ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ. Путевые заметки. Экспедиции — больше чем туризм.

О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

В.В.Макаров
Экспедиции — больше чем туризм.
Неспособных выйти за пределы бытового комфорта просим не беспокоиться!

Путевые заметки ХIV научно-практической, психотерапевтической экспедиции Профессиональной психотерапевтической лиги в Индию (Выдержки).

«Медитации и духовность Гималаев»

Храмы и монастыри индуизма, Трон Соломона, предполагаемая могила Иисуса Христа, знаменитые мечети мусульманства, восточная роскошь отелей на озере Дал, паломничество в пещеру бога Шивы, в самом северном штате Индии Джамму и Кашмир.

15-25 июля 2011 года

3 день, 17 июля, воскресение.
Ещё до рассвета в 4 часа из храма Трон Соломона зазвучало божественное пение. Мы знаем, что поющие желают счастья и благополучия всем людям, животным, птицам, растениям. В предрассветной тишине пение как бы стелилось над водой озера, создавая удивительное ощущение покоя и гармонии мира. Утро выдалось прохладным и туманным. Мы разместились в наших лодках и отправились на лодочный базар. Этот плавучий базар работал каждый день до восхода солнца. Сюда приводили овощи с плавучих огородов озера. Чудесные, свежие овощи перемещались их лодки в лодку. Оптовые покупатели делали закупки для магазинов и лавочек и увозили доверху гружёные лодки, едва не зачерпывающие бортами озёрную воду. Вдоволь насмотревшись на торговлю, мы отправились на лужайку, возле наших отелей. Здесь мы занимались йогой. А. В. Сингх сообщил нам, что йога это соединение человеческого духа с истинным божественным духом. Йога создана более пяти тысяч лет назад. Её автор Патанждели. В странах Запада и в России получила распространение в основном хатха-йога. В Индии всё более популярной становится восьмичастная йога. Йога не является религией — это образ жизни. Затем мы занимались хатха йогой и медитацией.

После завтрака сели в лодки и отправились на пристань, где нас ждал автобус. Поехали к предполагаемой могиле Иисуса Христа. В эту экспедицию город почти все дни был открыт для посещения. Наш сопровождающий сообщил, что всякая съёмка исключена и договориться о посещение могилы было очень трудно. Мы вышли из автобуса и отправились к могиле. За несколько десятков метров до неё, на повороте улице расположена лавка торгующая бараниной. Висели бараньи туши, продавец обслуживал двух покупателей. Присутствующий здесь же хозяин лавки сообщил нашему провожатому, что нам не следует подходить к могиле. Ранее именно он говорили, что подойти можно, а вот фотографировать нельзя. Тут же подошедшие мужчины так же настоятельно требовали, чтобы мы не подходили. Нам оставалось свернуть за угол и пройти каких — то несколько метров. Наш провожатый резко остановился и повернул назад. Когда мы подошли к нашему автобусу, наш провожатый объяснил, что люди охраняющие могилу сообщили ему о том, что это мусульманская святыня, не имеющая отношения к христианству. Они так же сообщили, что приезжал английский археолог, с намерением провести раскопки. Это возмутило местных жителей, мусульман.

Мы погуляли по старому городу, купили экзотических овощей и фруктов и уютно разместившись в нашем автобусе отправились к суфийскому оракулу.

Выехали из старого города. Дорога шла возле озера по богатым новым кварталам, состоящих из частных вилл и садов. Подъехали к знакомому забору. Возле него с шумом бежал горный ручей, питая влагой и создавая прохладу. На территории усадьбы оракула прибавилось два больших дома. Весь комплекс теперь состоял из мечети и трёх домов. Из репродукторов мечети далеко разносился женский голос, призывающих правоверных к намазу. Я впервые слышал призывы женщины муэтзина. В одном из новых домов оракул принимал прихожан. Теперь принимал не только он. Очередь из желающих была и к его жене. Мы виделись два года назад. И за это время оракул резко постарел. Когда он говорил, то излучал оптимизм и даже детскую радость жизни. Когда же он замолкал, глаза становились грустными, а мимика скорбной. Я спросил у него, что произошло в его жизни за те два года, после нашей встречи. Он радостно сообщил о том, что у него всё благополучно. За это время он получил большую силу из Мекки и много помогает людям. Затем мы сделали коллективное фото. Аракул посадил меня рядом с собой из соображения, что он старейший и я старейший. Аракул консультировал желающих и его жена также консультировала желающих. Так одной участнице экспедиции, обратившейся к ней по поводу болезни матери, она рекомендовала молиться и закалывать 10 месяцев по одному барану в месяц. Участница экспедиции сообщила, что живёт в большом городе и там нет возможности закалывать баранов. Тогда ей было рекомендовано молиться и накормить 100 нищих в суфийском квартале Дели. Жена оракула периодически брала на руки своего внука, которого ей приводил сын. Было заметно, как игрой и укачиванием внука она восстанавливает свои физические и ментальные силы. Участников экспедиции она угощала чаем, пряниками, всем дала немного орехов и фиников. Мне завязала нитку на запястье правой руки.

Удовлетворённые встречей мы отправились в нашу гостиницу, чтобы переждав дневную жару, посетить главную мечеть Шринагара.

Вечерний намаз собрал множество прихожан. В мечети казалось нет свободных мест и ещё больше детей, мужчин и женщин отдыхали и развлекались в скверах возле мечети. Мужчины получили возможность осмотреть мечеть, тогда как женщины, участницы экспедиции были допущены только на женскую часть мечети — небольшой участок основного зала, отгороженный занавесью. Находящиеся в мечети люди были очень приветливы с нами, так же как и военные, следящие за порядком. В прошлое наше посещение, они отличались особой строгостью и некоторой напряженностью, тогда как сейчас были очень приветливы, и казалось, расслабленными.

Вечером, после ужина мы собрались на лужайке для обратной связи и медитации. Участники экспедиции говорили о том, что этот один день наполнен событиями, как целая жизнь! Утреннее посещение рынка дало энергию участникам нашей экспедиции. И, конечно, это событие для самих торговцев. Ведь весь день они работают на огородах и только утром общаются с коллегами и могут показать результаты своего труда. Большое впечатление на участников произвёл наш визит к оракулу. Многие говорили с ним о своих глубоких проблемах, сокровенных желаниях. И многие получили ответы, нашли свои пути. И маленькие подарки, который делал оракул каждому из нас, могли нести в себе особо значимые послания. Это как психотерапия, опосредованная через предметы. В суфизме есть доброта и есть свобода.

Затем мы занялись традиционной вечерней трансцендентальной медитацией. И отправились спать.

6 день, среда, 20 июля.
Чудесное тёплое утро. Их храма Трон Соломона разносится божественное пение. Индусы его называют баджан. Рано приехали в храм Трон Соломона. Прихожан совсем немного. Всё больше военные — мужчины и женщины. Само божественное пение в этом году исполняется другой группой прихожан. Пребывание в храме успокаивает и очищает. Долго медитировали на площадке у храма. В этот день мои мысли сосредотачивались на работе. На том, что важно сделать в ближайшие годы.

Когда мы уже покидали храм, нам навстречу шёл поток прихожан. Многие из них приехали на автомобилях и стоянка была переполнена машинами. Некоторые пришли пешком. В их числе были и паломники, как и мы, направляющиеся в пещеру Амарнат. В этом году во многих храмах можно увидеть растяжки, с надписями приветствий в адрес паломников Амарната.

Мы вернулись в наши гостиницы. И там на лужайке А.В. Сингх снова провёл для нас свою медитацию «Третий глаз». При медленном вдохе энергия входила в нас через нос вместе с воздухом, а так же через предполагаемое место третьего глаза. Участники ощущали синий или фиолетовый поток энергии в виде фонтана, входящий через третий глаз. Эта энергия двигалась по позвоночнику к низшейчакре. При выдохе же мы направляли энергию из низшей чакры по позвоночнику и она выходила через третий глаз. На выдохе произносили вибрацию «Ом». Когда мы дышим медленно и глубоко, наше сознание успокаивается, когда же поверхностно и часто — может возникать переживание тревоги.

Слушали медитативную музыку. Есть специальная музыка для успешного развития плода, а так же помогающая при различных заболеваниях. Вечером катались на лодках, прощались с озером. В этот день завершалось наше пребывание на озере Дал.

7 день, четверг, 21 июля.
Чудесное утро предвещало солнечный день. Мы разместились на лодках, чтобы отправится в храм Соломона. Участвовали в службе, затем встретились с монахом по имени Бат. Мы долго беседовали, попивая чай с мосолой. Он живёт с семьёй в городе Джамму. Периодически приезжает служить в храм Трона Соломона. Учился он непосредственно у индуистского монаха и уже 24 года служит. В данный храм начинают пускать прихожан с 6 часов утра. Прекращают пускать в 17 вечера. А те, кто вошёл на территорию храма, могут находиться в нём до 21 часа. На этом месте храм был построен пять тысяч лет назад. За всю его историю самым важным событием был приезд Шанкарачары 1400 лет назад. Он медитировал в пещере, достиг здесь состояния самадхи. И в этом состоянии, ему явился бог Шива. Пятьсот лет тому назад мусульмане часто разрушали индуистские храмы. У Трона Соломона разрушили только его верхнюю часть. Бат благословил нас для посещения пещеры Амарнат, сообщил, что во время паломничества важно думать о боге Шиве и его жене богине Парвати и молиться им. Затем Бат спустился с нами за блок пост и мы фотографировались. Прощаясь монах сказал:» Важно любить бога каждый день и он всё вам даст».

Удовлетворённые встречей, мы вернулись в наши плавучие гостиницы. Медленно завтракали, собирались и последний раз в эту экспедицию погрузились в наши лодки, чтобы переправиться на пристань. Там нас уже ждал автобус и джип. На протяжении всех дней нашего пребывания мы очень редко встречали людей с европейской внешностью. Впрочем, с каждым днём их становилось больше. Туристы из Европы начали возвращаться в это чудесное место.

8 день, пятница, 22 июля в 4.30 ещё задолго до рассвета проводили 21 участника экспедиции в паломничество. Всю дорошу пешком решили преодолеть 5 человек, на лошадях 6 человек и на вертолёте и затем на лошадях 10 человек. В 5.30 начало светать, солнце взошло в 6 утра, а вот из-за облаков над вершинами гор оно показалось в 7 часов. Вдруг все облака рассеялись и сразу же началось очень тёплое утро, предвещающее жаркий день. На рассвете мы долго медитировали, завернувшись в тёплое одеяло. В этот раз развилось особое состояние, когда удалось надолго удержать и продлить момент засыпания. Я находился более часа в медитативно -дремотном состоянии. Это сладостное состояние может сопровождаться грёзами, а может быть и свободным от них. Понятно, что такое состояние можно регулярно вызывать дома, как в момент засыпания, так и просыпания. Если тренироваться, то спонтанные грёзы можно перевести в грёзы управляемые. После выхода из данного состояния легче работать с глубинными, экзистенциальными темами. В частности с такими, как: основные потребности нашей жизни, особо значимые люди в нашей жизни.

«Медитацию грёз» можно проводить, находясь и во внутриутробной позе. Ведь во время внутриутробной жизни, когда мы находились всегда во внутриутробной позе, возможно грёзы у нас были частым явлением. Доказательством этому является то, как эмбрион улыбается, кажется своим переживаниям. Такая «Медитация грёз» несомненно станет важным дополнением наших психологических практик.

После завтра мы восьмером отправились гулять по долине. Долина прекрасна как всегда. Каждая гора неповторима в своей красоте и величии. Могучие хвойные деревья покрывают склоны, а выше ледники. Множество ручьёв с чистейшей водой стремительно стекают с гор, пополняя реку. За последние годы долина благоустраивается. Построена асфальтовая дорога, кемпинги, туристические тропы выложены камнем.

После обеда мы отдыхали и ждали наших паломников. Как мы и ожидали, первыми вернулись те, кто отправился на вертолёте и лошади. В 18 часов мы уже сидели в ресторане отеля и слушали их. Это была предварительная обратная связь. Обсуждать восхождение мы будем когда соберутся все. Участники. Члены экспедиции двигались в окружении индусов и постоянно чувствовали их внимание и помощь:» Нас оберегали и в физическом и в энергетическом плане». За весь день только один раз встретили европейцев и даже удивились их необычной внешности. Те, кто уставали могли сменить лошадь на носилки. Это самый комфортный и безопасный вид передвижения в паломничестве.

Между тем, уже стемнело, а автобуса с участниками экспедиции, совершавшими паломничество на лошадях всё не было. Мы волновались, ведь движение на тропе паломников прекращается с заходом солнца. Мы ожидали на улице возле гостиницы. Прибывали новые постояльцы. Свободных номеров в отеле явно не хватало.

Экспедиции в Индию 2012 года

18 научно-практическая психотерапевтическая экспедиция в Индию. Медитации и духовность Гималаев — 2.

Джамму и Кашмир (Шринагар, Джамму, пещера Вайшну-Деви, )

08-18 НОЯБРЯ

17 научно-практическая психотерапевтическая экспедиция в Индию. Медитации и духовность Гималаев 1.

Джамму и Кашмир (Шринагар, Сон-Марк, пещера Шивы, Амарнат)

15-25 ИЮЛЯ

 

Обращаться: Менеджер ЦС ОППЛ
Попова Екатерина Владимировна
, моб. + 7 (919) 763 6147, служ. +7 (495) 675-15-63