ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Структурно-функциональная модель для проработки звукообразов

Рассмотрим ее содержание на примере звукообраза А.

Характеристика (сущность звука): широкий, свободный, распевный, тональный звук.

Психоэмоциональное чувство: звук удали, раздолья, наслаждения активной жизнью «полной грудью».

Мыслеформа, игровой образ: картина народного праздника (пасхи), с малиновым звоном колоколов, яркими красками, танцами, пением, звучанием гармони.

Цвет звука — спелой малины, красной меди.

Ощущение состояния — удовольствия, единения со всеми, причастности, восторга

Тип движения в атмосфере данного звука — пластичные, широкие, округлые, экспрессивные движения.

Особенности дыхания — грудное, полное, радостное, свободное дыхание.

Энергетическое действие — освобождение жизненной энергии, свободное её течение.

Способ образования звука — расширение ротовой полости, нейтральное положение губ, язык в состоянии покоя.

Оздоровительный эффект — релаксация, освобождение от блоков, повышение психического тонуса.

Рассмотрим естественную связь между способом артикуляции при произнесении звука и дыхательным и психологическим типом звукообраза В.

Звук В — смычно-щелевой, губо-зубной, звонкий, длительный, шумный, активный звук. Сопротивление дыханию создается прохождением воздуха через узкую щель, при неполном смыкании нижней губы и верхних зубов. Оно позволяет прочувствовать силу стихии и возможность её преодоления. Произношение звука помогает импровизировать тип длительного, интенсивного выдоха с сопротивлением. Поётся варьирующий по силе протяжный звук. Воображение подсказывает, в каких ситуациях (снег, ветер, метель) рождается такой тип дыхания. Какие ощущения возникают в атмосфере этих образов? Какое чувство рождается? Как обыграть звукообраз? Деревенский дом. Теплая метель с пушистыми хлопьями. Наблюдение из окна. Как выразить в действии и движении сложное чувство волнения, смирения и успокоения при созерцании магии природной стихии? Плавный, длительный выдох сопровождают широкие, размашистые, ненапряженные движения руками в одну и другую стороны, выше и ниже по амплитуде, имитируя качание ветвей деревьев. Звукообраз В символизирует круговерть, гармонию движения во Вселенной, в единстве человека с ней. В психоэмоциональном плане звук В — природный звук у начал мятежности и кротости. Данное состояние энергетически не пассивное, а активное (метафизически — движение энергии Кундалини). Спокойствие внутреннего восприятия мы символизируем серо-голубым цветом. Оздоровительный эффект упражнения: успокаивает, расслабляет, массирует голосовые связки и внутренние органы. Психологический эффект: в живом действии рождается ощущение цельного, спокойного восприятия себя и мира, чувство защищенности, благости.

Рассмотрим организацию сквозного действия на примере создания звукообраза О. Воображаемый образ звука, сопутствующие эмоции и ощущения, дыхание, движение и артикуляция в законченном действии должны быть синхронны, комплиментарны друг другу. Предложен спокойный психологический тон. Воображаем эпическую картину «У озера». Небесные, нежно-голубые краски. Дан психологический образ взлетающей ласточки, вырастающего на рассвете цветка. Обратим осознанное внимание на нашу артикуляцию. Как работает наш язык, губы, дыхательный аппарат при звукообразовании? Язык оттянут назад, а губы выдвинуты вперед и округлены. Мы получаем далеко — легко летящий звук О. Теперь имитируем те же размыкающие действия (вперед и назад) пластичными движениями рук. Левая рука выдвигается далеко вперед, а правая скользит вдоль неё назад, потирая кистью левую руку до локтя. Затем локоть правой руки уходит вниз до уровня бедра и разворачивается назад — вверх. Описав, движением пловца, полукруг сзади вокруг уха, правая рука устремляется вперед, вновь скользя вдоль левой. Руки встречаются на уровне груди и меняются местами. Вперед выдвигается правая рука, сопровождающая полёт звука О. Движения рук плавно параллельные, синхронные, гибкие, свободные. О — звук лёгкого, свободного дыхания. Им имитируется цигун-дыхание: мягкое, малое, незаметное, глубокое. После обычного неглубокого вдоха — очень медленный и длительный по продолжительности выдох. Воздух как бы сам вытекает из грудной клетки, плавно, без усилий. Из гармоничного сочетания плавного дыхания и движения рождается ощущение душевной наполненности. Мы можем создать другой игровой образ: «тянем в небо шелковую нить» (пальцы рук размыкаются вверх и вниз). Мы создаем действие целеустремленное, влекущее, циклически связанное с размыкающим и смыкающим движением. Интересно, что в художественной азбуке образов А. Бенуа общий тон рисунка для звука О — нежный, серо-голубой (у озера).

При освоении звукообраза З внимание сосредоточено на энергетическом чувстве и сенсорном, проприоцептивном ощущении. З — мягко-добродушный звук, «солнечный зуммер». Звук символизирован золотистым цветом надежды, отдохновения, лёгкости ощущения себя в мире (полевой уровень эмоциональной регуляции). Игровой образ: «ловим солнечный шар». Представляем лето, переливы света, мягко щекочущие ресницы на солнечной поляне. Раскинувшись, лёжа на мягкой, сочной траве, прислушиваемся к тишине, солнечным звукам и полету насекомых.

Производится плавное, волнообразное движение рук навстречу друг другу, вплоть до определения чувствования границ своего энергетического биополя. Затем движение производится слегка вверх и вниз, по поверхности энергетического шара. Оно сопровождается произнесением мягко звенящего звука «з-з-з-з-з». Чутко работают мелкие мышцы кисти. Движения — вкрадчивые, прислушивающиеся, ощущающие энергию.

Тип дыхания — пассивный, дыхание мягкое, мелко вибрирующее, не напряженное. Выдох — звенящий, протяжный, тонкий, длительный. При произнесении массируются внутренние органы. Звук — щелевой, переднеязычный. Исполнение данного звукообраза способствует набору энергии.

Вспомним, что на основе звуков могут быть созданы звукообразы, выражающие противоположные психологические состояния. В лечебных целях мы выбираем позитивный смысл звукообраза. Звук, невербальный сигнал, работает в атмосфере звукообразов как в семантическом пространстве. Он открывает доступ к подсознанию и позволяет моделировать образ мира в душе человека.