ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ. Психологическая октава Татьяны Перц.

КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ И НАГРАД ОППЛ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК

(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги

Название методики: Психологическая октава Татьяны Перц

Автор методики: Перц Татьяна Геннадьевна — психолог, президент Немецко-российского общества психологии и культурного обмена (DRGPK), Германия, Трир.

1. Определение.

«Психологическая октава Татьяны Перц» — (психогармоническое консультирование, комплексная психологическая коррекция дисфункциональных состояний, индивидуальный и групповой тренинг саморегуляции и саморазвития) — полимодальная методика для индивидуальной и групповой системной терапии, коучинга, разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, для преодоления трудностей адаптации к изменившимся условиям жизни, состоянию здоровья.

2. Сущность методики.

2.1. Структурированная диагностика психологического состояния, интеграция и усиление «Я» путём направления и удерживании внимания клиента на связи и соотношении восьми составляющих:

2.2. В процессе работы по данной методике психологом осуществляются следующие виды деятельности:

2.2.1.Организация по заданной структуре диагностики и рефлексии психологического состояния через внимание к связям и соотношению компонентов: определение степени соответствия друг другу и дисгармоничного «расстояния» между ними, определение отчуждённых зон — своеобразных пустот в общей картине, а также устойчивых компонентов — «инвентаризация» внутриличностного ресурса;

2.2.2.Определение направлений изменения и улучшения состояния клиента по заданной структуре;

2.2.3. Графическое отражение процесса и его результатов по заданной структуре и в творческих формах;

2.2.4.Подбор и применение методов для специализированной психологической диагностики и коррекции «дисгармоничных» компонентов психологического состояния клиента,

2.2.5. Организация применения медицинских методов нейроэндокринологической диагностики и коррекции;

2.2.6. Обучение клиента методикам саморегуляции и самоуправления и коммуникативным техникам;

2.3. Основные принципы в подходе к работе, выбору методов и техник:

2.4.1. Формы и объём.

В работе используются две вспомогательные формы организации и фиксации процесса\результатов:

А) бланк-форма в виде таблицы, в первой колонке которой каждой восьми составляющих «психологической октавы» соответствуют незаполненные ячейки во второй и третьей колонках с названиями «ситуация-минус» и «ситуация-плюс». Записи делаются психологом и клиентом в разных формах — от чётких формулировок в дистантной работе — до обозначения ключевых слов, пиктограмм, ссылок на электронные записи музыкальных произведений, фильмов, текстов.

Б) Психологический контракт ( форма ОППЛ), используется также совмещённо с формой А.

Процессуально-организационная функция данных форм более важна, чем точная фиксация каждого элемента содержания — степень и способы фиксации условны: они индивидуальны в конкретной ситуации.

Объём работы составляет на первой стадии от четырёх до восьми сессий по 1-2 часа, затем 2 поддерживающие сессии — в среднем один раз в полгода, а также последующую ситуативную помощь.

2.4.2. Этапы и логика гармонизации психологического состояния.

A. Прояснение содержания «психологической октавы».

Восемь составляющих психологического состояния (имеющегося и потенциального), предъявляются клиентом в свободной форме: начиная с любой — актуальной, а затем — по степени значимых связей с теми, которые уже представлены.

Содержание семи составляющих проясняется, они сопоставляются друг с другом и с 8-ой — неудовлетворяющей клиента или проектом изменения какой-либо из них. Это обеспечивает динамичность процесса.

По сути существует восемь комбинаций, в которых одно неизвестное находится через одно или несколько известных, или гармонизируется в сопоставлении с семью частями.

Это касается как актуального психологического состояния, так и потенциального.

Критерием является субъективная оценка клиентом гармоничного соответствия компонентов друг другу.

B. Психологическая настройка по «камертону» и опорному «аккорду»

При обнаружении в образе «Я» какого — либо из восьми компонентов психологического состояния, который идентифицирован как устойчивый, он используется для уточнения понимания имеющегося состояния и/или его изменения по принципу камертона — с ним сопоставляются, по нему реконструируются другие составляющие.

Чаще всего «камертоном» для прояснения психологического состояния являются ощущения. Подобно звуку «ля» камертона ощущения в состоянии человека дают отправную точку для поиска соответствующих компонентов «психологической октавы», например проясняется когнитивная структура или уточняются характеристики деятельности.

Составляющей, по которой также часто гармонизируется психологическое состояние бывают переживаемые клиентом эмоции — в том числе и негативные. В зависимости от эмоциональной окраски остальные семь компонентов гармонизируются «в миноре» и «в мажере».

При обнаружении в первичном предъявлении клиента двух-трёх ясных и взаимосогласованных компонентов — подобных устойчивым ступеням лада ( тоника, медианта и доминанта), они используются «аккордно» для воссоздания по ним недостающих частей или всей «октавы» психологического состояния. Три формулировки клиента, описывающие устойчивые, гармонично согласованные компоненты своего психологического состояния — например, эмоции, образы, ощущения, проговариваются (или отражаются в иной форме) комплексно.

Это позволяет проявить, например, соответствующую когнитивную составляющую и/или характеристики деятельности. В другой комбинации виды деятельности, когниции, образы, показавшие себя гармонично-устойчивыми, используются для доступа клиента к соответствующим эмоциональным переживаниям и их идентификации. Комбинации в рамках восьми компонентов и их сочетаний — разнообразны.

C. Психологическая коррекция по «консонансу» ( муз., лит.)

При выраженной дисгармонии психологического состояния, серьезных затруднениях в осознании и представлении его компонентов в результате отчуждённости человека от себя ( К. Хорни) для достижения душевной гармонии клиента к её сохранности применяются следующие методы:

Клиентом проверяются на гармоническое соответствие — «консонанс» полученные в результате применения данных методов варианты:

Достигается расширение и усиление «Я» клиента. Данный результат связан с наполнением промежутков «психологической октавы» по принципу гармонического соответствия и внутренней непротиворечивости. При этих условиях возможно лучшее понимание своего психологического состояния и его регулирующих функций (даже в травмирующей ситуации), лучшее использование потенциала дальнейшего процесса динамической гармонизации.

D) Командная работа — «оркестр».

При (после) коррекции психологического состояния иногда требуется привлечение специалистов из смежных областей. Гармонизация деятельностного и коммуникативного компонентов приводит к

появлению способности клиента активно запросить и получить специализированную помощь или услуги в различных профессиональных сферах.

Например, при сходстве описания психологического состояния с симптоматикой с эндокринных, нейрологических или иммунных дисфункций необходимы исключение/подтверждение и медико-фармакологическая коррекция в случае необходимости.

Врач, спортивный тренер, логопед, парикмахер-стилист, экскурсовод музея или тур-организатор психотерапевтического путешествия и др. составляют такой психотерапевтический «оркестр». Его «дирижёром» должен быть сам клиент, заказывающий услуги и выбирающий исполнителей также по принципу гармоничного соответствия себе и своей ситуации. На данном этапе работа с клиентом приобретает характер коучинга.

Этапов А+B+D, как правило, достаточно в рамках психогигиены.

Проработка этапов А+B+С+D даёт устойчивый результат в психокоррекции.

2.4.3. Основные процессы:

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

1. Диагностическая фаза:

2. Коррекционная фаза:

3. Стабилизирующая фаза:

4. Обратная связь

В формате коучинга и тренингов структура сессии/упражнения зависит от конкретного запроса клиента (задачи тренинга).

3. Теоретические и методологические аспекты

Методика основана на следующих основных идеях:

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)

5. Основные отличия от родственных методов

6. Показания, противопоказания и границы применения методики:

6.1. Показания:

В медицинской модели:

По МКБ — 10 позиции F40-F43 в комплексной психотерапии,

По МКБ — 10 позиции E00 — E07 и Е-28 в комплексной терапии.

Психологические трудности в пределах клинической нормы (консультирование):

1. Для тренировки конструктивной коммуникации и построения гармоничных отношений: состояние внутреннего конфликта, хронические конфликты с окружающими — с родителями, детьми, коллегами, одноклассниками, сотрудниками сферы услуг, учителями и государственными служащими,

2. Для улучшения адаптивных стратегий: проблемы с приспособлением к новому коллективу/должности, к новому месту жительства, к смене семейного и/или социального положения (окончание школы/ВУЗа, выход на пенсию), изменению состояния здоровья или стадии развития организма (половое созревание или климактериум — наступление менопаузы и постменопаузы);

3. Для преодоления личностных кризисов, коррекции профессиональной деформации личности, для переработки ситуаций потерь и расставаний.

В качестве развивающей практики (коучинг, тренинги):

1. Совершенствование способности управлять собой — когда есть желание восстановить/ достичь и стабилизировать душевное благополучие, целеустремлённость и созидательную энергию.

2. Желание привнести в значимое социальное окружение зрелые навыки саморегуляции и поведенческие образцы в ролях: отца/матери, мужа/жены, руководителя/перспективного сотрудника.

3. Для развития навыков рефлексии у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

6.2. Противопоказания:

Абсолютные:

Относительным противопоказанием является возраст моложе 7 лет в связи с недостаточностью развитости навыков рефлексии у дошкольников.

6.3. Границы применения методики:

Методика «писхологическая октава» применяется, когда клиентом предъявляется широкая и расплывчатая симптоматика неудовлетворительного психологического состояния, или же его жалоба имеет генерализованный характер — «..мне плохо, просто очень плохо».

Показанием к применению методики является также предъявлением им самим несоответствий и противоречий — «я не тот человек, чтобы так жить...»

Наличие целевых/социально-ролевых/ценностных/смысловых противоречий сложной структуры, часто отягощённых стойким ощущением упадка сил и потерей веры в возможности что-то изменить самостоятельно — также является показанием для применения методики.

Если у клиента наблюдается выраженная астенизиция, признаки психоэндокринного синдрома (сухость кожи, жалобы на потливость, выпадение волос, снижение либидо, головные боли, выраженное снижение/прибавку массы тела, аменорею и т.д) — необходимо работать, в первую очередь, с осознанием влияния нейроэндокринной составляющей на психологическое состояние и над пониманием закономерности и логичности обращения к профильному врачу для специализированной диагностики и медикаментозной помощи.

Если на первый план выходит проблематика, обусловленная изменениями в условиях жизни, статуса и т.д., лучше всего работать на деятельностый компонет «здесь и теперь», гармонизируя его с мыслями, чувствами, социально-ролевым взаимодействием. Возможна продуктивная работа с уогнитивным компонентом — с дуалистичностью ситуациями «здесь и теперь» и «тогда и там», чтобы увидеть, что каждой соответствует и состояние «минора» и состояние «мажора», — во противодействие тенденции к забыванию негативных аспектов — эффекту «розовых очков» к прошлому, обесцениванию настоящего, страху перед будущим.

При работе с детьми — в некоторых случаях, для растождествления вводится, соответственно возрасту, придуманный вместе с ребёнком персонаж — лунный человечек, один из хоббитов, гуманоид-суперандроид, школьник Гриффиндора и т.д., для которого создаётся сценарий сходной жизненной истории. Эмоции, мысли, поведение героя прорабатываются затем по алгоритму «психологической октавы», вместо письменных формулировок составляющих используются образно-творческие формы — пиктограммы, рисунки, звуковые образы, пантомимика и т.д.

7. Использованная литература.

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2000. — 496 с.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение — М:Институт Общегуманитарных Исследований, 2009 — 320 с.
  3. Ассаджиоли. Р. Психосинтез. Теория и практика. сост.-пер. Данченко В., изд.2 испр., доп. К.:PSYLIB, 2002
  4. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии /Пер. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 224 с.
  5. Барц. Э. Игра в глубокое: Введение в психодраму /Пер. с нем. К.Б. Кузьминой. — М.: Независимая фирма «Класс» (Библиотека психологии и психотерапии
  6. Бек А. Когнитивная терапия. / Эволюция психотерапии. Том. 2., М., 1998, с. 304-330
  7. Бек, Д.С. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. — 400 с.
  8. Бердяев Н.А. «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики», Париж: YMCA-Press, s.d. [1939], 224 стр. (Клепинина, №36) 2-е изд. там же, 1972. Переиздано: Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
  9. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей / Т. Г. Григорьева. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. — 171 с.
  10. Друкер, Питер, Ф. Эффективный руководитель пер. с англ.: Уч.пос. — М.: «И.Д. Вильямс», 2007 — 244с.
  11. Завьялов В.Ю. Элементарный учебник дианализа. — Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004. — 416 с.
  12. Залевский Г.В.Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. — Томск, ЦПКЖК, 2002. — 112 с.
  13. Ермошин А.Ф. Геометрия переживаний: конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике. — М.: «Форум», 2008. — 285 с.: ил.
  14. Ермошин А.Ф. Фобии, утраты, разочарования: саморегуляция после травм. — М.: «Форум», 2010. — 272 с.
  15. Изард К.Э. Психология эмоций./Пер. С англ.-СПб.:Питер, 2000,464 с.
  16. Франкл В. Теория и терапия неврозов. Спб.: Речь, 2001. 234 с.
  17. Хорни К. Невроз и личностный рост. Пер. Е.И.Замфир, СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997 К.: PSYLIB, 2006
  18. Чеглова И. А., Красноштейн Е. „Принц, Маг, Король, Воин, Шут — архетипы и ролевые модели в консультировании успешных людей“ Психотерапия: ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. — М.: Литера-2000,2007. — N 7. — С. 12-19
  19. Beer U.Lebenskraft aus Lebenskrisen: Würzburg: Echter, 2000 343 S.
  20. Britton R. Glaube, Phantasie und psychische Realität. Stuttgart: Klett-Cotta, 2001 286 S.
  21. Drees A. Gespräche mit deutungsfreien Phantasien und bindungsfreien Emotionen um Leiden zu entlasten — das Ich zu stärken. Pro Business; 2011 — 432c.
  22. Drees, A., Drees, H.: Prismatische Balintgruppen. Ein methodischer Ansatz für Beratung, Therapie, Supervision und Unterricht. Jahrg. 23,1-2/1997 S. 60-84 Junfermann, Paderborn.
  23. Drees A.Das befreite Ich: ermöglicht die Entlastung von Leidenszuständen und Konflikten, 2012 — 82 с.
  24. Jung, Carl Gustav: Grundwerk C. G. Jung: in 9 Bd. Olten: Walter-Verl., 1990. 303 S.
  25. ru.wikipedia.org.
  26. dic.academic.ru.
  27. ru.wikipedia.org.
  28. dic.academic.ru.

Реквизиты для взаимодействия:

Татьяна Геннадьевна Перц,
Ruwerer Strasse 31
D-54292 Trier
Germany
Fon: +49 (0 )651-6506557
Fax: +49 (0) 651-6506558
Mobil: +49 (0 )1578-3535562
eMail: