ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Комитет профессионального признания и наград. Н.В. Лафицкая.

КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ И НАГРАД ОППЛ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК

(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги.

Название методики: Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ).

Автор методики: Лафицкая Наталия Владимировна, кандидат социологических наук, клинический психолог, профессор РАЕ, почетный доктор наук РАЕ, заслуженный деятель науки и образования, научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, основатель и руководитель кризисно семейного центра «КоВоКа», художник, член международного художественного фонда (МХФ).

1. Определение.

Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ) — полимодальная методика для индивидуальной системной терапии посредством активизации, анализа и проработки образов и эмоций, проявляемых клиентом при работе с камнями.

2. Сущность методики.

— анализ ситуации вначале в режиме «здесь и сейчас — ad hoc», затем в режиме построения позитивного, оптимально приемлемого будущего;

— интеграция и координация когнитивного, эмоционально-образного, метафорического и сенсорного аспектов переживания и анализа ситуации путем осознанного проживания и восприятия себя в режиме «здесь и сейчас — ad hoc»;

— развитие и формирование трансгрессивного мышления и, как следствие, трансгрессивного поведения личности;

Рабочее пространство оборудуется предметами, необходимыми для работы в рамках ОЭЛТ: удобного стола со свободной светлой поверхностью, чаш из поделочного или полудрагоценного камня разных диаметров (не менее 23 см) и цветов. Можно также использовать шары, сферы, полусферы, вазы, овальной или круглой формы блюда. Потребуется также вода, красители воды (красный, синий, зеленый, желтый, черный, коричневый), мелкие камни и поделки из них различных геометрических форм, карточки с названиями предметов и эмоциональных состояний, песок, крупы. Дополнительно используются свечи, ароматы (в аромолампах) и приятная негромкая музыка (мы используем произведения Шопена, Шуберта, Вивальди, иногда Штрауса).

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

1. Интервью

2. Диагностическая фаза (при длительной психотерапии эта фаза может исключаться)

3. Коррекционная фаза

4. Обратная связь

Предварительно клиент заполняет батарею тестов, состоящую из ряда стандартных психологических опросников, а также авторского рисуночного теста, определяющего психоэмоциональное состояние, ряд других рисуночных тестов. Результаты проведенной психодиагностики обсуждаются с клиентом в ходе работы и учитываются при выборе тактики.

3. Теоретические и методологические аспекты

Теоретические основы методики:

— учение об образах и эмоциях, этими образами вызываемых; о влиянии эмоций на поведение, память и соматику человека — К.Э. Изард , У. Джеймс, П. Миллер, П. Фресс, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин и др.;

— лечебное, эстетическое использование камней в различных культурных традициях;

— основы клинической психологии.

Во время диагностической фазы работы выявляются и затем прорабатываются нарушения эмоционально — волевого и/или образно-метафорического функционирования личности:

— снижение «доступа» к образным, метафорическим, эмоциональным, интеллектуальным, волевым ресурсам, отсутствие четких представлений о собственных границах и возможностях личности, необходимых для решения как жизненных задач в формате «здесь и сейчас — ad hoc», так и направленных на перспективу.

— смещение как представлений о самом себе, так и о внутренних и внешних границах собственной личности, нахождение их «не на своем месте», не в своём, чужом, другом пространстве.

— отсутствие коммуникаций между собой и другими, между разными частями собственной личности, потеря ощущения «правильного» времени, нахождение «вне времени».

— вовлечение в мотивы мести и наказания или самонаказания, как мести самому себе.

— искажение собственного «я», утрата чувства самоидентичности.

— угнетение — потеря чувства перспективы, возможности преодоления, свободной воли.

— уход (пассивный или активный) от собственной цельности, излишнее преобладание одной из черт личности (не обязательно патологической), негармоничное состояние, искажение собственных перспектив.

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)

— глубинная психология;

— клиническая психотерапия, психотерапия творческим самовыражением и характерологическая креатология (положение о природной основе поведения человека в целом и креативных стратегий в частности);

— логотерапия (теория смыслов, терапия смыслами и ценностями);

— экзистенциальная психотерапия (И. Ялом).

5. Основные отличия от родственных методов

— в работе используется непосредственное символическое, эстетическое, культурально-обусловленное восприятие камней.

— специальное оформление рабочего пространства, которое способствует формированию ощущения зоны психологической безопасности, включает в себя как пространственные, так и предметные артефакты.

6. Показания, противопоказания и границы применения методики:

6.1. Показания:

В медицинской модели психотерапии:

По МКБ-10: F 00-F -09

F 20-F29 — в период ремиссии

F 30-F 39 — не острый период

F 40 — F 48

F 60-F 69 — исключением является глубокая деменция

F 80-F89

F 90-F98, F 99

А так же состояния после тяжелой утраты (в составе комплексного подхода), сексуального деликта, внутрисемейного насилия, суицидального поведения и состояния предсуицида и постсуицида, выраженного чувства одиночества, внутриличностного конфликта любой природы.

