ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Теория метода

Психолингвистическая психотерапия складывается как система психологических, лингвистических, психосемантических, экологических, иммунологических, философских, клинических знаний. Целебная творческая психолингвистика, полимодальный метод психологического консультирования и психотерапии, основан на ряде новых разработок по методологии целебной психолингвистики; комплиментарной дыхательной психотехнологии; практике языковых игр, теории самоорганизации и ключевой регуляции человека.

Целебная психолингвистика — метод структурно-функционального анализа личности, психосемантического исследования системы значений индивида. при знакомстве с его информационно — эмоциональной языковой системой. Целебная творческая психолингвистика работает в области невербальной и вербальной коммуникации, опирается на звуковую семантику и функционально-деятельный подход. Она имеет свой язык описания субъективного опыта человека и отличающийся порядок организации компонентов системы. В качестве системообразующего выступает метод психо — лингво-семантического анализа, который включает изучение психологических особенностей и языка личности и воздействие на нее в творческом процессе игры с дыхательно-энергетическими звукообразами. При обучении психотехническим навыкам сочетаются современные, восточные, эзотерические техники саморегуляции. Внутри метода описан самостоятельный способ комплиментарной, созвучной, резонирующей дыхательной гимнастики. Автор — участник симпозиумов Международного сообщества по дыхательным психотехнологиям, в России и Австралии.

Особенностью метода является работа по упорядочиванию жизненных программ в раннем онтогенезе, формированию творческого самосознания, базальной системы эмоциональной регуляции, информационной языковой системы. Выполняется комплекс психо-лингво-семантических, звуко-интонационных, дыхательных, двигательных, смысловых упражнений, направленных на раскрытие звукообразов в широком контексте языковой, интерактивной игры, с последующим обсуждением атмосферы, ситуации, самоощущения участников процесса.

Языковые игры организуются с целью моделирования жизненного пространства человека, психотерапевтической коррекции системы смыслов и значений, обучения психотехническим навыкам. Известно, что рабочий инструмент терапевта — речь. ЦТП делает акцент на невербальной информации, ее полисенсорной природе, психоакустических и физиологических механизмах восприятия и воспроизведения звуков речи (А.И. Семенова, В.П.Морозов, В.П. Багрунов). Мы работаем со знаково-символической системой человека в семантическом пространстве азбуки родной речи. Автором предложено расширенное представление о звуке речи и способах регуляторного воздействия на живую систему. Слово и звуки были первым механизмом, организующим и упорядочивающим энергии и сознание. Звуки должны осваиваться в эквиваленте живого действия. Звуки алфавита типированы по инициируемому ими состоянию, действию, процессу. В целях упорядочения информации и составления модели наблюдения сопоставлена семиотическая, семантическия, знаковая и звуковая, понятийная структура русского языка и предложена психофоносемантическая азбука. Способ кодирования звуков речи с сохранением её смыслового содержания дает доступ в область подсознания (хранилище образов и ассоциаций). Звук алфавита, как фактор наибольшей информационной связности, имеет широкие психоэмоциональные и физиологические связи. Звук — семантический сигнал ниже порога осознания. Звук — фактор малой интенсивности, действующий на систему по принципу «ключ к замку». Малое действие обеспечивает значительную реакцию ввиду сродства к живой системе. Звук, невербальный сигнал, действует прямо на подсознание человека. В звуках заключена генетическая сила рода. Звуки алфавита — смысловые, структурные энергетические знаки. Звук — это волна и частица, квант энергии и потенциальный процесс. Звук обладает потенциальной природной информационной энергией, которая может быть развернута в систему для изучения принципов бытия и жизненных принципов человека.

Знание и раскрытие жизни звука дает инструмент для управления, настройки живых систем. В ЦТП звук — это основная элементарная единица. При участии творческого самосознания звуки преобразованы в звукообразы. Дыхательно -энергетические звукообразы, рожденные воображением и действием — новый объяснительный языковый конструкт в психосемантике, модель при организации субъективного семантического пространства. В семантической системе мы постигаем образы, как наиболее активные фигуры, структурирующие жизненное и психологическое пространство.

В ЦТП рассматривается структурный и функциональный путь достижения зрелого аффекта: звуковой импульс (семантический сигнал) → восприятие → создание мысленного звукообраза → энергетическое ощущение состояния → психоэмоциональное ощущение → опосредующее состояние дыхательное действие → гибкое, осознанное мышечное движение → непроизвольная мимика → точная артикуляция, интонация голоса → цельность состояния. Предложен способ организации смыслового, сквозного, целостного действия при художественном воплощении звукообразов путем создания творческой атмосферы и использования инструментария творчества.

Освоен способ работы с глубинной семантикой: «с биодинамической тканью движения и действия и чувственной тканью образа, в единстве с личностным смыслом» (АН Леонтьев, НА Рубинштейн) Освоено искусство интонационной работы со звуковыми сигналами, голосом, дыханием. Освоена психотехника озвученного, комплиментарного, резонансного, процессуального дыхания. На ее основе предложен способ восстановления природного, экономичного дыхания и природного голоса. Функционально — деятельный подход к языку позволяет понять, как работает язык в практическом мышлении и поведении людей. При психосемантическом моделировании информационного пространства психики на основе звукообразов используется функциональная техника психоэкологии (И.В. Смирнов). Предложение реципиенту неосознаваемых семантических сигналов и наблюдение спонтанных, видимых реакций позволяет исследователю составить «семантическую карту душевной жизни» клиента.

ЦТП использует практическую философию: анализирует не только психологические, но мировоззренческие проблемы. Освоен круг экологических понятий (о экобиосистеме, Эко-личности, принципах «экологической целесообразности»). Целебная психолингвистика основана на представлении о человеке как открытой экологической системе, в которой сочетаются принципы биологической и информационно-энергетической самоорганизации. Освоено иммунологическое понятие о Ключевой регуляции, системно-динамической комплиментарности. Информационная иммунная система обладает автономной генетической памятью и организует тонкую системную специфичность и избирательность реакций человека. Человек получает при рождении генетическую программу жизнеобеспечения с матрицей саморазвития и, прижизненно проверяя эффективность, структурирует ее. Наследуемая адаптивная программа — это способ динамического существования живого организма, имеющего избирательный способ восприятия и переработки информации, индивидуальный способ энергетического существования. Первым этапом при сотворении стабильного внутреннего образа мира нужны упорядоченные сознанием, системно организованные эмоции и энергии. В структурном личностном анализе мы используем теорию и практику исследования и коррекции структуры базальной системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская). Обращаем внимание на формирование структур каждого из уровней аффективной регуляции, налаживание взаимодействия между ними. Придание особой значимости упорядочиванию жизненных программ в раннем онтогенезе, формированию эмоциональной сферы, языковой системы, творческого самосознания является особенностью метода. Психолингвистика преобразует чувственные и мыслительные категории сознания при посредстве языковых структур.

Метод ЦТП является принадлежностью науки и искусства. Наиважнейшим условием работы является оздоровительное погружение в творческое состояние сознания как в человеческий план существования. Творческое состояние сознания — это состояние созерцательности, сосредоточенности, ненапряженного внимания. психологической открытости, максимальной эффективности и пластичности жизненных энергетических процессов. По сравнению с трансовым состоянием сознания (уход в другой план осознания происходящего), творческое состояние —это присутствие в настоящем с максимальной открытостью и осознанностью. В настоящее время обсуждается вопрос о творческом состоянии души, инструментах его развития в творческом процессе, особенностях творческой личности, творческом акте, как имманентно присущем человеку качестве. С точки зрения экологии, творческая поисковая активность включает человека в процесс самоидентификации, построения образа мира и внутренней информационной упорядоченности. Функционально-деятельные языковые, интерактивные игры являются школой самоосмысления, самопознания; способом восстановления инстинктов жизни, навыков самоидентификации. Игры толкуются как укорененные, многообразные формы жизни, с множеством смысловых оттенков. Языковые игры работают как театральный спектакль, в котором рассматриваются вопросы соотношения внешнего действия и внутреннего плана сознания. Искусствоведы предложили новое понятие об иерархии личности, описав процесс воспитания бессознательной природы (М. Чехов, И.И. Силантьева, Ю.Г. Клименко). Новым для психологии является описание динамики перемещений психического содержания между разными уровнями единой психической структуры Сознания. Воспитанию творческой личности способствует врожденная способность к открытому взаимодействию между уровнями в момент духовного напряжения, проявляющаяся в свободе, скорости, интенсивности переходов и проникновений, вытеснении содержания, актуализации. Автором, на основе иммунологического и экологического знания, описана ранее «эволюционная мандала», в которой представлена семиуровневая, динамическая конструкция сознания и открытое, синергетическое взаимодействие между уровнями его в момент бифуркации («Душа гомеопатии», 2002г).(см. также понятие синергетики в Википедии). Одна из задач ЦТП — практическое развитие внутренней способности познания, обучение искусству задавать себе вопросы, осознанно проживать действие. Осваиваются способы работы с генетической и долговременной адаптивной памятью, с инструментами развития ассоциативно-образного, творческого мышления.

Итак, метод включает:

  1. Комплексный, клинико-аналитический, психологический, языковый, психо-лингво-семантический, философский, герменевтический анализ.
  2. Принцип функционально-деятельных, интерактивных языковых игр.
  3. Психосемантический способ анализа категорий сознания в семантически организованном, структурированном пространстве, в творчески-углубленном — измененном состоянии сознания.
  4. Комплексный, на рациональной и чувственной основе способ контроля, управления, настройки состояния.
  5. Полимодальный тренинг систем саморегуляции; структурную проработку жизненных программ.
  6. Личностный анализ и коррекцию нарушений в сфере душевной организации (система значений, восприятия, ценностная ориентация).
  7. Практическое освоение способа философского консультирования (синтез психологического консультирования с исследованием мировоззрения, личной философии).

Психолингвистический терапевт владеет экологическим, толерантным, ноосферным образом мышления. Он осваивает стиль и способы работы в качестве наставника, режиссера, фасилитатора. Терапевт владеет искусством процессуального наблюдения, искусством организации диалога, дискурс-анализа и герменевтической интерпретации действий, поведенческих реакций, внутренней логики клиента.