ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Психотерапия психической травмы

Двухлетняя программа повышения квалификации

«Психотерапия психической травмы»

Ведущие программы:

Николаева Елена Владимировна

Ведущий тренер-супервизор МИПОПП, преподаватель психологии, автор и ведущая программ повышения квалификации по процесс­ориентированной психологии (международ­ная сертификационная программа ISPWR) и психотерапии психической травмы в разных городах России и ближнего зарубежья, дипломированный процесс-ориентированный терапевт (член IAPOP, международный тренер ISPWR), сертифицированный травма­терапевт, консультант-психотравматолог, телесно-ориентированный терапевт, сертифицированный специ­алист по работе с психосоматическими расстройствами, международный тренер ОППЛ, действтельный член Европейской Ассоциации Телесно-ориентированных Психотерапевтов (f.m.EABP).

Николаев Александр Юрьевич

Ведущий тренер-супервизор МИПОПП, преподаватель психологии, автор и ведущий программ повышения квалификации по процесс-ориентированной психологии (международная сертификационная программа ISPWR) и психотерапии психи­ческой травмы в разных городах России и ближнего зарубежья, дипломированный процесс-ориентированный терапевт (член IAPOP, международный тренер ISPWR), сертифицированный травма­терапевт, сертифицированный специалист по работе с психосоматическими расстройствами, международный тренер ОППЛ.

 

Общая продолжительность обучения

224 академических часа.

 

Цель программы

Программа направлена на теоретическую и практическую подготовку психотерапевтов и психологов-консультантов, работающих с людьми, пережившими различные виды психических травм. В данном курсе предлагается интегративный ресурс-ориентированный подход, гармонично сочетающий преимущества различных методов психотерапии (соматической терапии травмы, юнгианской аналитической психологии, телесно-ориентированной психотерапии, бодинамики, процессуально-ориентированного подхода) в терапии пост-травматического стрессового расстройства, эмоциональных травм, а также травм развития, связанных с детско-родительскими отношениями.

Большое значение уделяется пониманию и описанию глубинных процессов психики, разворачивающихся во время и после травматического события.
Большое внимание в программе уделяется практикам самоподдержки психологов-консультантов и психотерапевтов в целях профилактики профессионального выгорания при работе с психической травмой, основам терапевтического присутствия и контакта, этике и безопасности работы.

 

Что участники получат в результате прохождения программы:

В работе с ОСР и ПТСР

  1. Познакомятся с различными теоретическими моделями и подходами к изучению острого и посттравматического стрессового расстройства;
  2. Освоят суть и качество терапевтического присутствия и установления контакта с травмированными клиентами, являющееся основой психотерапевтической работы.
  3. Изучат теоретические основы психодинамической соматической терапии травмы, механизмы связи шоковой травмы и травм развития, познакомятся с теоретическими основами психотравматологии Готфрида Фишера применительно к работе с шоковыми травмами, рассмотрят применение процесс-ориентированного подхода в работе с шоковыми травмами
  4. Изучат принципы и отточат на практике навыки практической работы с острыми и посттравматическими стрессовыми расстройствами
  5. Получат собственный опыт построения индивидуальной ресурсной платформы
  6. Получат собственный глубокий исцеляющий опыт соединения ментальных, эмоциональных и телесных переживаний, а также возможность интеграции в жизнь глубинных надличностных переживаний.

В работе с травмами развития

  1. Познакомятся с бодинамическим подходом к травмам развития, описывающим формирование различных структур характера под влиянием детско-родительских отношений в различные возрастные периоды с точки зрения психофизиологии, психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга, процесс-ориентированной психологии А.Минделла
  2. Освоят анализ травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психодинамической парадигмы и психотравматологии Готфрида Фишера.
  3. Изучат техники и особенности практической работы с различными видами травм развития.
  4. Получат собственный глубокий ресурсный опыт рассмотрения детско-родительского взаимодействия в различные возрастные периоды и особенностей формирования различных структур характера, а также глубокого понимания влияния травм развития на формирование стратегий взаимодействия с собой и внешним миром во взрослой жизни.

