ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Составные части метода

  1. Новый способ психобиологического типирования звуков алфавита родной речи на лингвосемантической основе.
  2. Разработка структурных принципов создания звукообразов и способа организации на их основе живого действия с раскрытием физиологической сущности звука.
  3. Проведение языковых интерактивных игр, включающих психотерапевтический дискурс, на психо-лингво-семантической основе. Структурирование психосемантического поля звукообразами.
  4. Психолингвистическая терапия творческим самосознанием, организованная на базе научной и художественной проработки дыхательно-энергетических звукообразов.
  5. Эвристический, импровизационный способ организации творческого избирательного и сквозного действия. Соединение работы с образом, движением, дыханием, звукообразующим комплексом.
  6. Комплексный, на рациональной и чувственной основе, способ контроля, управления, настройки состояния. Полимодальный, гимнастический, телесный, психотерапевтический тренинг систем саморегуляции.
  7. Работа с базальной системой эмоциональной регуляции. Выявление уровня проявления эмоциональных нарушений (ритмов, гармонии, экспансии, эмпатии) и механизмов, на дефицитарность которых указывает симптом.
  8. Новый способ обучения процессуальной дыхательной гимнастике на основе звуков алфавита и новая комплиментарная дыхательная психотехнология. Тактика восстановления автоматизма экономного, естественного дыхания.
  9. Творческая идентификация себя на всех уровнях подобия — себе самому, социуму, природной основе человека.
  10. Соединение рациональной и иррациональной функций человека: мысли, чувства, интуиции, ощущения. Организация системы проводников процесса от сознательного восприятия к бессознательному.
  11. Структурная проработка природных жизненных программ на основании представления цельных, информационно связанных, функционально активных состояний на основе звукообразов. Рассмотрение множественных составных элементов, типов психофизической, душевной организации, адаптивных программ.
  12. Личностный анализ и коррекция нарушений в сфере душевной организации (система смыслов, значений, восприятия, ценностная ориентация, блоки, комплексы).
  13. Выполнение психотерапевтом задач психолога-наставника и режиссера, организующего проведение занятия в творчески расширенном — измененном состоянии сознания, в психологически безопасной, эмоционально насыщенной, игровой атмосфере
  14. Использование элементов психотерапевтических техник, программ риторики, физвокализа, работы с качеством голоса.
  15. Способ обучения детей раннего возраста аутогенной тренировке на основе образов.
  16. Знакомство с каналами восприятия и воспроизведения внешней и внутренней реальности. Раскрытие творческого потенциала, формирование нового, толерантного мышления.
  17. Использование артистических психотехник и упражнений: на тренировку внимания, сосредоточения, развитие непроизвольного внимания, фантазию, наивность, интуицию, чувство атмосферы, освоения сквозного действия и целостного мироощущения, усиления выразительности, развития творческой поисковой активности
  18. Использование музыкальных и фольклорных хороводных, песенных упражнений.
  19. Соединение западных и восточных методов углубленной самоорганизации. Поясняющие психотерапевтические тактики:
    развитие ассоциативной памяти и образного мышления;
    осознание особенностей эмоционального состояния, переключения, моделирования состояний, стимуляции положительных эмоций,
    внимательное отношение к своим чувствам, ощущениям, ритмам, движениям,
    — внимание к интенсивности полевого воздействия (атмосфере),
    — стимуляция не только высшей сферы переживаний, но и низших, фоновых уровней,
    — приток аффективных впечатлений, тонической регуляции эмоциональной системы,
    поддержка фантазий, инициативы, активности, поиска,
    — смещение от отрицательной доминанты к положительной, связанной с успехом,
    ориентация на состояние другого через налаживание совместных действий в игровой ситуации,
    — организация дискуссий, взаимодействия,
    — обогащение репертуара предметно — практических действий,
    стимуляция чувства удивления через их необычность и неожиданность,
    стимуляция телесных контактов,
    использование положительного подкрепления,
    использование разных стратегий с учетом состояния.

