ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

На соискание авторского свидетельства ОППЛ. Максимова. Заявка.

КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ И НАГРАД ОППЛ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК
(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги

Название методики: «Со-творение»

Автор методики: Максимова Елена Владимировна, Действительный член и преподаватель межрегионального уровня Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Действительный член Национальной Федерации Массажистов

1. Определение.

"Со-творение" — методика системной телесно ориентированной терапии, опирающаяся на Теорию построения движений Н.А.Бернштейна.

Методика «Со-творение» используется для индивидуальной и групповой телесно ориентированной терапии. Кроме того, для простраивания детско-родительских отношений, внутри семейного общения, для объединения людей в рабочие группы — через работу с телом.

2. Сущность методики.

Идея о многоуровневой работе мозга высказывалась многими врачами, физиологами, психологами XVІІІ, XІX, ХX в. — Сеченов, Орбели, Выготский, Пиаже, Инхельдер, Эриксон и др. Наиболее полно уровни работы мозга разобраны Н.А.Бернштейном на примере построения движений ("О построении движений", 1947 г.).

Многие ученые считают, что уровни построения движений можно рассматривать и как уровни физиологической регуляции нашего тела, и, соответственно, как уровни построения психики человека (Гиппенрейтер Ю.Б., Зинченко В.П., Величковский Б.М. и др.).

При многих психологических проблемах или, даже, психических расстройствах, первичными являются нарушение восприятия или движения/поведения — того или иного уровня построения движений. Соответственно и терапевтическая работа должна строится поуровнево — от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза к формированию эфферентного ответа (движения/поведения).

Методика работает не с отдельными телесными нарушениями и зажимами, а выравнивает построение тела (и, соответственно, психики) в целом.

Основные положения методики:

Основные принципы и последовательность работы:

Основные процессы:

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

  1. Интервью — формирование запроса, сбор анамнеза.
  2. Диагностика особенностей восприятия и движения.
  3. Работа с телом клиента через «Со-творение».
  4. Индивидуальные упражнения.
  5. Обратная связь.

3. Теоретические и методологические аспекты

Методика опирается на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.

Основная идея — движение и врожденные свойства тела являются основой построения не только самого тела, но психики человека. Каждый уровень построения движений имеет не только свои особенности афферентного и эфферентного синтеза, но формирует собственные особенности эмоционального и психического реагирования, особенности социального взаимодействия членов общества, включая социальные взаимодействия внутри семьи.

Кроме пяти уровней, описанных Н.А.Бернштейном, мы, внутри нашей практической работы, обнаружили еще один уровень регуляции. Мы назвали его V, поскольку филогенетически он соответствует червям (лат. Vérmes).

Ниже мы коротко разбираем особенности каждого из уровней построения движений и их влияние на психику человека.

А — Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций. Слияние.

Основные свойства уровня А:

Афферентный синтез — глубокая чувствительность и вестибулярная рецепция отолитовых аппаратов. В норме мы активизируемся от гравитации.

Эфферентный синтез — активность и тонус тела. Напряжение тела. При перетекании волны напряжения тело «прозрачно». Позно-тонические ответы — опорные, осевые, вестибулярные.

Строение тела и движений — прозрачность — от места воздействия волна ответа распространяется во все стороны (образ расширяющегося шара). Используются, в основном, постуральные мышцы тела — те, что атрофируются у космонавтов, во время полетов в невесомости.

Психика. Глубокая чувствительность уровня А считается основой Я-сознания (хотя формируется сознание выше — на уровне С). Телесная тоническая целостность как основа целостности психической. Устойчивость тела как основа устойчивости психической, эмоциональной стабильности. Ось тела, как основа стержня личности. Целостная поза тела как основа целостной позиции.

Общение этого уровня — тоническое единение двух тел. Такое единение делает тела тонически прозрачными при восприятии.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики — Комфортно/не комфортно.

Основная рабочая фраза: «Разрешить себе БЫТЬ».

В телесной терапии работаем - от запястьев.

При хорошо включенном уровне А мы сливаемся с миром, но отделяем себя от мира, включая, находящихся в нем, людей.

Уровень V — Автономная (вегетативная) нервная система (Брюшко). Со-чувствие, со-переживание.

В целом — это регуляция обмена веществ тела человека, поддержание постоянства внутренней среды. В частности — автономная регуляция дыхания, пищеварения, терморегуляции, кровообращения тела. А также регуляцию возбудимости и течение автоматических процессов внутренних органов тела и самой центральной нервной системы.

Основные свойства:

Афферентный синтез — глубокая чувствительность, висцеральная чувствительность. В норме мы активизируемся от питания, пищеварения, потребления кислорода и т.п. процессов тела.

Эфферентный синтез — автономная регуляция функционирования внутренних органов.

Строение тела и движений — пока не очень понятно, есть ли самостоятельные движения этого уровня регуляции.

Психика — При включенном Брюшке мы чувствуем друг друга даже на расстоянии — возникает эмпатия.

Общение этого уровня — эмпатия.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики — человек чувствует эмоциональное состояние другого человека. Брюшко работает и как стабилизатор эмоционального состояния — амортизирует возмущения при эмоциональных вспышках (включая вспышки и от всех более высоких уровней построения).

Основная рабочая фраза: «Разрешить себе ЖИТЬ». Слова «жизнь» и «живот» — имеют один корень.

Со-чувствие.

В телесной терапии работаем - от запястьев.

При хорошо включенном уровне Vмы чувствуем настроение и эмоции отдельного человека или групп людей.

В — Уровень синергий и штампов или таламопаллидарный уровень. Со-движение.

Основные свойства:

Афферентный синтез — вся телесная чувствительность (глубокая чувствительность, поверхностная чувствительность, висцеральная чувствительность), сигнальная рецепция зрения и слуха (периферическое зрение, периферический слух). В норме мы активизируемся от изменений во внешней среде — изменения температуры, движения воздуха (ветер), давления и т.п.

Эфферентный синтез - врожденные и приобретенные автоматизмы движения, мышления, поведения.

Строение тела и движений — Работают огромные мышечные ансамбли. В движении тело строится с опорой на короткие и длинные диагонали тела. Используются постуральные и проксимальные мышцы тела. Ритмичность, реципрокность, повторяемость. Движения идут автоматически, не сознательного контроля. Движение практически не утомляемо и очень красиво.

Психика. Движение в стае (на уровне D — основа коллективного бессознательного). Движения ласки. Становление автоматизмов восприятия и принятия решений — интуиция. Автоматизмы движения, поведения, мышления, включая автоматизмы бытового интеллекта.

Общение этого уровня — объединение в движении, со-движение. Движения могут быть одновременными (склеивание двух тел в одном движении) или чередоваться.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики — Удовольствие/ не удовольствие, вплоть до страха. Радость жизни.

Основная рабочая фраза: «Разрешите телу двигаться так, как оно хочет»; «Умное тело само знает, что делать и как себе помочь».

В телесной терапии работаем - от запястьев.

При хорошо включенном уровне — неосознанное вписывание в мир внутри движения, включая свободное движение в толпе людей.

С — Пирамидо-стриальный уровень пространственного поля. Со-делание, со-внимание.

Основные свойства:

Афферентный синтез — восприятие реальных целей, объектов пространства. Восприятия мира от себя. Вся телесная рецепция и теле-рецепция тела человека. Объединяются все виды и модальности восприятия. Гештальпт объекта. Выделение и разглядывание, ощупывание целостного объекта. Слежение за целью.

Эфферентный синтез — движения достижения реально воспринимаемой цели.

Строение тела и движений. С-движения строятся от точки центрирования нашего тела — схема Головонога. Используются постуральные, проксимальные и дистальные мышцы тела (кисть и пальцы). Движения скручивания — спирали вдоль длинных осей. Движения уровня С мы чувствуем и контролируем (необходима сохранность А уровня). Переключение по органу — схватить и удержать можно рукой, ногой, зубами.

Психика и поведение. Восприятие реального тела в реальном мире становится основой
целостного сознания (восприятие СЕБЯ) — Я/не Я; МОЕ/НЕ МОЕ; МЫ.

Нет НАДО — только ХОЧУ/НЕ ХОЧУ (основа речи, мышления, творчества).

Подражание и запечатление. Семья и воспитание детей. Выделение Лидера — внимание на лидере, послушание лидеру. Умение ударить или отстоять свое. Охота. Инстинкт собственника. Собирательство (потом, от уровня Е — собирательство знаний). Гнездо. Комфортное поведение. Украшательство.

Общение этого уровня — со-внимание к общей цели, общий интерес, внимание друг к другу. Всегда только искренне. Раппорт в общении. Со-делание. Соблюдение очередности. Мимика и интонации.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики — Любопытство, удивление (основа науки и творчества). Радость достижения цели/разочарование. Кураж на препятствия. Интонированное звучание.

Основная рабочая фраза: «Я в реальном теле и в реальном мире».

В телесной терапии работаем - кистью руки и пальцами.

При хорошо включенном уровне — четкий контроль реального мира.

Д — Теменно-премоторный уровень действий.. Со-трудничество.

Основные свойства — восприятие и движение/поведение происходят в представляемом пространстве и мире

Афферентный синтез — Восприятие внутри представляемого мира. Восприятие целостных ситуаций, топологий (знаков) и схем. Восприятие себя внутри представляемого мира. Объединяются все виды и модальности восприятия. Гештальпт ситуации или схемы. Возможны иллюзии, плацебо-эффект, гипноз.

Эфферентный синтез — Движения внутри представляемого мира. Поведение внутри представляемых схем и ситуаций. Законченность действий. Право_леворукость. Перенос по навыку.

Строение тела и движений. Используются постуральные, проксимальные, дистальные мышцы тела и тонкие мышцы, идущие к кончикам пальцев. Тонкие движения. Текучее, послушное тело. Здесь строятся высшие автоматизмы — движений и поведения.

"Потребное будущее" - сначала движение представляется, потом делается. Действия с предметами. Речь — как называние ситуаций.

