоальбомов. Терапевтическая проработка фотографий на основе повествовательного (нарративного) подхода.

Техники фотопортрета и фотоавтопортрета. Авторские фотопортретные и автопортретные техники.

Техники, основанные на фотографировании среды и создании фоторядов и мультимедийных презентаций. «Дигитальные истории» как инновационная форма психологической и психосоциальной помощи.

Фототерапевтические техники, основанные на механизме фотопроекции. Работа с ассоциативными фотографиями. Фотодрама.

 

Семинар №7. Семейная арт-психотерапия

12-13 ноября 2016 года

Семейная арт-терапия Художественно-экспрессивные средства в семейной психотерапии. Определение, задачи и принципы семейной арт-терапии. Раскрывающий (диагностический) и коррекционный (реконструктивный) инструментарий семейной арт-терапии.

Теория привязанности как основа использования диагностического инструмента Д. Кайзер. Визуальные признаки устойчивой (здоровой) и нарушенной привязанности. Реконструктивные (компенсаторные) возможности проективно-символической коммуникации и терапевтических (групповых) отношений при нарушениях привязанности. Арт-терапевтические техники работы с образами гнезда, дома, поддерживающей среды.

Диагностика и оценка семейной структуры и динамики с помощью арт-терапевтических методов Х. Ландгартен, Х. Квятковской, Д. Рубин, Т. Гаврон, семейного интервью с использованием марионеток, семейного рисунка, коллажа, скульптуры и других. Основные диагностические признаки. Структура заданий, последовательность и особенности применения в разных условиях.

Диадическая детско-родительская арт-терапия. Специальные тренинги детско-родительского взаимодействия.

Визуально-нарративные и ресурсо-ориентированные техники семейной арт-терапии. Исследование и реконструкция семейной (родовой) истории и жизненного цикла семьи с использованием проективно-символических инструментов семейной арт-терапии (фотографий, рисунков, объектов, среды). Семейные гербы, талисманы и генограммы.

 

По прохождении программы выдается «Свидетельство о повышении квалификации» ИПК ОППЛ

Предварительная запись в группу обязательна!

Контакты:
тренинг-менеджер ЦС ОППЛ Комличенко Евгения

тел. +7 (903) 138-33-44, +7 (916) 694-15-49, e-mail: 



© 2016 ППЛ.
Все права защищены.

Использование материалов разрешено только при использовании активной ссылки на источник.

ППЛ в социальных сетях
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Заказать консультацию по телефону

Контактное имя:



Тема обращения:



Телефон для звонка:



Город проживания:



Членство в Лиге: