Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Профессиональная Психотерапевтическая Лига - объединение нового типа, профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии
+7 (919) 763-61-47
+7 (495) 6751 563
+7 (963) 7505 108

Обратный звонок




Вступить в ППЛ

Профессиональная психотерапевтическая газета


Новости

Психотерапия психической травмы
28 августа 2016 года

Новый набор на 2016-2018 г.г. Психотерапия психической травмы. Старт программы 8-9 октября 2016 г. Ведущие программы: Николаева Елена Владимировна и Николаев Александр Юрьевич.

Главный конгресс года в Москве, октябрь 2016
27 августа 2016 года

Формируется программа Международного конгресса Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов» «Вызовы эпохи — психотерапевтическая помощь человеку, группе, обществу. Семья в зеркале психотерапии».

Обучение на руководителя балинтовской группы
26 августа 2016 года

Обучение на руководителя балинтовской группы. Модуль 1. «Балинтовский групповой тренинг самопознания и профессионального роста».Автор и ведущая: Авагимян Анжела Албертовна.

Подписка на новости
Отличная возможность быть всегда в курсе новостей ППЛ.


Психологический навигатор

Эриксоновская терапия и эриксоновский гипноз

Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз

Базовый курс

в 2015-2016 учебном году

 

Автор и ведущий: Доморацкий Владимир Антонович — профессор, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт, сексолог, психиатр высшей категории. Руководитель модальности «Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз» в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге, официальный преподаватель и супервизор международного класса ОППЛ.

Автор и соавтор 6 книг по актуальным вопросам психотерапии, психиатрии и сексологии. В их числе: Пушкарёв А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000 г., 128 с., Доморацкий В. А. Сексуальные нарушения и их коррекция. — Ростов н/Д: Феникс, 2003 г., 288 с., Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. — М.: Психотерапия, 2008г., 304 с.
Всего имеет около 100 научных работ.

 

Общая продолжительность обучения: 108 академических часов.

 

Цель: Изучение основных принципов и методов работы в эриксоновской терапии, приобретение практических навыков гипнотизации различными способами в модели Милтона Эриксона и его последователей, освоение стратегий терапевтического использования гипнотического транса, а также других приёмов и методов из арсенала эриксоновской психотерапии, с целью эффективной работы с актуальными психологическими проблемами клиентов в психологическом консультировании и в клинической практике.

Эриксоновская психотерапия — технология обеспечения доступа к внутренним ресурсам человека, необходимым для адаптивного разрешения имеющихся у него психологических и поведенческих проблем. Её важнейшей составной частью является эриксоновский гипноз — гибкая, недирективная, косвенная и разрешительная модель наведения и использования транса, основанная на активном межличностном взаимодействии психотерапевта и клиента.

 

Сущность метода

Метод носит стратегический характер, т.е. психотерапевт определяет основные проблемы клиента, намечает цели психотерапии и предлагает определённые подходы для их достижения. Его основной целью является коррекция дисфункциональных симптомов и/или дезадаптивного поведения обратившегося за помощью. Психотерапевтические интервенции во многом выполняют роль «рычага», необходимого для запуска процесса системных изменений. Поэтому М. Эриксон говорил, что «психотерапия часто напоминает толчок первой костяшки домино». Научившись справляться с симптомами, пациенты часто избавляются от ригидных психических установок. Затем благотворные изменения могут затронуть и другие стороны их жизни. По наблюдениям Эриксона решение проблемы может быть вообще не связано с тем, что послужило ее причиной. Достижение позитивных результатов считается важнее прояснения прошлого или понимания значения и функции симптома.

Терапевтическое воздействие осуществляется как в обычном, так и в трансовом состоянии через активизацию бессознательных механизмов. Технический арсенал весьма разнообразен. Широко используются косвенные и открытые внушения, ассоциативные техники (истории, метафоры или задания, поиск приятных воспоминаний, работа с образами и символами), приёмы гипноанализа, парадоксальные техники, рефрейминг и др.

Эриксоновский подход повышает восприимчивость к гипнозу и эффективность работы в трансе, позволяет избежать или обойти сопротивление, которое, нередко, возникает у субъекта при использовании директивных, шаблонных методов гипнотизации, а также прямых суггестий.

 

Теоретические основы

В основе метода лежат две предпосылки:

  1. бессознательная часть психики пациента, которая в принципе, готова работать в интересах пациента и искать пути к здоровью;
  2. в бессознательном содержатся ресурсы, необходимые для решения практически любых человеческих проблем, и психотерапия позволяет получить к ним доступ.

Поэтому основной задачей эриксоновской психотерапии является активизация и целенаправленное использование внутренних ресурсов необходимых для позитивных изменений в жизни человека и обретении им психологического комфорта.

Одной из характерных особенностей эриксоновского подхода является стремление избегать сложных теоретических построений при рассмотрении конкретных проблем конкретного субъекта. Сам Эриксон высказался по этому поводу вполне определенно: «Каждый человек уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к прокрустову ложу той или иной гипотетической теории человеческого существования». По мнению Б. Эриксон (2002), «нельзя говорить о существовании эриксоновской теории, так как невозможно создать теорию, охватывающую все типы людей. Есть некоторые конструкции, есть опыт и некоторые положения, но не существует единой теории. Есть только одно правило, из которого нет исключений. Оно гласит: из всех правил есть исключения».

Тем не менее, с известными оговорками, к теоретическим основам эриксоновской психотерапии могут быть отнесены:

  • общие теории психологии и патопсихологии;
  • теория интерактивно-системного подхода в психологии и психиатрии исследовательской группы Г. Бейтсона;
  • непротиворечивые базовые теоретические положения ряда психотерапевтических подходов (стратегического, системного семейного, когнитивно-бихевиорального, мультимодального — концепция технического эклектизма А. Лазаруса).

 

Применение:

Метод может использоваться в индивидуальном психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.

 

Показания к применению:

Клинические: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, психогенные и смешанные сексуальные дисфункции, зависимости от психоактивных веществ, расстройства личности (тревожное, ананкастное), психосоматические заболевания.

Консультативные: проблемы межличностных отношений, включая созависимости; переживание вины, утраты; низкая самооценка, мотивация к деятельности, повышение креативности, стресс-менеджмент и т. п.

 

Основные отличия от родственных методов:

Психотерапия носит краткосрочный стратегический характер с акцентом на скрытом, косвенном суггестивном воздействии, как в гипнотическом трансе, так и в бодрствующем состоянии.

Главным отличительным признаком эриксоновского подхода и важнейшим источником успешной терапии является утилизация — готовность психотерапевта использовать абсолютно все, что происходит с пациентом и вокруг него во время терапии.

Эриксоновская модель психотерапии предполагает использование многоуровневой коммуникации. Если словесная формулировка содержит в себе множество смыслов, то на сознательном уровне обрабатывается лишь одно из возможных значений слова, а на бессознательном — все значения слова. В эриксоновской психотерапии для передачи нескольких смыслов одновременно используют метафоры, юмор и контекстуальные внушения. В последнем случае речь идет об интонационном выделении некоторых слов в предложении, которые бессознательно улавливаются пациентом и воспринимаются как вставленные команды. Сам Эриксон рассматривал многоуровневую речь как способ активизации бессознательных процессов. Она позволяет предложить пациенту новое решение либо иной взгляд на проблему, которая не распознается сознательно, как внушенное другим лицом. Предложенные таким образом идеи могут быть приняты или отвергнуты, но в случае принятия они осознаются как свои собственные, а не навязанные извне.

Эриксоновская модель гипнотизации отличается от классической, которая использует технику программирования пассивного пациента. В эриксоновском гипнозе между пациентом и психотерапевтом устанавливаются отношения, основанные на взаимодействии и сотрудничестве. При этом психотерапевт постоянно отслеживает сигналы, исходящие от пациента, и дает ему понять, что воспринимает их, чем побуждает к сотрудничеству и углублению гипнотического функционирования. В трансе происходит взаимодействие двух бессознательных, их диалог и обмен информацией. По словам Жака Паласи, «пациент использует психику терапевта, чтобы совершить работу, которую он не смог бы проделать в одиночестве».

Применяются гибкие, адаптивные стратегии достижения состояния измененного сознания: психотерапевт вначале следует за текущим поведением пациента (присоединяется к его позе, дыханию, особенностям речи), а затем незаметно все больше начинает им руководить, постепенно вводя в гипнотический транс. Эриксоновский подход повышает восприимчивость пациентов к гипнозу и эффективность работы в трансе, позволяет избежать или мягко обойти сопротивление, которое нередко возникает у субъекта при использовании директивных и шаблонных методов гипнотизации, а также императивных суггестий, ориентированных на снятие симптомов или изменение нежелательного поведения. Такой гипноз позволяет психике пациента выйти за рамки привычных ограничений, обусловленных прошлым опытом, преодолеть их и получить доступ к новым ресурсам, а, в конечном итоге, к новым, адаптивным моделям личностного функционирования.
Для коррекции дисфункциональных поведенческих стереотипов наряду с гипнотическими техниками широко используются домашние (терапевтические) задания, в том числе основанные на парадоксе.

 

Формы работы:

  1. лекции
  2. работа в малых группах
  3. индивидуальные упражнения
  4. демонстрации индивидуальных и групповых трансовых индукций
  5. демонстрация реальной психотерапевтической сессии
  6. супервизия

 

Режим занятий: Четыре семинара-тренинга по 3 дня каждый (27 академических часов) с интервалами между ними для самостоятельной отработки и закрепления полученных навыков на практике.

 

Время проведения: 10.00-17.30.

 

Расписание семинаров по программе на 2015-2016 учебный год:

  • 1 семинар — 2,  3,  4 октября 2015 г.
  • 2 семинар — 4,  5,  6 декабря 2015 г.
  • 3 семинар — 26,  27,  28 февраля 2016 г.
  • 4 семинар — 22,  23,  24 апреля 2016 г.

 

Семинар № 1. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. Работа с ресурсами.

(2,  3,  4 октября 2015 г.)

Определение гипноза. На чем базируется терапевтический гипноз? Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом. Мифы о гипнозе. Краткая история гипноза.  Гипнотические феномены. Эриксон о гипнозе. Понятие транса, виды транса и его признаки. Калибровка, присоединение и ведение. Гипнотические пробы (на внушаемость). Особенности трансовой речи. Структура гипнотического сеанса, «стандартный протокол сеанса гипнотерапии». Постановка сигналинга для обратной связи. Микродинамика транса. Представления о бессознательном и ресурсах в эриксоновском гипнозе. Классификация внушений в гипнозе. Прямые, косвенные и открытые внушения. Принцип утилизации. Стратегии гипнотического наведения. Техника «три волшебных вопроса». Наведение транса через «кинестетическую неопределённость». Ресурсный транс как важная составляющая работы в эриксоновском гипнозе. Модели трансового погружения, обеспечивающие эффективное «сопровождение в приятное воспоминание». Ресурсные трансы с заданной фабулой. Показания и противопоказания к применению гипноза, этические и юридические аспекты гипноза. Наведение транса посредством фиксации внимания в различных модальностях.  Принципы гипнотической индукции по С. Гиллигену. Что затрудняет наведение транса у клиента?

 

Семинар № 2. Суггестивная лингвистика и техники эриксоновского гипноза. Гипноанализ.

(4,  5,  6 декабря 2015 г.)

Язык гипноза. Основы суггестивной лингвистики. Амнезия, и способы её структурирования. Роль амнезии в эриксоновском гипнозе. Замешательство. Диссоциация. Множественная диссоциация. Каталепсия и левитация в гипнозе. Трансовая индукция левитации руки. Различные способы постановки каталепсии и её терапевтическое использование. Самогипноз.

Транс с ручкой в руке. Техника Ж. Беккио «ваза ресурсов».

Сопротивление психотерапии. Трудные клиенты. Факторы, повышающие эффективность психотерапии. Виды сопротивления в гипнозе и способы его преодоления. Техники, создающие замешательство. Приёмы перегрузки.Терапевтический контракт. Возрастная регрессия и стратегии ее использования. Диссоциированная возрастная регрессия (работа с внутренним ребенком). Временная прогрессия, техники ее создания и использования. Техника М. Гинзбурга «Доска почета». Гипноанализ и его варианты. Диагностические и диагностико-терапевтические техники гипноанализа в эриксоновской терапии. Возрастная регрессия в гипноанализе. Визуализация в трансе сцен травматической ситуации и их переработка. Использование сигналинга (идеомоторных движений) для ответов бессознательного на вопросы. Упражнение «кто ты?». Техника работы с полярными частями личности. Разговор с субличностями. Психосоматический мост. Поход к мудрецу. Путешествие в больной орган. Авторская техника работы с субличностями в трансе. Ключи Ле Крона. Автоматический рисунок. Техника М. Гинзбурга «Семь комнат». Рисуночная техника Ж. Беккио.

 

Семинар 3. Метафоры и символы в эриксоновской терапии. Предписания поведения, трехшаговые стратегии.

(26,  27,  28 февраля 2016 г.)

Терапевтические возможности образов, символов, метафор. Использование метафорических посланий в гипнозе. Функция метафор в психотерапии. Виды метафор и их функция в психотерапии. Принципы конструирования терапевтической метафоры. Тройная спираль М. Эриксона в работе с метафорой. Терапевтическая метафора для бодрствующего клиента. Стратегии работы с метафорой в эриксоновском гипнозе. Техника Ж. Беккио «три рисунка». Сюжетные (метафорические) трансы для активизации бессознательных процессов в поисках решения проблемы. Транс «Встреча с ланью». Сказочный транс.

Символы и архетипы. Использование архетипических образов в эриксоновском гипнозе. Мандала, как рисунок бессознательного. Работа с мандалой и символами. Трехсекторальная мандала. Транс «Мандала в работе энергией рода». Транс Ж. Беккио три тотема», как пример обращения к глубинному бессознательному.

Приёмы центрирования: раскрашивание мандалы, центрирующие трансы, элементы кинезиологических техник.

Использование домашних (терапевтических) заданий. Предписания поведения: прямые, непрямые, парадоксальные. Интервенции в шаблон (разрушение поведенческих стереотипов). Идентификация нежелательных паттернов поведения и разбор некоторых интервенций Эриксона, разрушающих шаблон. Терапия «трудным испытанием», как пример непрямого предписания. Парадоксальные предписания и их типы. Принципы и цели парадоксальной интервенции. Предписание симптома. Последовательность шагов при использовании парадоксальных психотехник. Техники, стимулирующие перевод проблемы в плоскость её решения. Техника А. Ламбо, сфокусированная на решении. Трехшаговые стратегии эриксоновского гипноза Э. Росси: базовый вопрос доступа к закодированной информации: доступ к творческим ресурсам; инкубация психофизического исцеления; ультрадная исцеляющая реакция; шкалирование и оценка симптома; использование поведения клиента; трехшаговое решение проблемы.

 

Семинар №4. Эриксоновский гипноз в работе с болью, психосоматикой, неврозами и зависимостями. Супервизия.

(22,  23,  24 апреля 2015 г.)

Стратегии контроля боли. Компоненты боли и её субъективная переносимость. Работа с острой болью в гипнозе. Схема работы и основные принципы. Представления о критическом и виртуальном сознании. Диссоциация от боли. Диссоциативная техника сопровождения К. Виро. Демонстрация использования каталепсии руки с внушением потери чувствительности. Техника «защитная перчатка» и её основные этапы. Техника работы с острой болью для детей: «волшебная ручка».

Использование структурированных метафорических образов. Обезболивание с помощью виртуального тепла. Техника светового потока. Работа с хронической болью. Техника объективизации (овеществления) боли. Работа с диссоциацией во времени. Использование возрастной регрессии для поиска ресурса. Предвосхищение будущего. Техника «волшебного вопроса». Использование левитации при хронической боли. Техника Росси в работе с хронической болью. Использование образов для купирования локализованной боли.

Психосоматическая патология. Психологические источники психосоматозов и их метафорическое содержание. Особенности различных психосоматических расстройств. Скрытые (маскированные, соматизированные) депрессии, выявление и терапевтические стратегии. Трансовые индукции «переучивающие» телесное восприятие. Использование гипнотического транса для обретения чувства покоя, комфорта и расслабления. Метафоры в терапии психосоматозов. Обучение глубокому (диафрагмальному) дыханию в трансе. Техника Ж. Беккио, использующая каталепсию рук, для работы с невротическими и психосоматическими симптомами. Авторская модель психотерапии психосоматических расстройств: её основные составляющие, стратегии и используемые техники.

Стратегии и психотерапевтические техники коррекции тревожно-фобических расстройств. Принципы работы с диссоциативными расстройствами. Аддикции и их формы. Место гипнотерапии в лечении зависимостей. Длительные стратегии психотерапии зависимого поведения (основные этапы). Терапия созависимостей. Техника отсоединения. Шестишаговый рефрейминг в гипнозе при работе с зависимыми лицами.

Супервизорский анализ трудностей, возникающих у слушателей, в психотерапевтической практике и консультировании.

Супервизия. Подведение итогов обучения. Обсуждение терапевтического опыта и профессиональных перспектив.

 

 

Предварительная запись в группу обязательна!

По прохождении программы выдается «Свидетельство о повышении квалификации» Института повышения квалификации ОППЛ.

Контакты: Нерода Анна Рудольфовна
тел. +7 (903) 582-49-42, e-mail:



© 2016 ППЛ.
Все права защищены.

Использование материалов разрешено только при использовании активной ссылки на источник.

ППЛ в социальных сетях
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Заказать консультацию по телефону

Контактное имя:



Тема обращения:



Телефон для звонка:



Город проживания:



Членство в Лиге: