ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Методические положения детской гимнастики саморегуляции

  1. Соответствие мысленного представления и энергетического ощущения, когда обсуждаются: звукообраз, эмоциональное восприятие, желательный эффект.
  2. Смысловое соответствие звука, движения и типа дыхания.
  3. Психологическое, сенсорно-кинетическое, физиологическое восприятие звуков алфавита.
  4. Свобода, мягкость, округлость, энергоемкость аутентичных движений.
  5. Вибрационный массаж внутренних органов тела, рук, ног, головы, носоглотки как составной элемент.
  6. Использование ритмизированных элементов в слове, звуке, движении, дыхании.
  7. Восстановление автоматизма экономного естественного дыхания. Воспитание ощущения гармонии своего дыхания и навыка ис­пользования его мелодии в разных ситуациях:
    — естественного, форсированного, ритмического, малого;
    — тонкого, плавного, незаметного;
    — очищающего, вентилирующего, с сопротивлением, расслабляющего, с длительным, углубленным выдохом волной, «дыханием по кругу".
  8. Выполнение гимнастики в виде игры:
    — в активном, ненапряженном действии;

    — в спо­койной обстановке.
  9. Эмоциональное выполнение упражнений в хорошем быстром ритме, с обязательной сменой прилагаемых звукообразов, типов ды­хания, видов движения.
  10. Наряду с звуко-пластической, дыхательно-энергетической, процессуальной гимнастикой используются:
    — артикуляционная гимнастика (языка, губ, мимической мус­кулатуры);
    — гимнастика чувств (элементы актерской гимнастики гармо­ нического самосовершенствования);
    — элементы восточной гимнастики: цигун, йоги, ушу, ритмической, циклической, кинезиологической гимнастик;
    — растяжки, танцевально-песенные и игровые элементы русских народных хорово­дов;
    — элементы вербальной аутогенной тренировки с использованием образов, биоэнергетического тренинга, релаксационных упражнений.
  11. Обсуждается специфика и стиль проведения языковых игр в работе с детьми. Использование на одном занятии не более 7-9-11 звуков по возрастам, обновляя и по разному группируя их. Использование 4-5 элементов озвученной цигун-гимнастики, 5-7 асан йоги за 1 занятие. Продолжительность занятия не более 20 минут для дошкольников, 30 минут для школьников.
  12. Проработана техника занятий, сочетаемость и приемлемость упражнений для детского возраста. Первая часть занятия — разминка, создание игровой творческой атмосферы. Основная часть — работа со звукообразами, включающая ролевые игры, с изучением множества техник и навыков (дыхательных, релаксационных, творческих, художественных, сенсорных, физвокализных). Включаются соответствующие психо-физические упражнения. Заключительная часть работы — беседа с детьми и родителями.
  13. Перед проведением занятий проводится клинико-психологическая диагностика. Она включает: знакомство с ребенком, работу с родителями, проведение функциональных проб, психологических тестов (рисуночное тестирование). Обязательной частью работы является процессуальное наблюдение и коррекция в ходе проведения занятий, применительно к процессу каждого ребенка.