ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Физвокализные тренировки

В звуковой гимнастике используются артикуляционные упражнения. Известны центральные (кора, подкорка, ствол, нервные проводные пути) и периферические органы речи. Речевой аппарат имеет функциональные отделы: энергетический (дыхательный); генераторный, голосо-образующий (с заинтересованностью гортани и голосовых связок); резонаторный, звукообразующий (заинтересованы глотка, полость рта и носа). С подкорковыми образованиями связаны ритм, темп, выразительность речи. С полостью рта связаны отчётливость, сила, окраска, громкость звука. Полость носа определяет звонкость, полётность, обертоны звука. Шумовой вибратор — это щели между губами, языком, нёбом, альвеолами. Тоновой вибратор колеблет голосовые связки (М.В. Фомичева, 1981г). Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь и позволяют выражать чувства. Интонация имеет элементы: ритм, мелодику (понижение, повышение тона), темп (скорость), тембр, логическое ударение. Формирование качества звука, его окраска и энергетическое насыщение функционально связаны с дыхательным процессом, дыхательными мышцами, диафрагмой. А.И. Поповым разработан метод физвокализа, который очень интересен автору и применяется как одна из методик на проводимых им занятиях. Физвокализ — Методика, включающая способ гармонизации звукообразующего комплекса человека и упражнения с использованием голоса, сочетающиеся с определёнными действиями в горле, воздействие на голос тренировкой мышц конкретной части тела, с оптимизацией межмышечной координации. В процессе физвокализа прослеживается явная связь звукообразования с конкретными частями тела человека.

В звуковой дыхательно-энергетической гимнастике саморегуляции (З.Д.Э.Г.С.) способ образования и произнесения звука (артикуляция) является одним из инициаторов цельного действия при формировании образа. Пример работы со звукообразом «С». Нам известно, что в артикуляции звук «С» — щелевой и при произношении этого звука язык приближен к губам, что создает сопротивление потоку выдыхаемого воздуха (длительный выдох с сопротивлением). При воспроизведении звук «С» требует определённого усилия со стороны мускулатуры дыхательных органов, являясь сильным диафрагмальным звуком. Однако воспроизведение его и работа диафрагмы облегчаются, если мы введём в качестве пособия действию звука одновременное мягкое, вкрадчивое, бережное движение вперёд с вытянутой, совершающей гибкие волнообразные движения, рукой. Лучше использовать движение «китайский шаг»: действие предварительно зарождается и импульс как бы передается из одной ноги в другую. Ощущение состояния — затаённости, природной устойчивости (вода вечна). Психоэмоциональное восприятие звука — волевого, зрелого действия (символизируемого зеленым цветом). Особенности артикуляции и дыхания связаны с раскрытием образа звука, эмоциональным вовлечением в действие, генерацией состояния тонизирующей релаксации. Этот принцип инициации и соответствия касается всех звуков. Важный этап работы — изучение типа и способа звукообразования и дыхания при произнесении каждого звука, преобразованного в звукообраз.

В таблице 1 представлено восприятие звуков.

Таблица 1

Цветовое и эмоциональное восприятие звуков алфавита

Звук

Цветовое восприятие

Эмоциональное восприятие

А

Красный, цвет спелой малины

Радость, наслаждение, активность, достижение успеха, целенаправленность

Б

Жёлтый, цвет полуденного солнца

Оптимизм, раскованность, боевитость

В

Серо-голубой

Спокойствие, безмятежность

Г

Жёлто-зеленый

Жизненный тонус, упорство, устремление

Д

Коричневый

Ритм задаёт здоровье

Е

Оливковый

Прислушивание

Ж

Чёрно-коричневый, иссиня-чёрный

Напряженное приятие ситуации

З

Золотистый

Цвет надежды, лёгкость восприятия

И

Синий

Сензитивность, эмоциональная чувствительность, вовлеченность

К

Сиреневый

Спокойствие и созерцание

Л

Оранжевый, солнечный

Жизненная сила

М

Белый

Все цвета радуги (полнота чувств).

Н

Болотный

Пассивная оборонительность, очищение, неопределённость

О

Небесный

Душевная глубина, спокойствие

П

Бежевый

Подготовка к действию

Р

Дымчатый

Отстранённость

С

Зелёный, изумрудный, малахитовый

Затаённость, зрелость, собранность

Т

Телесный

Интимность

У

Густо — зелёный

Воля к жизни, упорство, призыв, просьба о помощи

Ф

Цвет языков пламени

Автономность, импульсивность

Х

Серебристый, переливчатый

Потребность в успокоении, отдыхе

Ц

Насыщенный лимонный

Глубокое созерцание, умиление

Ч

Хаки

Отстаивание собственных позиций

Ш

Цвет моря

Потребность в понимании, затаенность, удержание позиции

Щ

Фиолетовый

Фантазийность, оригинальность

Ы

Чёрный

Напряжённое усилие

Э

Рыжий, цвет кленового листа

Активность во взаимодействии

Ю

Палевый

Лёгкость в общении

Я

Розовый

Самососредоточение

 

Описание сущности действия и движения звукообразов

Внутренне воспроизводимое действие и движение сопряжено. Рассмотрим действия и движения звукообразов, характерные для звукообразов. В таблице 2 приведено описание действий и движений, характерных для звукообразов.

