ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Часть 2: Феноменологический, дискретно-динамический и субстанционный анализ. Феноменологический анализ в гомеопатии.

Нигде так не разработано понятие качества симптома, как в гомеопатии. Симптом — король гомеопатии. Гомеопатам важно знание скрытой многозначности симптомов и осознание, что они воздействуют на центральную регуляторную инстанцию. Информационный стимул должен восстановить структуру адекватной саморегуляции, специфическим комплементарным воздействием вызывая направленную перестройку, оптимизируя адаптивную программу, отменяя искажения, снимая блоки, переключая биофеномены. Организм получает импульс к развитию на более оптимальном, выгодном энергетическом уровне, так как восстанавливается энергетическая целостность, отменяется расщепление между энергиями Я и подсознания. Следует представлять себе, что гомеопатическое лечение может осуществляться на разных уровнях: соматическом, вегетативном, энергетическом, рефлекторном. Есть более высокий уровень: проникнуть к ядру личности и коррегировать накопившуюся чужеродность, позволяя Натуре проявить себя.

Качества симптомов:

В целом за каждым симптомом стоят разные категории явлений, влияющих на центральную регуляцию и формирующие качество состояния. В состоянии можно выделить: специфичность, устойчивость, подготовленность, давность, интенсивность, адекватность, компенсирумость, обратимость, тотальность, подвижность, интегративность, феноменологическую характерность, закономерную последовательность развития.

Гомеопатия — наука феноменологическая. Ее интересует не только проявление, но и качество симптома. Общий симптом — проявление жизнедеятельности, в которой участвует весь организм. Полноценный симптом тщательно индивидуализированная жалоба, с учетом ее причины, локализации, характера ощущений, модальности (условий, на которые организм реагирует ухудшением, улучшением). Тотальность симптома — распределение на все системы, с соответствием эмоциональных самоощущений — реакциям физиологическим (разбитость, одеревенелость, нетерпимость к прикосновению, взгляду). Специфичность — необычность реакции на единичный фактор: желание холодной воды, маленькими глоточками. Более сложная специфичность корней уязвимости состояния: родовая, воспитуемая, установочная, последствие болезней, эмоциональных травм, специфичность основного тематического чувства. Специфичность ощущений: элементарного психосенсорного (парастезии, сенестопатии), сложного психического самоощущения (полноты жизни, потери смысла, внутреннего раскола, безысходности, беспомощности). Специфичность индивидуальной реакции на изменение условий существования и гомеостаза: физиологические выделения, физические факторы, ритм времени, психические реакции). Искусство толкования предъявляемых жалоб является решающим в диагностике. Средства подбираются индивидуально, путем применения специализированного алгоритма, в соответствии с развиваемыми психическими и соматическими симптомами. Полноценный симптом гомеопатии имеет 3 или 4 обязательных признака: этиологию, локализацию, характер ощущения и модальности. Этиология — причина возникновения данного симптома. Причина может быть как одномоментно действующей (инфицирование, переохлаждение, вакцинация, ушиб, испуг), так и иметь характер хронически действующей фрустрации (семейные неурядицы, горе, уязвленная гордость), но всегда имеется в виду “ключевой момент отсчета начала дисгармонического процесса”. Локализация — точное месторасположение, проявление симптома на определенной стороне поражения, в системе, органе, тканеотропное. Модальности — условия, при которых симптомы усиливаются, изменяются, ослабевают (физические, физиологические, ритмологические, психические). Психо-эмоциональное состояние может изменяться при обиде, страхе, унижении, гневе, косом взгляде, одиночестве, в толпе, при конфликте с определенным человеком. Ощущения пациента характеризуют его индивидуальность более, чем рассказ об испытываемых чувствах, т.к. они выходят из подсознания и свидетельствуют о тонких сферах организации, даже если они затрагивают не только психо-эмоциональный, но и телесный уровень. Ощущения при их описании всегда выражаются в сравнении. Это могут быть болевые ощущения: колющая, давящая, сверлящая, пульсирующая боль; ощущение живого тела, волоса, паутины на лице. Как ощущения, так и модальности могут быть частными, местными или общими, относиться ко всему организму. Д-р Р.Шанкаран предлагает смотреть на все трио (модальность, ощущение, локализация) как на одно и то же, интересуясь, как данное проявление ограничивает пространство или свободу передвижения индивидуума — усматривая за симптомом центральное нарушение. Психические и соматические общие симптомы важнее частных соматических симптомов. Если больной эмоционально и самопроизвольно рассказывает о необычном ощущении, иногда парадоксальном: чудятся змеи или мыши, ощущение чего-то живого в животе, представляет себя как будто сделанным из стекла или готовым взорваться изнутри (разумеется, при контроле ситуации на сознательном уровне), — то мы имеем самый ценный и редкий, ключевой симптом, прямой указатель на необходимое лекарство. Не зная, с чем связать, врачи — соматики часто направляют такого пациента к психиатру. Впрочем, есть одно правило: больные, предъявляющие много жалоб, находятся ближе к уровню здоровья, чем таящие жалобы. В первом случае задействован уровень вегетатики, во втором — подсознания. В гомеопатии учитываются и приобретают особую важность симптомы, не объяснимые патофизиологически. Субъективные симптомы, предъявляемые пациентом, считаются более значимыми, чем объективные нозологические проявления болезни. Итак, симптомы бывают патогномоничные, нозологические по принадлежности, индивидуальные, субъективные, общие, частные, соматические, психические, сопутствующие и ключевые. Все они вкупе составляют Полноценный симптом, достоверный по рангу, ценности и точности. Формируется он постепенно и основывается на внимании к совокупности проявлений и на иерархизации признаков и симптомов. Далее мы должны понять Сущность патологии и Природу нарушения состояния. На этом этапе мы привлекаем типологические и конституциональные симптомы, постепенно познавая способ развития патологии в ее индивидуальном проявлении и состояние витальности организма. Главной иерархией является преобладание личностных, человеческих свойств над существовательными. Процесс определения качества, ценности и ранга симптомов в иерархической структуре организма, в зависимости от его роли в процессе жизнеобеспечения, называется в гомеопатии Ранжированием и является совершенно обязательным этапом рабочего действия. Сравнение рядов (групп) симптомов и сопоставление их с симптомами, описанными в учебнике рациональной классификации симптомов, с целью помощи в поиске подобного средства, носит название реперторизации. Этапы поиска подобного средства не являются в гомеопатии застывшими. Дискутируются и развиваются вопросы о взаимообусловленности в поиске подобия—процессов ранжирования и реперторизации и процессов гомеопатического типирования препаратов по конституции пациента, теме препарата, психологическому лекарственному типу, основной оси нарушения, миазматической принадлежности. Эти вопросы следует рассматривать после знакомства с философией гомеопатии и изучения такого ее понятия, как естественные хронические болезни. Причина болезни кроется внутри человека и имеет нематериальную форму. Сознание и воля определяют внутреннее состояние человека, которое отображается внешними проявлениями. Пока человек может жить просто и правильно, он не восприимчив к болезни. Поступки человека и его поведение всегда отражаются на его физическом теле, поскольку составляют с ним единое целое. Болезни-следствия ложного мышления. Хронические недуги после малого и незаметного начала нечувствительно овладевают организмом, каждая особенным образом, и наиболее нарушают его нормальное состояние. Эти недуги обусловлены хроническим миазмом. Псора — первопричина нарушения состояния гармонии внутренней среды организма, что проявляется в форме различных хронических болезней. Состояние сознания таково, что каждый человек заражен Псора. Она накапливается в поколениях и восприимчивость к ней возрастает. Миазм проявляется из внутреннего состояния и быстро прогрессирует, если стараются убрать ее внешние проявления, загоняя болезнь внутрь.

Сбор анамнеза, особенно психических и неосознаваемых симптомов, это искусство. Надо ”пережить опыт пациента”. Здесь наиболее вероятна возможность ошибки. Стратегия выбора гомеопатического средства проводится: по совокупности, всеобщности и полноценности симптомов, этиологическому фактору, ключевым и характерным симптомам, характерной метафорической картине, тропности к тканям, системам, органам, динамическому типу, индивидуальной восприимчивости, модальностям. Целесообразно определить принадлежность состояния к миазму, формирующей его болезненной почве. Гомеопаты предлагают также обобщенные и сущностные понятия Состояния: понятия Психического Образа — Портрета Средства, Психологического Ядра, Ситуационного и Тематического Средства, Лекарственного и Конституционального типа, Базовой делюзии, — позволяющих понять основную идею симптома, природу искажения, внутреннего конфликта, оценить витальность организма, гибкость адаптации.

