ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

На соискание авторского свидетельства ОППЛ. Гребнев. Кристаллизация мышления.

НА СОИСКАНИЕ АВТОРСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЛИГИ

МЕТОД «КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ»

Сергей Андреевич Гребнев, врач психотерапевт, г. Екатеринбург

На декаднике в Екатеринбурге

Основной задачей, стоящей перед нами, была задача помочь зависимому человеку стать свободным от наркотиков. В поиске наилучшего способа воздействия была проделана большая работа. Вначале использовались наиболее известные методы психотерапии, из них выбирались наиболее эффективные, вычленялись лучшие техники и видоизменялись. После чего вновь проверялись, сравнивались, вновь видоизменялись. Требовалось усовершенствовать существующие методы и последовательность работы. Наблюдения за клиентами показали, что изменения становились устойчивыми тогда, когда работа специалиста была приближена с естественным процессом замены одних убеждений на другие. Путаница в высказываниях клиентов, противоречивость их убеждений и взглядов, желание уйти от наркотиков и в тоже время еще один разок принять их, — требовали формирования четкого и ясного мышления у клиента, формирования новых убеждений, способных устранить зависимость. С каждым новым клиентом, с каждым новым наблюдением и анализом, раскрывались все новые ложные убеждения, удерживающие в проблеме. Другой задачей было создание эффекта «стирания» прошлых воспоминаний о приеме наркотика. Для человека свойственно забывать о многих вещах, которые были у него много лет назад. Например, о некоторых событиях, встречах, разочарованиях. Иногда люди забывают о большом периоде своей жизни. Вероятно, память «умеет стирать» события, которые травмировали ее. Наркотики тоже травмируют психику человека. Было бы логично помочь «забыть» об этом периоде жизни. А взамен предоставить возможность жить полноценной, яркой жизнью, для которой они родились.

Но клиенты с наркотической зависимостью удивительным образом «цеплялись» за возможность «последний раз» принять наркотик. Они не желали менять своих привычек, их мало интересовали общечеловеческие ценности. Предстояла сложная задача — не навязать, но изменить (структурировать) их взгляды, восприятие действительности, восстановить ценности и доверие родных, наметить цели, вернуть утраченные навыки. Обычно такая работа занимает очень длительное время — годы. Но в условиях дефицита времени и финансов, да и периодическое и очень не устойчивое желание клиентов — быстрее забыть об этом периоде, требовало поиска очень эффективных и максимально быстрых подходов изменения личности. Была поставлена задача — за очень короткий промежуток времени поменять мышление зависимого человека, создать восприятие наркотических веществ таким, как у людей, отказывающихся от них.

Для реализации этих целей можно было воспользоваться одним из методов когнитивной психотерапии, которая нацелена на работу с иррациональными убеждениями клиента, на понимании причин своей проблемы. Но, к сожалению, ни один из методов (когнитивно-поведенческая психотерапия, РЭПТ и др.) не позволил должным образом приблизиться к желаемому результату. Очень часто вся работа была похожа на басню И. А. Крылова «Кот и повар»: «А Васька слушает, да ест». С другой стороны, прямые и косвенные суггестивные методы были так же малоэффективны. Сочетание двух совершенно разных подходов, а также все лучшее и эффективное из изученных ранее, позволили создать новый метод, отражающий суть процесса — «Кристаллизация мышления» (КМ).

Основными инструментами в нем являются:

  1. Анализ убеждений клиента, удерживающих его в проблеме;
  2. Специально структурированные вопросы, ведущие к созданию концентрации внимания на проблеме (решении, абсурдности утверждений) и быстрому инсайду;
  3. Метафоры, простроенные таким образом, чтобы достаточно быстро показать абсурдность утверждений, новый путь решения проблемы, повлиять на эмоциональную составляющую, способствовать более глубокому переосмыслению;
  4. Позитивное восприятие полученного опыта, как позитивного, так и отрицательного;
  5. Суггестии.

Что бы понять отличия от других методов, обратимся к высказываниям клиентов: «Я думал, что мне сейчас начнут говорить, что наркотики — это плохо, они приносят вред и так далее, а вы просто разговаривали, а я все больше и больше понимал, что пришло время отказаться от наркотика». Другое высказывание: «Сначала я думал, что это сложно перестать думать о наркотиках, но разговор на одну тему естественным образом переходил на другую тему, если бы не было одного разговора, то не было бы и следующего, а потом каким-то образом оказалось, что забыть о наркотиках можно — и это просто. Через месяц я о них уже и не вспоминал». Наиболее типичным было следующее восприятие: «Мы просто разговаривали, и в обычном разговоре Сергей Андреевич не то чтобы убеждал, он просто как-то доходчиво доносил до меня все то, что происходило со мной, а я ему просто доверял. Вот уже второй год я отказываюсь от наркотика». Приведенные выше высказывания и многие другие подобные говорят о том, что работа протекала очень корректно, мысли, к которым подводил их специалист — становились их неотъемлемой частью и, соответственно, служили тем целям и задачам, ради которых зависимые люди пришли. Их высказанное, столь хрупкое и непостоянное желание стать свободным от наркотиков, шаг за шагом укреплялось и приобретало устойчивый характер. Всему этому служил процесс структурирования мышления, изменения взглядов, убеждений, формирование ценностей и целей. Метод КМ — это достойное усовершенствование когнитивных методов психотерапии, но в тоже время имеющий свои особенности и преимущества. В этом методе за счет специально структурированных вопросов создаются условия, при которых формируются новые устойчивые убеждения.

Как и в любом другом, в методе «Кристаллизация мышления» имеется свой инструментарий, своя последовательность работы. А в работе с зависимостями как алкогольной, так и наркотической — свои темы и этапы работы.

Итак, вернемся к инструментарию метода. Но прежде хочется подчеркнуть, что речь будет идти одновременно о двух методах: «Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу» и «Кристаллизация мышления». Причина простая — оба метода создавались в процессе поиска наиболее эффективных и устойчивых методов влияния, включая работу с людьми, имеющими наркотическую зависимость. Во-вторых, эти методы дополняют друг друга, и в реальной практике достаточно сложно бывает отличить один метод от другого. В — третьих, в них очень много общего, хотя есть и различия. На сходствах и отличиях остановлюсь чуть подробнее.

Сходства и отличия двух методов: «Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу» и «Кристаллизация мышления» (КМ).

Сходства:

Отличия:

Ниже будет дана сравнительная оценка метода «Суггестии в состоянии концентрации внимания», ее отличия и преимущества от традиционной и эриксоновской гипнотерапии. А сейчас остановимся на инструментарии методов и их особенностях.

Инструментарий метода КМ.

1. Анализ восприятия реальности.

Эту часть работы можно сравнить с психоанализом. Задача, которую необходимо решить, заключается в выявлении причин, послуживших первичному приему наркотических веществ. Казалось бы, все понятно — это социальные условия, при которых это произошло. Анализировать тут особенно нечего. Необходимо просто узнать, как все произошло — и сделать выводы. Но это не совсем так. Пациенты с зависимостью не глупые ребята, они сами проанализировали все эти вопросы, давно сделали выводы, но, к сожалению, — уйти от проблемы им это не помогает. В чем же тогда загвоздка? В социальной среде, в которой они живут? Большая часть родителей (родственников) зависимого человека считают, что именно в том окружении, где есть наркотические вещества. Поэтому они стремятся переехать жить в другой район города или поменять место жительства на другой город. Очень часто возникает желание надолго положить наркозависимого человека в стационар или отправить в реабилитационный центр-поселение в другой стране. Они считают, что именно длительная изоляция обеспечит длительную ремиссию. На практике это не совсем так. Уезжают, долго пребывают, а когда возвращаются, то многие вновь возвращается к наркотикам. От собственных мыслей изолироваться невозможно, а специалист способен изменить их.

Метод «Кристаллизации мышления» наилучшим способом позволяет вскрыть явные и скрытые убеждения, которые удерживают человека в проблеме. В первую очередь — нас интересуют взгляды и убеждения, сформировавшиеся к моменту первичного приема наркотика и позволившие произойти этому событию у данной конкретной личности. Второе — это те убеждения, которые сформировались в процессе употребления наркотического вещества и способствуют продолжению приема наркотика. Третье — какая система восприятия мира (из пяти изученных), является «запускающей» последующие приемы наркотического вещества.

В процессе работы совместно с пациентом изучаются осознаваемые и неосознаваемые причины употребления наркотического вещества. Анализ проводится таким образом, чтобы пациент сам открывал для себя ранее неосознаваемые причины и находил пути устранения их. К осознаваемым причинам чаще всего относятся: любопытство, интерес, престижность употребления наркотика (в разное время — это разные наркотики), желание получить необычные ощущения. Необоснованную убежденность в возможности отказаться от наркотика в любой момент. Или, «бывших наркоманов не бывает», «наркотик умеет ждать» и другие.

К неосознаваемым причинам можно отнести: взгляды личности, которые удержали человека в круге людей, принимающих наркотические вещества. Отсутствие перспективного видения, неумение воспринимать повторяющиеся события, как закономерные и многое другое.

В компанию, где принимаются наркотики, попадают многие молодые люди, но не все задерживаются в ней. А те, кто задержался, рано или поздно начнут подражать, то есть начнут употребление наркотика. Таковы законы коммуникации, законы неосознаваемого убеждения путем подражания. Или, если хотите, формы внушения. Длительное общение с наркозависимыми людьми формирует соответствующее мышление (систему взглядов и убеждений), а впоследствии — и поведение, позволяющее прием наркотического вещества. Другими неосознаваемыми причинами являются вербальное и невербальное внушения, которые формируются в процессе общения с наркозависимыми людьми и продавцами наркотика. Помимо анализа иррациональных убеждений зависимого человека проводится анализ модальностей, играющих ключевую роль (роль триггера) в запускании процесса многократного приема наркотического вещества.

В процессе изучения стиля мышления клиента, становилось понятным, — прямой вопрос относительно причин, послуживших приему наркотика, стимулирует ответ, который хотят получить от наркозависимого человека окружающие. Наоборот, незаметное изучение убеждений клиента, — позволяет понять истинное положение дел и провести изменения, в которых он нуждается, минуя сопротивление сознания. За счет выстраивания вопросов особым образом и, направляя ход мыслей клиента к многочисленным личным открытиям (инсайдам), формируется и закрепляется новая система взглядов, ведущая к полному отказу от наркотиков. За много лет работы с такими пациентами была разработана и отшлифована система последовательных тем, которые позволяют в короткие сроки проработать и незаметно провести изменения мышления пациента, фактически провести реконструкцию личности, в дальнейшем свободную от приема наркотиков.

Одним из наглядных примеров служит однократная работа с пациентом Евгением из Перми.

Итак, Евгений, 32 года.

Посещает реабилитационный центр в г. Пермь более года. Принимал наркотик с 15 лет. Доза героина доходила до 20 гр. в сутки. 7 лет провел в тюрьме, где наркотик не принимал. Вышел, — старые друзья, прежнее окружение — и через несколько месяцев вновь «попробовал». За год «разогнал» дозу до 5 гр. в сутки, после чего обратился за помощью в реабилитационный центр, где ему помогли с устранением абстинентного синдрома и продолжили работу на полный отказ от приема наркотика. За год посещения центра продолжал периодически принимать наркотик около одного раза в 2-3 месяца по 0,5 грамма. Протекало это следующим образом. Два-три месяца он терпел и отказывался от наркотика, затем терпение теряло свои позиции, желание принять наркотик усиливалось, а через 2-3 дня он принимал его. Первые три часа ему было хорошо, потом в очередной раз возникали проблемы со здоровьем, которые продолжались на протяжении одного месяца. Следующие 1,5-2 месяца, он «восстанавливался», а затем все повторялось. На вопрос: «Что заставляет тебя через каждые 2-3 месяца вновь принимать наркотическое вещество?», — ответ звучал просто: «Друзья». Уточняющие вопросы позволили выяснить следующее: он был уверен, что ему невозможно справиться с этой тягой потому, что круг общения прежний, он принуждает его к очередному употреблению наркотика. А если он отходит от друзей, то появляется чувство одиночества и бесполезность бытия. Поскольку Евгений продолжал нуждаться в компании друзей, а друзья продолжали принимать наркотик, то он был вынужден соответствовать им. В перерывах между употреблениями он пытается быстро заработать деньги, но у него плохо получается. Как он говорит: «Но мои старые друзья зарабатывают такие суммы, и я хочу так же».