Метод творческой психолингвистической психотерапии — это оздоровительное погружение в творческое интегративное состояние сознания как в человеческий план существования. Это — комплексный метод управления психофизическим состоянием, заключающийся в использовании специфических настроев на атмосферу, ритм, эмоции, внутреннюю пластику и динамику образов, построенных на основе звуков алфавита русского языка. Используются психосоматические, телесные выразительные средства при проигрывании образов. Включается активное воображение с вниманием к атмосфере и тонким сигналам. Осваивается способ тонкого управления комплиментарным дыхательным процессом: настройка ритма, тона, интенсивности, всех нюансов дыхания при прочувственном, осознанном произнесении звуков. Используется техника процессуального наблюдения.

Лечебный эффект метода творческой психолингвистической психотерапии заключается в коррекции блоков, комплексов, неэффективных жизненных программ.

Результатом метода творческой психолингвистической психотерапии является становление базальной системы эмоциональной регуляции; структурирование сознания, укрепление энергетики тела. Личность оценивается как субъект и феномен самоорганизации. Она погружена в пространство культурных, исторических, символических процессов. Оценивается структура, потенциал, уровень ментального, эмоционального интеллекта, языковая культура личности, её стремление к саморазвитию, осмыслению жизненных явлений, взаимодействие с символическими формами.

Методом творческой психолингвистической психотерапии используется принцип амплификации — максимального приближения к смыслу при многомерном личностном анализе. В занятия включены импровизационные техники и концептуально-понятийный, интерпретирующий подход. Звуки — знаки предельного обобщения процессов и явлений. Фоносемантика обращает внимание на обертоны в оборотах речи: «я (же) тебе говорил», «ну, и как ты считаешь?». Можно использовать разработанные в фольклористике структурно-семантические методы (сказочная семантика).

Сформировать душевную организацию — это значит воспитать сопричастность живому, тонкость восприятия сигналов, свободу фантазии, мышления, богатство чувств, поисковую активность, иммунитет личности к нарочитым конфликтогенам (сарказму, упрекам, менторскому, снисходительному, игнорирующему отношению). Важно вернуть доверие к собственной внутренней мудрости, наслаждение жизнью, умение исследовать реальность, видеть мир глазами других, различать различные проявления любви. Рассматривается соотношение Я — означающего и Я — означаемого. Терапевт руководит процессом, использует те или иные технологии, исходя из (душевного, физического, эмоционального) состояния участников творческого процесса. Важно исключить механическое воспроизведение звукообразов. Семантический сигнал является поводом для раскрытия процесса и явления.

Пример организованного дискурса: звукообраз «А» даст нам возможность обсудить разносторонность понятий, неоднозначность проявлений, широкий диапазон состояний души, от горя до радости. Что понимается под состоянием радость? Когда это чувство воспринимается полно, углубленно? Радость — душевная наполненность и открытость, вдохновение, приятная взволнованность, заинтересованность, чувство полета, предощущение любви. Предпосылка радости — ощущение единения, своего места в ряду других, понимание и приятие тебя другими. Радость — ощущение «Я» во всей полноте раскрытого потенциала. Понятие радости ассоциируется с понятием соборности: «Я — в себе» и «Я — со всеми». Радость имеет материальный и нравственный компонент. Это хорошо построенная энергетическая структура. Открытый, энергетически сильный человек согревает других. Чувство радости проявляется в открытом жесте, при разведении, распахивании рук. Вспомнить наиболее чистое (без осадка) проявление радости. Какие дополнительные чувства и ощущения сопряжены с ними? В оппозиции к радости — состояние страдания. Восприятие горя или радости более органично, свойственно душе человека? Почему отчаяние считается смертным грехом? Возможно ли просветленное страдание, облегчающее душу смыслом, верой? Как дышится, какой голос и разнообразные интонации речи у состояний радости и безнадежности? Звуки наделяются свойствами живой сущности.

Мы можем рассматривать иные состояния человека. Например, когда экологическая система человека находится в состоянии бифуркации, самоочищения, в поворотный момент (сингулярная точка). На примере звукообраза «Б» можно обсудить непростое понятие и явление «свобода» (не анархия). На примере звукообраза «Р» можно обсудить понятие самодисциплины и внутренне строгой проработки внешних сигналов в момент неудовольствия, горячности. Каждый из звукообразов позволяет ведущему занятие раскрыть его жизненное мировоззрение, использовать накопленный багаж знаний.