Таблица 2.

Действия и движения, характерные для звукообразов

Звук

Действия

Движения

А

Распахнутые, обнимающие мир

Пластичные, округлые, широкие, экспрессивные

Б

Собранности, компактности

Синхронные, неспешные, волевые

В

Рассеивающие, приводящие стихии в движение.

Широкие, размашистые, плавные, ненапряженные

Г

Устремляющиеся, обжигающее, намеренное

Олицетворяющее его движение — быстрое, проворное, мягкое, энергоемкое

Д

Упорядочивающее, определяющее

Ритмично-организованные

Е

Рассеянности в момент отдыха

Воздушные, мягкие, сглаженные, ленивые

Ё

Закрытости

Закрытости

Ж

Внутреннее действие неприятия, напрягающего ожидания, риска

Компактные, с концентрацией, чередованием напряжения и расслабления

З

Созерцательности, успокоения ума

Волнообразные, плавные, гибкие

И

Вовлеченности, имитации, наблюдения со стороны, неоднозначности восприятия

Синхронные, раскачивающиеся

К

Размыкающее, отграничивающее

Быстрые, объемные, отрывистые, бесшумные.

Л

Зовущие, вовлекающие

Активные, волнующиеся, с тонизацией

М

Саморастворения

Внутренние, сопровождающиеся самопроизвольной тонической вибрацией.

Н

Недоступности сокровенного смысла, пассивной обороны

Скупые: общая релаксация и парциальное напряжение

О

Целеустремленные, влекущие

Плавно-параллельные, гибкие, глубокие, свободные

П

Сосредоточенности, преподготовки

Короткие, нарастающие, вскипающие, собранные, активные

Р

Внутренней отстраненности, сдержанности

Энергичные, активные, однотипные, крутящиеся, катящиеся

С

Затаенности, успокоения, всматривания

Скользящие, волнообразные, гибкие, мобилизующие

Т

Телесной функциональности, внутренней ритмичности

Синхронизирующие, с постепенной сменой мышечного тонуса и ритма

У

Призывающие, вовлекающие, обращающие

Тонического оцепенения, с синхронностью внутреннего и внешнего импульса

Ф

Проявлена автономия самовыражения

Импровизированные, импульсивные, колеблющиеся, пассивно-активные

Х

Глубокой распахнутости, открытости

Тонические, подвижные, открытые, размашистые

Ц

Собирающие, прикрывающие, умиротворяющие,

Лёгкости, подскакивания

Ч

Имитация привычного, стереотипного действия

Подпрыгивающие, вкрадчивые

Ш

Захватывающие, поглощающие, мобилизующие

Спокойные, убаюкивающие, сопрягающие, вовлекающие, волнообразные

Э

Спокойно отражающие

Медленно нарастающего напряжения

Ю

Скользящего внимания

Внутренние — типа «пульсар-статуя»

Я

Замыкающие

Ласкающие

 

Сопоставление методов структурного анализа

А — Классический трансактный анализ(Э. Берн, ВВ Макаров)

Б — Психолингвистический метод творческого самосознания на основе звукообразов

А)1. Анализ фиксированных экзистенциальных позиций и эмоциональных установок, базового представления человека о себе и окружающем мире. 2. Структурный анализ составных частей личности и их взаимодействие, осознаваемое и неосознаваемое. 3. Изучение вариантов меж — и внутриличностного взаимодействия с анализом психологических игр. 4. Осознание человеком его жизненного сценария, освобождение от обусловленностей, принятие ответственности за свою жизнь, переструктурирование сценария.(В.В. Макаров, 2000г)

Б) 1.Невербальный метод анализа и проработки эмоциональных состояний как экзистенциальных, природных данностей человека, возможный в связи с универсальным характером психологического содержания звуков алфавита и звукообразов. 2.Структурный анализ личности и психо — эмоциональных состояний, соотнесенный с изучением зрелости, структуры уровней и механизмов базальной системы эмоциональной регуляции. 3.Творческое самосознание личности, формирование и переструктурирование жизненной адаптивной программы; коррекция комплексов и дефицитарностей, освоение культурно — оздоровительных психотехнических навыков.