ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Гелиоцентрическая, экологическая модель здоровья

Вопрос о иерархии живого всегда был очень болезненным, так как он касается вполне земной проблемы о возможности получении духовной или физической власти над человеком. Человек настаивал на том, что его земная обитель есть центр Вселенной. Оказалось, что Земля мала, а главное небесное светило — Солнце. Солнечный свет несет жизнь. Без него она была бы невозможна. Это не поколебало веру в Бога, создавшего прекраснейший из миров и в человека, обладающего разумением и способного разгадать замысел Всевышнего. С изменением картины мира произошел сдвиг парадигмы, поменялись фундаментальные научные взгляды. Но человек переоценил свою способность к постижению сущего. Мать-земля перестала быть центром Вселенной. Тогда стали создаваться теории о том, что центром является человек, сознание которого проникло за пределы Земли. Человеку присвоили звание Субъекта, обладающего мышлением и действием. Земля, природа стали объектом для познания их человеком, властелином мира, изменяющим и подчиняющим себе Природу. Позднее эти взгляды привели к преобладанию нейро-центристских теорий. Рациональный рассудок стал преобладать в теории познания. Появились естественные теории создания человека. “Человек появился в результате мутаций (обезъяньей ветви) и естественного отбора, происходивших в течение длительного периода времени.” Основной тезис дарвинизма был перенесен с животного мира на человека. Эволюционный подход распространили на изучение поведения (исследуя при этом поведение животных). Возникла социобиология. “Так как мутация является случайным и зачастую вредным изменением генетических свойств, то возникает сомнение относительно возможности появления благоприятных свойств у человека”. А. Уоллес, который одновременно с Дарвиным развил теорию естественного отбора, поставил под сомнение возможность возникновения таким путем человека. “Человеку присущи особенные качества: чувство абстрактной справедливости и любви к ближнему. Они несовместимы с законом выживания сильнейшего и не могли быть приобретены таким путем”. До настоящего времени выяснены 2 естественно-исторических общебиологических принципа реализации живой стратегии биологических систем в процессе эволюции. Классическим в биологии стал принцип естественного отбора Ч. Дарвина, объясняющий наследственную изменчивость. Генетическое уклонение в длинном ряду поколений ведет к формированию новых видов. Для животных характерна жесткая генетическая детеминированность инстинктов. Позднее открыта основа молекулярных механизмов передачи и накопления информации в геноме. С матричного воспроизведения биологически важных молекул и конвариантной редупликации началась биологическая эволюция, основа жизни (НК Кольцов, НВ Тимофеев-Ресовский).

Мною предложена эволюционно — адаптационная теория иммунитета и третий общебиологический принцип, действительный для эволюции высокоорганизованных видов. Видовую устойчивость Homo sapiens в эволюции обеспечивает совершенствование саморегуляции и наследование высокочувствительных адаптивных программ, способных к прижизненной самоорганизации или дезинтеграции. Эволюция человека связана с развитием его сознания и особыми способами реализации энергетического баланса организма. Изменения направляются внешними экофакторами и системными особенностями развития эволюционирующей совокупности (внутренними свойствами био-эко-системы). Вид человека специфичен по экологическим возможностям адаптации. Развитие за счет мутации наследственного материала не допустимо, в связи с особенным способом энергетического взаимодействия со Вселенной. В эволюции формируется единый многофункциональный ключевой механизм адаптации и саморегуляции, который обеспечивает необходимый баланс внешнего реагирования и внутреннего допустимого самоизменения. Необходима не только избирательная реакция на отдельно взятый фактор, а отношение целостной системы, презентуемой на автономную позицию, энергетически подтвержденную. Специфическая особенность самопостроения человека — в ключевой регуляции. Ментальное, эмоциональное, физическое поля связаны кодом соответствия. Управляет механизмом создания равновесных и неравновесных состояний центральная инстанция организма, содержащая ключ для информационно — энергетического контроля. Понимание общебиологических принципов, элементарных факторов, явлений и законов эволюции поможет проникнуть в суть понятия болезненной почвы человека.

Геоцентристская модель устройства Вселенной была заменена на гелиоцентристскую. Признание гипотезы Г. Гилилея и Д. Бруно привело к самым значительным изменения в физике, астрономии, математике, философии, но не в биологии. Человек вообразил самого себя центром Вселенной, владеющим Разумом мира: “если все сущее вертится не вокруг земли, то вокруг него, царя природы”. Человек вообразил себя действующим Субъектом по отношению к объекту — Вселенной и принял это на уровне сознания. Одного усложнения центральной нервной системы для появления духовной личности человека недостаточно. Человек создан по подобию Бога — творца, который вложил в человека творческое начало и поручил ему охранять живое. “Именно в том. что материи придается творческая сила, и заключается суть биогенеза по Библии.. Наше тело — отражение материального бытия. Наш духовный мир говорит о реальности духовного измерения. Первородный грех есть крушение духа, утвердившего себя не в Боге, а в самом себе. Тьма первоначально спустилась там, где творение вступило на путь самоутверждения и самозамкнутости, на путь разрыва и ненависти. Тот, кто был создан стать борцом с хаосом, стал его рабом” (А. Мень). Адам — это не человек в райских кущах. Адам — это первопринцип Вселеной. “Бог не создал человека законченным созданием. В процессе развития должна была существовать возможность пойти по ложному пути, по своему оценив свое положение в мире. Грех можно представить в виде попытки человека повлиять на природу в одних лишь своекорыстных целях. Каждый человек причастен греху, будучи клеткой одного духовного организма”(17). Ключ жизни — в творчестве, в постоянном саморазвитии. Сознание человека не совершенно. По неразумению своему человек противопоставил эмпирическое познание самоосознанию, обращаясь при этом более к миру биологическому, чем к духовному и пытаясь продлить жизнь за счет биологической стабилизации. Надо уметь читать практику медицины. При нарушении духовного, психического равновесия, как следствие, невозможно сохранить и гомеостатическое. В настоящее время, когда уровень знания человечества достиг степени взаимной интеграции наук, природа живого активно обсуждается экологами, врачами, физиками.

Для реалистического объяснения живодействующей силы и феномена сознания необходимо решительно изменить модель обособленности и единоначалия в верховной регуляции на модель природного созвучия. Какое имя дать модели, основанной на принципе одушевленного, избирательного существования, с охраной живого всем биологическим организмом? Амино — центрической она может быть названа ввиду центрального (психо — энергетического) свойства души. Гелио-центрической ее можно именовать ввиду того, что свет сознания стоит в центре регуляции человека, а свет солнца оплодотворяет жизнь. Названа она так и ввиду того, что модель живого включает квантовую модель, со многими концентрически расположенными сферами вокруг единой причинно-целевой программы (кода) и одновременно модель эволюционной спирали. В процессе развития формируется система Надсознания, интегрирующая взаимодействие всех уровней сознания и информационных полей, формирующая возмущающие отклонения при накоплении информационного несоответствия. Возможно, новая модель самоорганизации должна быть названа экологической, ввиду того, что основана она на естественно — научных принципах фундаментальной науки экологии. Язык науки сухой. Более образным является теологическое объяснение.“Когда в существе, обретшем форму человека, вспыхнул свет сознания, произошло соединение 2 мировых сфер: природы и духа” (Серафим Саровский) “Мозг не может производить дух. Он может накопить его силу, организовать, обработать мысль, чувство, волю, организовать и усилить сознание...Он напоминает трансформатор или конденсатор и является инструментом духа”, пишет протоирей А. Мень, просвещенный, высокообразованный человек, — “до того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному....Человек создан по образу и подобию Божьему — в этом суть библийской антропологии”. “Ум может оказать давление на тело. Телу удается контролировать ум. Даже сообща тело и разум не могут ничего сделать, чтобы контролировать душу. Ей предстоит создать сущность, познать, кто она в действительности. Душа узнает себя на своем собственном опыте. Послушание — это реакция. Творение — это выбор. Чистый выбор ведет к спасению души. Функция души — указать желание. Функция ума — сделать выбор из возможного. Функция тела — осуществить выбор. Когда тело, разум и душа творят вместе, в гармонии и единстве, Бог проявляется во плоти”, (психолог, Н. Уолш).