Психологические трудности в пределах клинической нормы (консультирование):

1. Для тренировки конфликтной компетентности: трудные отношения с собой и другими — с родителями, детьми, руководителями и подчиненными, учителями и государственными служащими.

2. Для улучшения адаптивных стратегий: проблемы с усвоением новых знаний, языков, волнение при собеседованиях и экзаменах, приспособление к новой должности.

3. Для преодоления личностных кризисов, коррекции профессиональной деформации личности.

6.2. Противопоказания:

Абсолютные:

— психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;

— глубокая умственная отсталость;

— психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции.

— ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям

6.3. Границы применения методики:

Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ) применяется самостоятельно или в комплексном подходе, когда в проблематике клиента выступают ценностно-смысловые противоречия, особенности личности клиента, мешающих продуктивной духовно-душевной деятельности, или особенности средовых воздействий на него, при которых у клиента нет возможности отыгрывать самостоятельно те чувства и эмоциональные состояния, при которых он испытывает страдания или социально-психологические затруднения различного генезиса, а также состояния когнитивного диссонанса.. Методика зарекомендовала себя в работе с психологическими последствиями сексуального деликта над детьми, а также с жертвами семейного насилия.

7. Основные используемые труды:

  1. Анохин П.К.. От Декарта до Павлова. Триста лет теории рефлекса. — М., 1945.
  2. Анохин П.К.. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. Бюлл. эксп. биол. и мед. — 1948. Т. 26. № 8. — С. 81—99.
  3. Анохин П.К.. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М., 1971.
  4. Анохин П.К.. Системный анализ интегративной деятельности нейрона. Усп. физиол. наук. — 1974. Т. 5. №.5. — С. 5—92.
  5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Люди, которые играют в игры. Что Вы говорите после того, как сказали «здравствуйте». — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 576 с.
  6. Бланк С.М. Минералы исцеляют! Кристаллы и человек — гармония тонких энергий. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 192 с. (Серия «Основы биоэнергетики»).
  7. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: «Академический проект». — 2006. 800 с.
  8. Виллс П. Рефлексология/ Пер. с англ. — М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2003. 144 с.: ил. — (Медицинская энциклопедия).
  9. Гейлд Филлис. Исцеление кристаллами: шаг вперед/Пер. с англ. — СПб.: «Издательство «Диля», 2006. 224 с.
  10. Гоникман Э.И. Ваш талисман (о целебных свойствах драгоценных камней), — М.: Изд. Дом МСП, 2002. 128 с. ил.
  11. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  12. Джеймс У. Эмоции. Электронный ресурс.
  13. Джеймс У. Психология. СПб., 1911.
  14. Дмитриев Г. Стоун-терапия: лечение удовольствием. / Вестник тибетской медицины №15(53), 2008.
  15. Изард К. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
  16. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  17. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И.Ренглера и др. М.: Мир, 1985.
  18. Кривенко В. В., Хмелевская А.В., Потребня Г.П. Лечение минералами: Основы литотерапии. Переизд. — М.: Педагогика-Пресс , 2001. 221 с.: ил.

Собственные работы автора:

  1. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб.: 2011. 270 с.
  2. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Внутрисемейное насилие. СПб., 2013. 278 с.
  3. Лафицкая Н.В. Трансгрессия. Коппинг. Образы. СПб., 2013,300 с.
  4. Лафицкая Н.В. Родительская мудрость. Или психология в афоризмах. Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. 36 с.

Контакты: Лафицкая Наталия Владимировна, e-mail: , тел. 8 (910) 436-32-95

Заключение регистрационной комиссии ОППЛ от 19 .11. 2012 г.:

Представленная Лафицкой Н.В. заявка с описанием методики, а также:

— статьи Лафицкая Н.В. «Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ). История вопроса», Лафицкая Н.В. «Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ). Методология и практика.

— непосредственное наблюдение работы автора экспертами: кандидатом медицинских наук, вице-президентом ОППЛ, доцентом Чегловой И.А., доктором психологических наук, профессором Печерской С.А., профессором военной академии, кандидатом психологических наук Гаах Н.А., доктором философских наук, профессором Семеновой В.Г., позволяют сделать вывод о соответствии методики «образно-эмоциональной литотерапии (ОЭЛТ) требованиям, предъявляемым Профессиональной психотерапевтической лигой к авторским программам.

По итогам обсуждения представленных документов и наблюдения работы с применением методики «Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ)» принято решение выдать Лафицкой Наталии Владимировне Авторское свидетельство Профессиональной психотерапевтической лиги (доказательная регистрация).