В работе с эмоциональными травмами

  1. Получат универсальные схемы и навыки работы с различными эмоциональными травмами, направленные на восстановление целостности личности и возвращение жизненной энергии через работу в техниках процесс-ориентированного подхода А.Минделла.
  2. Теоретическую основу курса составляют
  3. В данном курсе предлагается интегративный подход, гармонично сочетающий преимущества различных методов психотерапии в работе с острыми и посттравматическими стрессовыми расстройствами, эмоциональными травмами, а также травмами развития, связанными с детско-родительскими отношениями.
  4. Методы телесно-ориентированной психотерапии в работе с границами, опорами, заземлением, дыханием, центрированием.
  5. Методы бодимайн гештальт терапии в работе с телесными паттернами и их переструктурированием.
  6. Соматическая терапия травмы Питера Левина, основанная на работе с целостным опытом клиента (система SIBAM), включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, а также завершении прерванных реакций мобилизации (бегства, борьбы), и не разряженной энергии реакции иммобилизации (замирания).
  7. Процесс-ориентированный подход Арнольда Минделла, основанный на юнгианской аналитической концепции психодинамического развития.
  8. Бодинамический анализ Лизбет Марчер, основанный на формировании различных структур характера в различные возрастные периоды под влиянием детско-родительских отношений (взгляд с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга).
  9. Немецкая школа психотравматологии Готфрида Фишера.

 

Применение

Теоретическая и практическая подготовка позволит успешно работать в разных областях психологической практики и эффективно использовать данный подход в консультативной и психотерапевтической деятельности. Предлагаемые в данной программе техники работы с психической травмой расширяют возможности работы психолога в любом методе и обеспечивают надёжную базу для дальнейшей эффективной и безопасной практической работы.

 

Формы работы

Теоретическая часть занятий представлена в виде небольших лекций, включающих множество примеров из практической деятельности и большое количество хорошо структурированного раздаточного материала. Практическая часть занятий включает демонстрационные сессии с полным профессиональным разбором, упражнения в парах и тройках для отработки навыков практической работы, работу в малых группах, работу в центре под супервизию, самостоятельную работу по изучению литературы.

 

Режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения. Состоит из 12 модулей по 2 дня. Занятия проходят пятница, суббота, воскресенье. С 10.00 до 18.00 ч. с перерывом на обед.

 

Расписание на 2019-2020 гг.

 

 

Содержание курса*

Первый год обучения

Работа с шоковыми травмами: острым и посттравматическим стрессовым расстройством
Модуль 1. Психическая травма: система понятий и подходы
Профилактика профессионального выгорания. Терапевтическая позиция.

Обзор различных теоретических моделей и подходов к изучению острых и посттравматических стрессовых расстройств. Понятие стресса, травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства. Феноменология посттравматического стресса. Типы травматических ситуаций и их характеристики. Теоретические модели посттравматического стресса: психодинамические взгляды на психическую травму, когнитивные концепции психической травмы, концепция психической травмы П.Левина. Механизмы образования психической травмы (физиологический (нейробиология травмы), психологический, социальный). Факторы, влияющие на образование психической травмы. Связь шоковой травмы и травмы развития. Основные этапы и алгоритм работы с шоковыми травмами.

Причины и профилактика профессионального выгорания при работе с психической травмой. Формирование терапевтической позиции и метанавыков работы с травмированными клиентами. Навыки доступа к собственному ресурсному состоянию во время работы с травмированными клиентами. Осознанность, личностный миф и глубинные надличностные ресурсы в работе терапевта. «Глубинная демократия» А.Минделла и «Искусство быть человеком».

Модуль 2. Работа с психической травмой — этап стабилизации

Работа с ресурсами: построение индивидуальной ресурсной платформы. Внутренние и внешние ресурсы и их взаимосвязь. Работа на присвоение ресурсов по системе целостного опыта SIBAM. Процесс-ориентированный подход в работе с ресурсами — присвоение ресурсов первичного процеса. Психоэдукация на этапе стабилизации. Техники доступа к ресурсному состоянию при работе с клиентами, а также с целью самоподдержки и профилактики профессионального выгорания для людей с различными типами сенсорной организации. Техники работы с заземлением, центрированием, опорами, дыханием. Детальная телесная работа с границами.

Модуль 3,  4,  5,  6. Теоретические основы, принципы и техники практической работы с ОСР и ПТСР.

Внутренние фигуры и динамика ролей в работе с шоковой травмой. Процесс-ориентированный подход применительно к работе с родлями при шоковых травмах. Первичные и вторичные процессы и краевые (жизнеорганизующие) системы убеждений при ПТСР. Работа с треугольником Карпмана на трех уровнях реальности — трансформация и выход из этой системы. Особенности переноса и контрпереноса в работе с шоковыми травмами.

Метод соматического переживания. Категории соматической терапии травмы: ядро травмы (основные травматические симптомы), первичная травма и ретравматизация, воронка травмы и воронка исцеления (симптомы на эмоциональном и физическом уровне). Директивность и процессуальность в работе с шоковой травмой.

Работа с целостным опытом клиента. Понятие системы SIBAM (sensation, image, behavior, affect, meaning). Понятие каналов в процесс-ориентированном подходе и особенности работы с каналами при ПТСР. Формирование речи терапевта в работе с целостным опытом SIBAM. Здоровое состояние системы SIBAM и особенности системы SIBAM при психической травме. Понятие травматического сцепления. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами.

Локализация травматических симптомов в теле. Восстановление ориентировочных и двигательных рефлексов, доступ к процессу саморегуляции.

Работа с телесными ощущениями: классификация ощущений, смысл и детальные способы и техники работы с телесными ощущениями (прослеживание ощущений, титрация, организация-дезорганизация, телесный перехват). Работа с телесными паттернами реагирования: выявления их ресурсов и ограничений, возвращение осознанного контроля и произвольного управления, переструктурирование и трансформация. Телесная организация как отражение внутренних конфликтов.

Работа с поведением/движением: классификация движений, работа с интенциональными движениями, процесс-ориентированные техники работы с движением и их особенности при работе с шоковой травмой; работа с незавершенными реакциями мобилизации (бей/беги) и иммобилизации (замирания). Целесообразность, этика и безопасность работы с применением телесного контакта.

Работа с образами: техники дистанцирования, работа с ресурсными образами, соединение образного ряда с телесными ощущениями и остальными элементами SIBAM.

Работа с диссоциацией: различные типы диссоциации, диссоциация как ресурс, управляемая диссоциация.

Работа с чувствами: от подавления и отреагирования — к контейнированию и выражению, техники шкалирования. Работа с выражением гнева и способы трансформации гнева в силу с использованием детальных техник психодинамической соматической терапии травмы.

Работа со смыслами: выявление ограничивающих систем убеждений, появившихся в результате травматизации, присущих им ресурсов и ограничений; способы трансформации ограничивающих убеждений, формирование новых смыслов, происходящих из нового опыта; работа с целостным опытом — «телесно ощущаемые смыслы». Техника вербального перехвата.

Работа с пиковыми переживаниями и надличностными трансперсональными состояниями. Управляемый не травматичный доступ к сути глубинных надличностных переживаний. Способы и особенности применения процесс-ориентированного подхода к работе с измененными состояниями сознания при работе с ПТСР. Работа на сущностном уровне в процесс-ориентированном подходе. Архетипические состояния, экзистенциальные состояния и смыслы при исцелении травмы. Интеграция опыта в повседневную жизнь.

Работа с травматическими циклами. Директивность и процессуальность. Понятие травматической истории. Способы работы с травматической историей, контекстом, перспективой. Признаки телесной разрядки и завершения травмы. Трансформация травмы, восстановление целостности и способности к саморегуляции, непрерывности линии жизни и потока жизненной энергии. Травма как часть пути индивидуации, раскрывающая доступ к глубинным личностным и надличностным ресурсам.

* Ведущие оставляют за собой право изменения тематического порядка модулей.


Записаться

Запись в группу обязательна!

Контакты:
Анна Рудольфовна Нерода
+7 (903) 582-49-42,