ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Целебная творческая психолингвистика

Предложенный полимодальный метод психологического консультирования и психотерапии основан на ряде новых разработок: по методологии целебной психолингвистики; комплиментарной дыхательной психотехнологии; практике языковых игр, теории самоорганизации и ключевой регуляции человека. Метод включает:

  1. Описание философии и теории целебной психолингвистики.
  2. Предложение способа психобиологического типирования звуков.
  3. Разработку принципов структурирования звукообразов и способа организации на их основе живого действия.
  4. Разработку способа комплиментарного, процессуального дыхания, из единого ряда дыхательных психотехнологий.
  5. Овладение искусством творческого процесса и навыками самосознания.
  6. Предложение комплексного, на рациональной и чувственной основе, способа контроля, управления, настройки состояния.
  7. Полимодальный тренинг систем саморегуляции, структурную проработку природных жизненных программ.
  8. Комплексный клинико-аналитический, психологический, языковый семантический анализ.
  9. Личностный анализ и коррекцию нарушений в сфере душевной организации (система значений, восприятия, блоки, комплексы, ценностная ориентация).

Целебная эко-психолингвистика — метод структурно-функционального анализа личности, психосемантического исследования системы значений индивида. при знакомстве с его информационно — эмоциональной языковой системой.

Метод целебной психолингвистики построен по принципу направленных на самоосмысление и самотворчество психологических языковых игр с активным моделированием жизненного процесса в специально организованном семантическом пространстве звукообразов. Психолингвистика преобразует чувственные и мыслительные категории сознания при посредстве языковых структур. Ею осваиваются способы работы с генетической и долговременной памятью, с инструментами развития ассоциативно-образного, творческого мышления.

Целебная психолингвистика основана на представлении о человеке как открытой экологической системе, в которой сочетаются принципы биологической и информационно-энергетической самоорганизации. Придание особой значимости упорядочиванию жизненных программ в раннем онтогенезе, формированию эмоциональной сферы, информационной языковой системы, творческого самосознания является особенностью метода. Целебная психолингвистика, наряду с коррекцией состояний, ставит целью активное структурирование сферы эмоциональной регуляции, личностное саморазвитие, формирование ключевых жизненных программ. Первым этапом при сотворении стабильного внутреннего образа мира нужны упорядоченные сознанием, системно организованные эмоции и энергии. Чувственно-энергетическому моделированию придаётся смысл, равный ментальному. Известно представление об эмоциях, как психических энергетических процессах. При этом доступ к жизненным ресурсам возможен, если энергия изначально правильно структурирована, если поняты каждое чувство, каждая эмоция, и они полно и зрело нашли своё место в жизненной личностной программе. Человеку присуще феноменологическое разнообразие: не просто принадлежность к психотипу, но психическая и эмоциональная специфичность в восприятии реакции на тончайшие нюансы бытия. Метод предоставляет свободу перемещений внутри интрапсихических процессов.

Целебная психолингвистика, опирающаяся на дыхательные психотехнологии, имеет целью структурирование сознания: создание собственной избирательной программы самоорганизации после детального ознакомления с принципами создания таких программ. Клиент учится понимать роль неосознаваемых компонентов внутреннего опыта и доверять глубинной логике бессознательного. Психолингвистика связана с культурологией, так как «смыслы и намерения выражаются в терминах символических систем, связанных с языком» (Т. Парсонс, 1998г). Культура как феномен вытекает из особенностей человеческой натуры. Человек в мотивированном действии и диалоге вырабатывает культуру ума, чувств, эмоций.

Позиционирование целебной творческой психолингвистики требует знания некоторых правил:
— в сложных управляемых системах малое воздействие может привести к сильной реакции системы (иммунологический принцип «ключ к замку»);
— развитие мысли в психотерапии связано с изучением особых, измененных, суженных и расширенных, состояний сознания; бессознательное мыслится как первоисточник энергии, творческое жизненное начало;
— используется принцип амплификации или правило герменевтики — расширение, обогащение понятия, приближение к смыслу текста. Текст — связная и полная, внутренне организованная последовательность слов в лингвистике и знаков в семиотике, отпечаток целостной субъективности;
— переход от культуры социально-нормированных форм категоризации к нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта включает переход от опоры на логические понятийные структуры к отражению в форме наглядно-чувственных до-вербальных образов;
— целебная психолингвистика, работая со звуками, знаками, символами, использует такие организационные и сущностные модели, как образы, архетипы, мифы, ритуалы. В сокровищнице фольклора, как в роднике, можно черпать множество элементов.

Рожденный мудростью народа фольклор — это естественная система здорового взаимодействия с собой, людьми, миром, основан на традициях и ритуалах. По мнению Л.Д. Назаровой, в информационно-эмоциональной языковой системе фольклорной арт-терапии вместе работают законы языка, логико-аналитическое осмысление происходящего и эмоциональное чувственное включение [21].

Для организации культурной территории на чувственно-символической основе человечество создало ритуалы, известные более при совершении религиозного таинства и обрядовых действий. Ритуал выражает определенные ценности и играет важную роль как традиционно выработанный метод социального воспитания. Ритуалы глубоко проникают в сознание, способствуют формированию духовного архетипа. Современность требует создания ритуалов посвящения человека в многоплановость его творческого существования. Человечество пытается сберечь синергетическую причастность Бытию.

Автор метода Семенова Алла Ивановна.