ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Заявка о признании модальности Целебная творческая психолингвистика

Название организации, в которой работает автор
АИ Семенова — врач-консультант в Психологической студии на Остоженке, действительный член ОППЛ РФ, член Комитета модальностей, официальный преподаватель и супервизор ОППЛ РФ, автор метода Целебная творческая психолингвистика.

Краткая история метода
Целебная творческая психолингвистика — дочерний метод по отношению к психолингвистике, психосемантике, семиотике, биосемиотике, психофоносемантике. Развитие их связано с именами Ч.Осгуда, Т. Сибеока (1954 г), Л. Витгенштейна, Ф.де Соссюры, Ж. Пиаже, А.Н. и А.А.Леонтьевых, Л.С. Выгодского, С. Н. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейна, И.А. Бодуэн-де-Куртене, Н. Хомского, В.Ф.Петренко, др. В России психолингвистика как самостоятельная дисциплина выделилась из языкознания в 70-е годы. Психолингвистика выясняет, как человек посредством речевого действия структурирует свою мысль, жизненную энергию и какие психические процессы имеют место, когда мы порождаем и воспринимаем речь. Лингвистический структурализм предложил семиотический подход и показал принципиальную возможность изучения языка в самом себе и для себя (его внутреннее устройство). Психосемантическая лингвистика изучает функциональные аспекты и условия существования языка в этнокультурном, социальном, психическом, когнитивном, коммуникативном пространстве. Когнитивная и политическая лингвистика стали предметом серьезных исследований в Европе и Америке, с 70-х годов. Л Витгенштейном предложено понятие о логико-лингвистическом анализе и языковых играх. Отечественная психолингвистика находит свое приложение в политической психологии, этнопсихологии, исследовании измененного состояния сознания, психологии искусств и массовых коммуникаций; тяготеет к разработке методологических проблем (взаимосвязи аффекта и интеллекта, влияний эмоций на процессы категоризации, невербальных форм значений в теле образа, социально-культурной картины мира) (В.Ф. Петренко, 2010 г). Фоносемантика изучает иконическое пространство языка, звукоизобразительную обусловленность и артикуляционно-символические возможности речевых звуков.

Метод «Лингвистически центрированная терапия» предложен Н.Ф. Калина в 2003 г. Он основан на философии структурного психоанализа Ж. Лакана, глубинной психологии. Методическая основа — проведение дискурс-анализа, изучение «реального-воображаемого-символического» и проработка фантазмов человека.

Психолингвистическая терапия (АИ Семенова) основана на системном представлении о функционировании и взаимодействии сложных, знаково-символических, информационных систем (живых и искусственных). Понятие о ключевой регуляции человека строится в соответствии с философией и теорией универсального эволюционизма, экологии, синергетики, иммуно — центристской теории автора. Метод Целебной творческой психолингвистики развивался постепенно. Он родился на практике, в работе с детьми дошкольного возраста. В 1991 г в печати заявлено о психологической, звуковой дыхательно-энергетической гимнастике для детей. В 2002 г получен государственный патент на «Способ психо-физической тренировки с использованием звуков алфавита родной речи». Психотерапевтическому сообществу был представлен «Метод психолингвистической терапии творческим самосознанием на основе дыхательно — энергетических звукообразов» (2002г). Расширив теоретическое обоснование, в 2009г он получил новое название «Целебная творческая психолингвистика».

Данный метод имеет большой потенциал для развития в общем русле психолингвистической психотерапии. Философия языка помогает понять новые модели отношений «человек и мир», «человек и глубины его памяти и подсознания». На психосемантической основе возобновился интерес к Восточной медицине и эзотерике. В настоящее время в психологии и терапии развиваются экологически ориентированные дисциплины, изучающие адаптивные стратегии человечества. В их числе экофасилитация, коучинг, культурология, психоэкология, биосемиотика, биополитология человека и — психолингвистическая психотерапия.

Основные труды.

  1. Семенова А.И. Жизненный принцип организма. — М.: изд. Знак, 1995 г.
  2. Семенова А.И. Искусство творческого самосознания. Звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика саморегуляции. — М.: Макс-пресс, 2002 г.
  3. Семенова А.И. Патент № 2215475, от 04.01.2002 г, Бюл. № 31: «Способ психо-физической тренировки с использованием звуков алфавита родной речи: «звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика саморегуляции».
  4. Семенова АИ Душа гомеопатии, М.: изд. Знак, 2002 г.
  5. Семенова А.И. От эволюционной иммунологии к гомеопатическому психоанализу. М.: Макс-Пресс, 2004 г.
  6. Семенова АИ «Философия и методология психолингвистической психотерапии», журнал «Вопросы ментальной медицины и экологии» №4,2010г и №1,2011 г.
  7. Семенова АИ «Экологическая философия и методология психолингвистической психотерапии» журнал «Психотерапия», №3 и №4,2011 г.

Миссия
Современный человек вступил в конфликт с собственной природой и находится в постоянном поиске себя самого. Он не может противостоять хаотичности социального мира и теряет нравственные ориентиры. Быстрое изменение уклада и привычных категорий бытия до предела напрягает сознание и энергетические возможности человека. Психолингвистические методы, изучающие знаково-символические системы и рече-мыслительную деятельность, жизненно необходимы в критические периоды цивилизации, когда, считают экологи, меняются основные характеристики человеческого вида. В психолингвистической терапии в центр изучения поставлен человек, выражающий содержание своего сознания в знаково — символической системе. Язык человека как средство самосознания, самоидентификации, саморегуляции, самосозидания — должен прийти ему на помощь при построении жизнеспособной модели человека. На психолингвистическом базисе человек может изучать свою подлинную природу, поскольку в построении языка и речи задействованы все сферы сознания и все системы жизнедеятельности. Изучаются вопросы о методах психосемантического структурирования внутренней реальности, о путях формирования творческого самосознания, экологического, толерантного мышления. Особенно важна практика обучения детей азбуке восприятия знаков, звуков, символов, азбуке эмоций, навыкам саморегуляции, дыхательной технике, голосовому интонированию.