Заниматься анализом причин, послуживших началу приема наркотиков в данном случае — только впустую тратить время. Он их все равно достоверно не вспомнит, а если по настойчивой просьбе и вспомнит, то за давностью лет эти воспоминания будут искажены. Но мы об этом не узнаем и будем считать их за истинные причины, работать с ними, тратить время, а значит — совершенно необоснованно тратить деньги клиента. Следует более продуктивно проанализировать его систему убеждений, которая продолжает удерживать его в наркотической зависимости.

Итак, каковы же ложные убеждения моего подопечного? Первое, — это невозможность изменить окружение. Второе, — оно не оглашалось, но подразумевалось — «от наркотиков уйти невозможно, но я очень стараюсь». «Раньше принимал до 20 гр., а сейчас всего 0,5 и 1 раз в три месяца». Третье, — больше похоже на заблуждение и связано оно с тем, что клиент считает, что его личные возможности не отличаются от возможностей его сверстников, не принимавших наркотические вещества, упуская из виду то, что многие навыки, с помощью которых люди добиваются успеха, — утеряны в процессе приема наркотика, либо просто не успели развиться. Четвертое, — ложное убеждение — «я не могу управлять желанием принять наркотик, поэтому, когда оно (желание) возникает, я с ним борюсь, но оно побеждает».

С этими ложными убеждениями нужно работать, так как они являются ключевыми и продолжают удерживать в проблеме. Задавая вопросы в определенной последовательности и, минуя сопротивление клиента, цеплявшегося за эти убеждения, шаг за шагом создавались условия, при которых клиент погружался в размышления, а каждый новый ключевой вопрос побуждал его к изменению прежних взглядов. Через 30-40 минут диалога возникло состояние, которое клиент охарактеризовал как «я запутался». Запутался — это состояние замешательства, и оно как раз говорит об этапе разрушения удерживающих в проблеме стереотипов.

На следующем этапе (сеансе) можно было заняться поиском не только ложных убеждений, но и конструктивных, которые приведут клиента к полному отказу от наркотиков. Но этого сеанса не было и не могло быть, поскольку это была одноразовая и демонстративная консультация. Через месяц о результатах этого сеанса я узнал от его психолога. Они таковы. За первые 10 дней он отказался от ежедневного приема алкоголя, решил бросить курить, поменял номер сотового телефона и удалил телефоны прежних «друзей». Через 20 дней уехал работать из Перми в один из городков края. Выходит, запущенный процесс продолжился и привел к серьезным переменам — и в его системе убеждений, — и его поведении. И это впервые за последние 17 лет!

Для успешной реабилитации недостаточно ответить на вопрос: «Что послужило причиной приема наркотиков?». Необходимо изучить причины, которые не только привели его в компанию зависимых людей, но также закономерно способствовали первичному приему наркотического вещества. Необходимо понять особенности личности клиента, его систему убеждений, сформированную задолго до первичного приема наркотика. Для этих целей разработаны последовательные темы. Для внимательного читателя они частично обозначены в первой части книги, когда речь идет о Пете.

2. Структура вопросов

Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». Вопросы задают все, но не все вопросы дают ответы, ведущие к решению проблемы. В методе КМ отработана оптимальная последовательность вопросов, позволяющая за очень короткий промежуток времени находить ответы, менять убеждения, делать результаты стабильными. Как всегда, сессия начинается с открытых вопросов. Обычно после двух — трех вопросов можно переходить к уточняющим, затем к вопросам, направляющим мышление в желаемом направлении. После того как задается ключевой вопрос, ведущий к инсайду, возникает состояние размышления и поиск ответа на волнующий вопрос. В редких случаях используются закрытые вопросы, особенно когда необходимо устранить сомнения клиента. Это не означает, что другие вопросы не задаются. Их спектр достаточно широкий. Полный список описан в книге с рабочим названием «Кристаллизация мышления — проблем, решений», которая выйдет несколько позднее. В литературе существует описание задаваемых вопросов при решении тех или иных задач. Наиболее хорошо этот вопрос освещен при описании таких методов как когнитивная психотерапия, нейролингвистическое программирование, коучинг. Но ни в одном из этих направлений консультирования не делается акцент на оптимальной последовательности этих вопросов. Задача метода КМ — наикротчайшим путем достичь желаемого результата. Обычно в краткосрочной психотерапии на решение одного вопроса отводится в пределах десяти сессий, а предлагаемый метод позволяет решать вопросы за одну — три сессии. Приведу пример консультации Даши.

Записано на диктофон на семинаре-демонстрации метода «Кристаллизация мышления».

05 ноября 2011г. Консультация длилась 15 минут.

С. А. Даша, расскажи ситуацию.