При назначении очень важно понять индивидуальную реактивность, состояние жизненной силы, интенсивность защитного напряжения и эмоциональную насыщенность состояния. Гомеопаты обращают также внимание на симптомы умалчиваемые, за скобками, к которым привык, считает малозначащими или не главными причинами заболевания сам пациент. В эксперименте установлено, что: 1.Каждое лекарство вызывает присущее ему специфическое раздражение. 2.Раздражение надо дозировать, чтобы вызвать лечебную реакцию. 3.Необходимо учитывать состояние жизненных сил, реактивность, исходное состояние организма. 4. Необходимо изучить природу лекарств, их совокупность действия на здоровый и больной организм.

В динамическом наблюдении обращают внимание на новый, старый симптом, недавно вылеченный (больше не возникает), чуждый, необычный. Изучается хронология симптома, последовательность в его развитии, выделяются симптомы, всегда присущие пациенту или возникшие в ответ на действие гомеопатической субстанции. Необходимо тщательно записывать ощущения, их силу, интенсивность, качество, время проявления симптома и модальности.

Философия гомеопатии:

  1. Болезнь всегда и исключительно имеет в своей основе динамическое (духовное) нарушение.
  2. Оказывать помощь можно и средствами скорой помощи, но вылечить безопасно, мягко и окончательно можно лишь путем введения в качестве информационного динамического стимула, динамизированной природной субстанции, подобранной посредством специального алгоритма, исходя из принципа подобия.
  3. При центральном нарушении — управляющей самодействующей жизненной силы — болезнь распространяется изнутри к наружи и приводит постепенно к органическому поражению,
  4. Причина развития естественных хронических болезней заключается в действии хронического миазма, болезненной почвы. Миазм имеет ансамбль возможностей выразить патологию. Имеют место разные Случаи заболевания, но человек болеет всю жизнь одной болезнью, принимающей разные формы.
  5. Только путем экспериментального изучения действия средства на здоровых, а не его химического анализа, можно убедиться в его лечебном действии и эффекте.
  6. Путем тщательного изучения симптомов нарушения и внимательного наблюдения, можно определить ценность, качество, ранг, достоверность симптомов и выявить природу нарушения.
  7. Принцип Подобия провозглашается гомеопатией как Естественный Природный Закон Целительства. “Чтобы лечить верно, безопасно, быстро, и надежно, подбирай в каждом конкретном случае такое лекарство, которое может вызвать Состояние, подобное тому страданию, которое предстоит исцелять”.
  8. “Гомеопатия обладает мощным разнообразным набором специфических препаратов и системами описания психо-морфо-функциональных типов строения и реакции организма, но строит свои положения практически на эмпирических данных”. Методы исследования в комплементарной медицине не верифицированы другими методами. Сложно объяснить и выявить явление живодействующей жизненной силы, вдохновляющей и воодушевляющей существование организма. В медицине понятие души заменено понятием руководящей роли нервной системы. Медицина школьная лечит человека как неодушевленного, неживого, обращаясь не к саморазвивающемуся субъекту, а к объекту воздействия. В основном, наша медицина защитная и компенсационная. Гомеопатия обращается к человеку как к эволюционирующей совокупности, Живой Системе.

В настоящее время искажение природной натуры человека под влиянием социума, в связи с его информационным беспределом и бесконтрольным применением химических чужеродных средств, достигло такой степени, что исчезают симптомы непосредственного выражения состояния, появляются сложные вторичные и завуалированные симптомы. Пациентом не ощущается чужеродность его состояния. В гомеопатии появилась необходимость привлечь в помощь врачу дополнительные средства для раскрытия симптомов подсознания. Поэтому представляется целесообразным сопоставление классификаций симптомов, способа сбора анамнеза и всего круга изучаемых явлений в дисциплинах “качественного исследования состояния здоровья”: иммунологии, гомеопатии, психотерапии. Кроме того, интересно сопоставление понятий Целостного и — Живого, Одушевленного.