Даша. Ситуация идет у меня давно, но вот на днях она буквально стала для меня актуальной. У меня не простые отношения с мамой. Я ее очень люблю, она меня любит, но взаимопонимания и нужной мне близости не получается, как я ее представляю между мамой и дочкой. У моей мамы со своей мамой отношения точно такие же. Из-за моей работы у меня с мамой возникают постоянные конфликты. Я заканчиваю вуз, я знаю, чего хочу, я планирую работать, ну там все у меня… ну, план мой есть, но для них этот план такой далекий, им надо что-то сейчас. А сейчас, у меня бывает по-разному. Я думаю заниматься тем, чем я хочу. Основные конфликты происходят. Если я с мамой поделюсь чем-то негативным, то она все время вспоминает мне эту ситуацию, и говорит: «Что вот с этим не можешь определиться и с тем». Ну, в общем, я вот этим, так скажем, неверием в меня, что я могу добиться того, чего хочу. Хотя, она, в принципе, знает, что я умею и у меня получается. Вводит меня с такое жуткое состояние. Т.е. я испытываю негативное состояние, начинаю плакать и, это единственный момент, который сильно меня выщёлкивает. Т.е. я могу маме только о хорошем говорить, но, мне все равно хочется поделиться какими-то сложными ситуациями и, какую-то поддержку получить. А ее никогда не могу получить, потому что получаю упреки, типа: «у тебя так всегда». Вот мне бы хотелось разъединиться с такой ситуацией, на подобные вещи реагировать спокойно. Когда я работала и говорила с ней только о хорошем, тогда у меня с ней было все хорошо. Но у меня сейчас не простая жизненная ситуация, необходимо, чтоб она знала, что в жизни происходит, при этом, если вдруг что-то случится, чтоб она в курсе была. И снова я услышала в свой адрес. И у меня несколько дней такой осадок, они должны приехать ко мне в гости в воскресенье. И я даже не знаю как себя вести, так чтобы было комфортно.

С.А. Даша, скажи, пожалуйста, ты сказала, что был момент, когда ты налаживала с ней отношения. Что происходило в этот момент?

Даша. Ну, в этот момент мы говорим с мамой о моих достижениях, о положительных вещах, о моих положительных эмоциях, о том, что у меня все хорошо. И тогда у нас с ней взаимопонимание. Она там радуется: «Дашенька, ты молодец!». Стоит вот что-то другое сказать, всё. Т.е. мне надо отслеживать свою речь и то, что мне надо сказать ей из информации, и количество этой информации.

С.А. Я правильно понимаю, что когда она приедет, а ты ей будешь говорить только о хорошем, то никаких конфликтов не будет?

Даша. Да.

С.А. А есть что-нибудь такое, что ты можешь сказать ей, важного такого, из-за чего может быть конфликт?

Даша. Чего-нибудь такого? Ещё это может быть какая-нибудь новая идея, сама могу сделать, я хочу сделать какой-нибудь проект, или еще чего-нибудь, она сразу начнет: «А ты сейчас опять начнешь и не закончишь...» Т.е. радость только тому, что уже произошло, т.е. сейчас хорошо.

Комментарии С.А. для курсантов. Я сейчас хочу показать разницу в вопросах:

Допустим, что вы специалисты по психодраме. Вероятнее всего, вы задали бы такой вопрос: «Зачем тебе надо говорить что-нибудь ей плохое?». Как вы думаете, какой ответ получили бы?

Даша. Я просто начала думать над вопросом «Зачем мне надо говорить плохое?» Я все время об этом думаю и не могу ответить.

С.А. Я хочу сказать, что не зависимо от того, зададим мы этот вопрос или нет, люди сами его себе задают. И этот вопрос для них действительно тупиковый. Если мы тоже пойдем по этому пути, то будем плутать долго, так как начнем ворошить прошлое. А там, в прошлом, у каждого из нас есть что вспомнить. Это консультирование на долгие часы.

Извините, что прерываю, для того чтобы показать разницу в работе. Надеюсь это вам нужно, и вы пришли ради этого.

Помните, какой вопрос я вам задал?

Первый вопрос касался опыта, который делал отношения с мамой комфортными. Даша рассказала свои точки зрения.

Второй вопрос: есть ли что-то такое, что ты хотела бы рассказать маме, но это приведет к конфликту?

Даша. Может привести к конфликту мои новые идеи. Например, я хочу сделать такой-то ремонт, но она сразу начинает, ну как же так, ты такой ремонт не сможешь, заработать на такой ремонт не сможешь. А я просто размышляю вслух, чего мне хочется.

Продолжение консультации С.А. Даш, ты заранее знаешь о том, что эта мысль может привести к конфликту, я правильно понимаю? А ты можешь не высказывать свою подобную мысль?

Даша. Могу, но тогда я не знаю о чем с мамой разговаривать? Так звонить, дежурные звонки: «Мам как дела? У меня все хорошо, у меня тоже...», — меня это не устраивает, мне хочется общаться.

С.А. Ты только что сказала, что когда ты делишься позитивно, то тогда все хорошо.

Даша. Ну да. Ну, у меня не каждый день все хорошо. Мы раз в неделю с ней созваниваемся, я, конечно, думаю, фильтрую информацию, но, тем не менее, происходят ситуации, когда я все равно начинаю говорить о таких вещах, о которых нам с ней говорить нежелательно.

С.А. И к чему это приводит, ты знаешь?

Даша. Да, к конфликту.

С.А. Тогда, естественно у меня вопрос: Ты этого результата ждешь?

Даша. Нет.

С.А. Даш, что ты можешь сделать другого для того ЧТОБЫ и рассказать о своих планах, и не прийти к конфликту?

Даша. Что другого? Я так поняла, почему я это делала: у меня есть такая бессмысленная надежда, что «Она же мама, все равно она может как-то по-другому, она же знает...». Ну, я еще знаю такую практику, что ее нужно к моим новым идеям готовить потихоньку, т.е. выдавать порционно. Например: не глобальный ремонт, а, например, с ванны, потихоньку. Тогда это тоже работает.

С.А. Тогда это не приведет конфликту?

Даша. Ну, о плохом 100% говорить нельзя.

С.А. А есть необходимость это говорить?

Даша. Иногда бывает.

С.А. В чем проявляется? Чем мама в этих ситуациях сможет помочь тебе решить это плохое?

Даша. Ну, мама ничем не может помочь, но мне бы хотелось, раз это мама, то получать от нее безусловную поддержку.

С.А. Тебе бы хотелось ВООБЩЕ получать поддержку. Ну, она у меня есть со стороны друзей, близких мне людей, моих коллег. Но тем, не менее, я от мамы никогда не получала, но мне всегда этого очень хочется, и я из раза в раз на это натыкаюсь! Одно и то же продолжаю делать. Я осознаю, что это некий замкнутый круг. Дальше только может быть хуже. Вот как-то выйти из этого?

С.А. Мне бы очень хотелось, чтобы ты разорвала этот круг, и совершила это прямо сейчас.

Даша. Мне бы тоже хотелось этого сегодня, потому что мама приезжает завтра. Хочу, что бы всем было комфортно.

С.А. Что для этого ты готова сделать?

Даша. Я даже не знаю. То, что нужно, наверно. Ну, внутренне я готовила себя к какому-то внутреннему разъединению: просто решить для себя и так больше не делать. Если нужна поддержка, то искать ее в другом месте, у других людей.

С.А. Хорошо, что ты можешь сделать такого, чтобы не искать поддержки от мамы?

Даша. Тут ко мне пришла мысль, что, наверное, нужно больше обращаться к себе, и я же доверяю себе, я же знаю ценность своим действиям и своему труду, который я прикладываю. (Даша погрузилась в размышления на 5-10 секунд и ее никто не прерывал).

Комментарии С.А. Даша сейчас сказала очень важную фразу: «Ко мне пришла мысль...». Она погрузилась в размышления всего несколько секунд. Вопрос, который я задал, заставил ее войти в это состояние и найти решение, которое для Даши, вероятно, должно быть очень комфортным. Потому что оно приведет к тому результату, которое она ждет. Вот эту комфортную мысль я каким-то образом должен поддержать, потом немножко чуть-чуть развить и укрепить её в Даше. И в этом моя задача и состоит. Естественно сначала помочь найти, а не подсказать ей эту мысль. Сделать так, чтоб Даша сама нашла.

Даша. Я вот сейчас слушала. По-моему мнению, человек ищет поддержку, когда не хватает собственных ресурсов. Это значит, мне нужно найти в себе ресурсы, силы, и я знаю ценность тому труду, который я прикладываю, свои претензии на реализацию своих планов, тогда вот мамина поддержка будет не нужна.

С.А. Ты знаешь, ты сейчас сказала одну очень хорошую мысль (тембр голоса консультанта поменялся, стал низким и спокойным, клиентка погрузилась в более глубокое состояние транса). Ты пришла к такому возрасту, что у тебя есть свои ресурсы, о которых мама еще не знает, поэтому она относится к тебе как к маленькой. Она еще не знает, чего ты можешь добиться. Увидев твои достижения, она поймет, что ты выросла!

Даша. Ну, да. Я поняла! Что нужно делать, стараться опираться на себя. Пришло то время когда я могу опираться на себя, на свои ресурсы. Спасибо!

С.А. Пожалуйста. Сколько мы занимались? 15 минут! Даша, как долго ты не могла решить эту задачу?

Даша. Сейчас мне 26 лет, значит около 12 лет, так как уже в 14-ть лет были подобные проблемы.

Из переписки с Дашей. 19 ноября 2011

Добрый день, Даша.

Мне интересно знать, как ты отреагировала на приезд мамы после нашей работы?
Буду благодарен за подробный отчет.

20 ноября 2011.

Добрый день, Сергей Андреевич! Наша встреча прошла великолепно. Мы еще вечером с мамой очень хорошо поговорили по телефону, а когда приехали все родственники (мама, ее муж, бабушка и дедушка), то я сидела в семейном кругу и разговаривала с ними из состояния любви и собственной ценности. Даже мама стала меня поддерживать и доверять мне. Я нашла в себе тот ресурс, на который могу опираться (это все мои достижения и опыт). Так что теперь я сама могу спокойно реагировать на любые замечания в свой адрес. Я приобрела уверенность в себе и самостоятельность, потому маме незачем меня упрекать в чем-то. И даже впервые мама отреагировала с радостью и заинтересованностью на мою просьбу помочь мне с поиском испытуемых для диссертации и сейчас помогает в этом. Огромное Вам спасибо!
С уважением, Дарья

20 ноября 2011.

Спасибо, Дарья. Рад за тебя!

Даша, у меня возник вопрос к тебе. За счет, какого механизма (ов) произошли изменения в тебе после сеанса?

20 ноября 2011.

Даша.

Мне кажется, помогло трансовое состояние. Ответы и решения пришли изнутри. Я увидела и поняла, что веду себя как маленькая девочка, а пора уже давным-давно быть на позиции взрослого. То есть увидела видение ситуации, ответ на вопрос почему, проанализировала свое поведение и выбрала позицию взрослого, а на следующий день ее закрепила в действии. Примерно так.

Услышать ключевой запрос — самая сложная задача. От него зависит направление мышления консультанта и соответственно клиента. Пациенты часто путаются в своих мыслях, переходя от эмоций к логике, причем не к самой верной, и обратно. От правильно заданного ключевого вопроса зависит — пойдет консультирование наикротчайшим путем или зигзагами, заставите вы задуматься человека или нет. Начнет он искать ответ и менять свои убеждения или нет. Произойдут изменения в нем или нет. Откажется он от наркотиков на всю оставшуюся жизнь или нет. От ключевого вопроса зависит успех проводимой работы. Много раз приходилось задавать вопрос курсантам — профессионалам: «А какой запрос был ключевым?», — и каждый раз получал самые противоречивые ответы.

Конечно, в схеме задавания вопросов могут быть изменения и дополнения. К примеру, могут быть провокативные вопросы, закрытые, редко альтернативные и много других. Но основная структура описана выше. Главная задача консультанта — самому не отвлекаться от выбранного направления движения и в тоже время следовать за клиентом, его мышлением.

3. Использование метафор

Метафора является неотъемлемой частью любого психотерапевтического процесса и любого общения людей. В любой компании вы можете услышать истории, притчи, пословицы, поговорки. Некоторые из них запоминаются надолго и даже иногда влияют на дальнейшую жизнь. Роль метафор в формировании процессов мышления и поведения, была известна с древних времен. Ими пользовались знахари и шаманы. На протяжении веков народами всего мира слагались сказки, притчи, былины, легенды, басни. Они очень доступным и простым языком рассказывают нам о добре и зле, о том, что приветствуется в обществе, а что порицается, каким образом стоит поступать в той или иной ситуации. По сути, они являются очень мощным инструментом в воспитании человека, формировании его мировоззрения, базовых убеждений. Не последнюю роль в этом процессе играют пословицы, поговорки, а зачастую — и анекдоты. Метафоры позволяют сделать сообщения для пациента более наглядными, более простыми и понятными. Они лучше запоминаются и дольше работают, чем обычные логические объяснения. Метафора дает возможность передать мысль быстро, ярко и образно. Например, можно очень долго рассказывать о противоречиях между родителями и их ребенком, зависимым от алкоголя или наркотиков, а можно просто напомнить басню Крылова «Лебедь, рак и щука». И все сразу понимают, о чем идет речь. Или, на возражение родителей о том, что они много раз ему говорили о вреде наркотиков — и это не помогает, напомнить строчку из другой басни Крылова: «А Васька слушает, да ест».

Поскольку человек склонен проецировать на себя, свою жизнь — жизненный опыт других людей, то какая-либо рассказанная история может служить примером для подражания. Этим приемом часто пользовался Милтон Эриксон, рассказывая своим пациентам истории людей, похожих на клиента, со схожими проблемами, и о том, как они поступали в этих ситуациях. Ключевыми моментами являлись: а) схожесть клиента с придуманным персонажем, б) схожесть их проблемы, в) неординарное решение проблемы клиента, г) невербальный акцент (жест, мимика, тон голоса) на способе решения данной проблемы. Это может быть ваша личная история, главное — это ее достоверность, в которую поверит клиент.

В позитивной психотерапии, созданной Носсратом Пезешкяном, как иносказательный метод используются притчи Востока. Они привносят элементы мудрости в психотерапевтический процесс, дают возможность посмотреть на ситуацию иначе, по-другому, подсказывают, что нужно делать, как поступать. Одной из моих любимых притч является рассказ под названием «Сон восточного царя», которую я услышал на одном из семинаров по позитивной психотерапии от Носсрата. Я не буду ее пересказывать полностью, так как эту притчу можно прочитать в книгах Н. Пезешкиана, либо в моей книге, посвященной методу «Кристаллизация мышления». Скажу только ключевую фразу: «Важно не только, что сказать, но и как сказать!». Эта притча очень хорошо подходит ко многим случаям жизни, включая отношения между зависимыми и созависимыми людьми.

Вообще, — все истории, сказки, притчи и тем более анекдоты, — создаются для высказывания основной мысли, которую хотел донести до нас автор. Ключевая фраза, ключевая мысль — это сконцентрированный опыт народа. Правда, в народных сказках, в сказках для детей можно встретить несколько ключевых моментов, которые стараются донести до нас ее создатели. И хотя в памяти сохраняется вся история, сознание «цепляет» только актуальные моменты, на которых делает акцент рассказчик, либо слушатель. За слушателем остается право «примерить» ситуацию к своей проблеме. Для примера возьмем всем известную сказку о Снежной королеве. Таких акцентов может быть несколько. В эпизоде с «похищением» Кая можно задуматься о том, с кем и куда ты собираешься. В эпизоде с молоденькой атаманшей, которая отпускает Герду, можно поразмышлять о силе добра. А в финальном эпизоде, когда у Кая «растапливается» сердце с помощью Герды, можно говорить о силе любви. Обычно человек делает акцент на одном-двух моментах. Вся остальная история служит только подготовкой к внедрению ключевой мысли. Короткие притчи, басни и, особенно, пословицы и поговорки, сказанные к месту — играют более значимую роль в психотерапевтическом процессе, чем сказки.

Метафорическое влияние, помимо обсуждаемой проблемы, используется во многих других ситуациях: для мотивации, для скрытой критики, для побуждения к каким-либо действиям, а также в управленческом общении и в переговорах.

Встают закономерные вопросы: «Почему метафоры являются эффективным способом влияния? И каким способом лучше всего выстраивать метафоры?». Отвечая на первый вопрос, можно придумывать разные теории, но каковыми бы они ни были, — главное заключается в том, что мышление у людей устроено так, что существует логическое восприятие действительности и — образное (метафорическое), которое может быть достаточно парадоксальным и лишенным всякой логики. Причем, второе считается более древним, нежели, чем логическое, а отсюда — более «влиятельным». Метафоры позволяют образно демонстрировать привлекательный для человека вариант действий, иногда сравнивая его с противоположным вариантом. Восприятие неверных решений, поступков логическим мышлением обычно воспринимаются негативно (и всегда находятся оправдания), а посему не принимается как инструкция к изменению этого поведения. Метафора позволяет «обойти» логическое мышление, «принять» негативную информацию абстрактно, а не применительно к себе. Здесь более приемлемо выражение «впитать информацию» — без всякого рода оправданий, «замещений», «вытеснений» и так далее. И если человек позитивно отреагировал на метафору и, тем более, соглашается с ней (она соответствует некоторым его внутренним убеждениям), то он с большим удовольствием внедрит это в свою практику, потому что считает это своим открытием. Вот такой парадокс восприятия. И еще один момент. Метафорическая история предоставляет свободу выбора для личности, дает ему возможность вносить туда свои детали, вносить коррективы. Если клиент и начинает анализировать рассказанную историю или притчу, то это только лишь способствует развитию его мышления, расширению круга мировоззрения, новому восприятию мира, а также служит примером для подражания, либо позволяет отказаться от неких действий.

Отвечая на вопрос: «Каким способом лучше всего выстраивать метафоры?», — можно сказать о следующем.

  1. Рассказываемая история должна быть похожей на ситуацию клиента и актуальна для него в данный момент.
  2. Нести определенную смысловую нагрузку.
  3. Демонстрируется либо «правильный», либо «неправильный» сценарий действий. В редких случаях и тот, и другой.
  4. История должна быть достаточно яркой и запоминающейся, понятной и умеренной по объему. Идеальный вариант — одна история, один простой и понятный вывод.
  5. Метафора должна возвращать клиента к ее обдумыванию на протяжении не одной-двух минут, а нескольких дней.
  6. Лучше всего, если история очень короткая, красочная и емкая по содержанию.
  7. Если эта история из вашего опыта, то она должна быть максимально правдивой, а рассказывать ее необходимо очень искренне.
  8. Метафора должна просто «оседать» в сознании без вытеснения и замещения.
  9. Вывод обязательно должен сделать слушатель, а не рассказчик.
  10. Позволяет переосмыслить некоторые события или поступки в своей жизни.
  11. Позволяет изменить некоторые убеждения.
  12. При необходимости рассказываемую ситуацию можно: а) довести до абсурда; б) можно упростить ситуацию; в) продемонстрировать закономерности; г) сравнить с подобными другими ситуациями.

Вот один из примеров такой работы.

Иван, зависимый от алкоголя. 43 года.

— Она колдунья, она хочет моей смерти.

— Кто?

— Новая жена моего отца.

— ?

— У нас и так с отцом после смерти моей мамы отношения испортились, а тут еще она вмешивается в наши отношения.

— А причем тут колдовство?

— Она нарочно закопала мою фотографию в могиле матери. Я сам ее оттуда достал, совершенно случайно увидел, когда убирался на могиле.

— Почему ты думаешь, что это она сделала? Отец не такой, он не мог. Да мы всегда с ней ссоримся. Она даже как-то сказала, что б я сдох.

— И почему так сказала?

— Да выпивший я был и сказал ей, что она охотиться за деньгами отца.

— Как нужно разозлить человека, что бы он сказал это вслух и прямо в глаза? Твой отец жаловался на то, что ты часто и много пьешь спиртного, просто спиваешься.

— Врет он все — сказал Олег с явным раздражением.

Реакции Олега и его внешний вид говорили о том, что он часто и много выпивает. А его отец рассказал, как Олег много раз кодировался от алкогольной зависимости, но его хватало только на месяц, не более. Итак, уже много лет.

— Значит, говоришь она колдунья?

— А кто же еще? Она хочет моей смерти.

— Странно это слышать от тебя. Ты обижаешь пожилую женщину и отказываешь ей плохо думать о тебе, но то, что сам при этом желаешь себе быстрой смерти, в расчет не идет?

— Как это?

— Ты думаешь, что запои способствуют долгой и счастливой жизни?

— ………………….

Долгое молчание.

— Но она же колдовала.

— Ты знаешь, это не более чем простой ритуал обиженного человека, который реального вреда принести не может. Ты же с регулярной завистью колдуешь над рюмкой. Это существенный подрыв здоровья и более реальный повод быстрее умереть.

Опять долгое молчание.

Как часто бывает в психотерапии, важно «нажать на нужную точку». Иногда она бывает болезненной, но не всегда. Но в любом случае эта точка, которая должна принести изменения в личность и способствовать отказу от алкоголя и значит облегчению состояния. Критерием правильности выбора этой точки служат изменения, которые происходят в личности. Для того, что бы эту точку(и) правильно найти, существует метод кристаллизации мышления.

Это была однократная консультация. Но запомнилась она тем, что его отец пришел через пару лет и спросил, что такого сделали с его сыном и он отказывался от алкоголя так долго. Но сейчас вновь начал принимать его, поэтому он беспокоится и боится, как бы тот не спился вновь.

4. Концентрация внимания

Хорошо структурированные вопросы, ключевой вопрос, правильно простроенные метафоры — все это в процессе общения на актуальную для клиента тему приводит к концентрации его внимания, к структурированию мышления. В момент концентрации внимания человек погружен в свои размышления, он может практически не замечать окружающих его людей, не слышать посторонние разговоры. При этом он не засыпает, а просто размышляет, находит новые для себя решения, пересматривает прежние убеждения, находит компромисс. Возникающие при этом феномены: положительные или отрицательные иллюзии, изменение частоты дыхания и другие можно сравнить с гипнотическим состоянием.

Для лучшего понимания позволю себе остановиться на некоторых феноменах гипноза. В гипнотерапии, необходимо различать два момента. Первый — это гипнотическое состояние, в котором находится человек, с его многочисленными феноменами. Второе — это внушения (суггестии). Гипнотическое состояние характерно практически для всего живого на земле. В него входят люди и животные — это уже доказано экспериментами. Не удивлюсь, когда узнаю, что в него входят и насекомые. Человек, находящийся в состоянии гипноза, может даже не знать об этом, но наблюдаемые феномены четко сигнализируют специалисту о стадии и глубине этого состояния.

Основными признаками гипнотического состояния считаются следующие феномены:

  1. Анальгезия и анестезия — в состоянии гипноза спонтанно или с помощью внушений происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению, температурным раздражителям вплоть до полной нечувствительности любого участка кожной поверхности или слизистых оболочек.
  2. Гиперестезия — повышенная чувствительность к раздражителям, действующим на органы чувств.
  3. Каталепсия (или восковая гибкость) — состоит в том, что загипнотизированному человеку можно придать любую неудобную позу, и он будет сохранять ее без каких-либо усилий.
  4. Регрессия и прогрессия возраста — загипнотизированному человеку можно внушить, что его возраст значительно меньше или больше настоящего, и он будет вести себя в соответствии с выбранным возрастом.
  5. Галлюцинации — позитивные, когда в состоянии гипноза человек видит то, чего нет, и негативные — когда не видит то, что есть.
  6. Амнезия (забывание) — после выхода из транса человек полностью или частично не помнит о том, что происходило во время транса.
  7. Гипермнезия — повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различного возраста. Особое значение это приобретает во врачебной практике при актуализации забытых травмирующих переживаний детства, послуживших основой для развития болезненных явлений. Таким образом, выявляется причина расстройств, и далее в процессе гипнотерапии наступают перемены.
  8. Парамнезия — ложные воспоминания, гипнотик живо описывает пожар, автомобильную аварию, конфликт... что-то, чего на самом деле не было. Даже события до своего рождения.
  9. Диссоциация — этот феномен проявляется в способности субъекта отделить себя от ситуации, человек начинает видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.
  10. Искажение времени — у каждого человека есть биологические часы, которые способны оценивать время с удивительной точностью. В соответствии с содержанием гипнотических внушений каждая минута актуального времени может субъективно оцениваться как 10 минут и наоборот, 10 минут объективного времени могут восприниматься как 1 минута.

В своей практике я наблюдал дополнительные эффекты, которые не встречал в ранее прочитанной литературе:

  1. Параллельное мышление. Человек может отслеживать одновременно изменения в своем теле и проживать свои воспоминания как реальные. Либо находиться в состоянии гипноза, проживать свои воспоминания и одновременно делать записи на бумаге.
  2. Предвидение внушений. Некоторые исследуемые сообщают о том, что внушения следовали после того, как они уже знали о них. Их размышления предшествовали внушениям и совпадали с проводимыми внушениями.

По внешним признакам состояние концентрации внимания больше похоже на размышления, когда человек задумался о чем-то важном для себя! Как правило, это состояние продолжается несколько секунд, но внутри его происходит большая и очень важная работа. Задача профессионала не только отследить этот процесс, но направить его в необходимое и полезное для клиента русло. После окончания размышления взгляд становится более живым, активным. Клиенты сразу вступают в диалог. Свое состояние они характеризуют, как комфортное размышление, в котором нашли свое новое решение или видение сложившейся ситуации. При этом они считали, что сами нашли для себя новую (редко предложенную им) мысль и утверждали: «да я понял», «я пересмотрел», «меня осенило». Хорошо проведенная работа по формированию концентрации внимания за считанные секунды приводит к озарению (инсайду), получению ответа на решаемую задачу. В этот момент обычно определяется суть самой проблемы (кристаллизация проблемы — термин, заимствованный у В.В. Макарова), находится оптимальное, а иногда и гениальное, решение (кристаллизация решения), формируются цели и пути их достижения.

5. Суггестия

Как уже говорилось выше, внушения в состоянии гипноза во многих случаях и при определенных условиях достаточно эффективны. Но наркотическая зависимость отличается от многих других проблем (заболеваний). Проведенные внушения в гипнотическом состоянии пациентам с наркотической зависимостью сохраняются всего несколько дней. Возникает естественный вопрос: «Как сделать так, чтобы внушения (суггестии) работали продолжительное время — год и более?».

Внушая человеку, что наркотик — это плохо в обычном состоянии сознания, мы рассчитываем на то, что нас услышат и поверят. Обычно слышат, но! Возникает огромное количество внутренних возражений, оправданий, рациональных объяснений и много другого, что продолжает удерживать человека в проблеме. Не всегда человек может вам рассказать, что именно удерживает его в этой проблеме, но всегда найдет объяснение. Такой рациональный подход не продуктивен, поэтому стараются прибегнуть к другим вариантам, например — запугать, повлиять через эмоциональные реакции. Самая мощная — это негативная реакция на смерть, на серьезные болезни и так далее. Именно такими приемами пользуются шарлатаны: «На вас лежит заклятие (сглаз, карма и так далее)!» — это работает на обычных людях. Наркозависимые практически все это игнорируют.

Тем не менее, зависимые люди приходят к специалисту именно за гипнозом. Они убеждены, что именно в этом состоянии им внушат отвращение или безразличие к наркотикам. Специалисты охотно идут на проведение сеанса гипноза по двум причинам. Первое, — по не знанию, что наркозависимым людям прямые или косвенные внушения практически не помогают, а иногда провоцирует на его прием. Даже не смотря на самую изощренную технологию, как традиционных методов, так и эриксоновской гипнотерапии. Какую технологию мы ни выбрали бы, в любом случае будем внушать человеку, как нужно поступать, что делать. Клиент ждет этих внушений, но, к сожалению, не всегда готов принять. Связано это с тем, что в его системе восприятия мира (текущей ситуации) предлагаемое утверждение не всегда согласуется с его убеждениями, сформированными данной зависимостью. Второе, — даже, если специалист знает о не продолжительном действии внушений, то проводя сеанс, рассчитывает на силу верования клиента в гипноз.

Опыт подсказывал — необходимо создать условия, при которых человек сам находил аргументы в пользу полного отказа от наркотиков, без наших убеждений, так и без наших прямых внушений. Наблюдая за естественным процессом замены одних убеждений на другие, было обнаружено, что он имеет несколько стадий. После чего, новое убеждение становится устойчивым, а человек согласует свое поведение с новым убеждением. Многолетняя практика подсказала — суггестия лучше всего работает, когда она закрепляет новые убеждения клиента, к которым он пришел сам. А метод КМ позволяет создать условия, при которых клиент быстро меняет свои взгляды, подводит к собственным «открытиям», к изменению иррациональных убеждений. Суггестии (внушения) проводятся после того, как клиент пришел к новым убеждениям, они только закрепляют, «цементируют». Для того, чтобы это эффективность работы была максимально высокой, создается состояние концентрации внимания. Эффективность такого подхода оказалась много выше, чем при традиционном или эриксоновском гипнозе. К тому же, такая работа стимулирует клиента многократно возвращаться к обдумыванию обсуждаемой темы или новой мысли на протяжении нескольких дней после сеанса. Все это способствует формированию нового устойчивого убеждения, новому видению и восприятию проблемы.

Таким образом, метод «Кристаллизация мышления» стал ключевым в работе с наркотической зависимостью. Поскольку основной задачей является — устранить и изменить убеждения, приведшие к употреблению наркотических веществ, сформировавшихся в процессе их употребления и удерживающих в этой зависимости, то необходимо сформировать новые убеждения и новые поведенческие реакции, которые позволят стать совершенно свободным от наркотиков человеком. Этот процесс можно назвать — структурированием мышления или создание позитивного и конструктивного мышления

Автор. Гребнев С. А. врач-психотерапевт. г. Екатеринбург
тел. 8 (912) 242-41-42, www.doctor-grebnev.com, .

Метод «Кристаллизация мышления» был создан в результате длительного поиска эффективных и устойчивых способов воздействия на людей зависимых от психоактивных веществ. Этот метод оказался наилучшим в изменении мышления зависимого человека, а также в быстром поиске оптимальных решений.

В статье раскрываются особенности инструментария метода, приводятся примеры его использования.

Из книги С. А. Гребнева «Наркотическая зависимость. Психотерапия или … структурирование мышления?» 2013г.