Целостность и послушность реального тела (сохранность уровней А, V, В и С) на этом уровне становится основой — восприятия и поведения человека в мифологических или представляемых ситуациях — основой Роли и ролевого поведения. Иначе формируется «придуманное» тело, которое зависит от окружения и принятых на себя Ролей — одно и то же тело в роли Воина жестко, в роли Шута — текуче.

Психика и поведение. Осознание СЕБЯ внутри представляемого мира. Понимание мотивов собственного поведения. Воля и выбор.

Мифологичность мышления и сознания. Коллективное бессознательное.

Знаки, жесты, речь.

Культура — поведение как НАДО, как все. Социальная ссылка. Роли и маски. Запечатление и обучение. Предметы заместители. Вожак — забота о других.

Легко тормозит движения всех нижележащих уровней, простраивая поведение как НАДО (отсюда все основные телесные блоки).

Общение этого уровня — всегда внутри целостной ситуации. Общение как НАДО, как положено. Возможен обман.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики — чувства стыда, вины. С другой стороны, «не пойман, не вор». Называние эмоций. Понимание эмоций. Эмоции как знаки. Эмоциональное выражение как НАДО. Ожидаемые эмоции.

В телесной терапии работаем — кончиками пальцев. Здесь с телом можно разговаривать и оно «отвечает». Представляемые воздействия.

Я — как человек культуры.

Группа уровней Е — уровни интеллекта и творчества. Со-зидание, со-творчество

Основные свойства — целостность, понимание и личностная ответственность. Мир безграничен.

Афферентный синтез — Понимание. Восприятие внутри реального или придуманного мира. Объединяются все виды и модальности восприятия. Возможен полный отрыв от реального восприятия — восприятие задачи и ее решение «в уме». Реальное восприятие, опыт — держат связку мышления и реальности.

Эфферентный синтез — мышление, в том числе абстрактное. Возможен полный отрыв от реальной ситуации, реального мира (наука, творчество и т.п.). Проверка гипотеза практикой. Понятия, обобщения, метафоры. Символы. Все виды речи. Автоматизмы мышления и речи (при сохранности уровня В). Наука. Искусство.

Строение тела и движений — тело целостно, прозрачно, «светится»

Психика. Личностная ответственность. Трансцендентальное осознание себя как существа мыслящего. Принципы. Равенство всех. Саморазвитие. Учитель.

Общение этого уровня — вокруг общей идеи — со-думание. В том числе, мысленный разговор с собой. Нет границ пространства, общения. Со-зидание, со-творчество.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики — Понимание эмоций. Понимание (прекрасного, красоты, гармонии, комического, трагического..). Интеллектуальные чувства. Совесть, честность, человечность, добродетель. Возможны придуманные эмоции внутри придуманного мира фантазий (художественная литература, музыка. живопись…)

Единение с миром — Я, как человек МИРА.

В телесной терапии работаем — через представления или творчество.

Диагностику начинаем с самого нижнего уровня построения движений (уровня А), просматривая и отмечая наличие/отсутствие описанных выше особенностей функционирования уровня. С него же мы начинаем терапию. Далее последовательно работаем со всеми вышележащим уровнями (если на них есть запрос клиента).

Во время терапии мы видим очень тесную связь, даже зависимость, уровней А и С, В и Д. Уровень V — помогает простраивать вертикальные связи уровней между собой. Поэтому начинать работать с более высокими уровнями, при непростроенных нижних — работа трудоемкая и часто не приносящая результатов).

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

Основной психотерапевтический подход — системная телесно ориентированная терапия, опирающаяся на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.

При этом мы можем использовать любые телесные техники, как упражнения, для активитизации или автоматизации движений каждого уровня построения движений.

Но, начиная с уровня D, становится возможным применение и других методов психокоррекции — это практически любые методы, использующие представления.

5. Основные отличия от родственных методов.

В основе метода лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно и психики, человека. Поэтому и диагностика и терапия строятся поуровнево, от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза каждого уровня к построению синтеза эфферентного (движения, поведения).

Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений.

Методика интегрирует в себе разнообразные техники телесной терапии, используя их внутри описанного выше, системного подхода.

Работа через со-единене с телом клиента — через со-творчество. Мы не «чиним» клиента, а присоединяясь к нему, вызываем, стимулируем его собственные процессы восприятия, регуляции, восстановления, движения и поведения.

Ближе всего к нашему методу — нейропсихология. Но нейропсихология создавалась А.Р.Лурией в то время, когда теория Н.А.Бернштейна была под запретом, хотя по воспоминаниям современников, он ее хорошо знал. Поэтому в нейропсихологии сохранился только уровень А — как первый блок мозга. Остальные уровни не выделяются.

В кинезиологии работа ведется через уровень D — как разговор с телом.

6. Показания, противопоказания и границы применения методики:

6.1. Показания:

Психологические трудности в пределах клинической нормы (консультирование):

  1. Напряжения и зажимы тела, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость.
  2. Жалобы на нарушения восприятия себя, потери себя в мире — без диагностируемых неврологических или психологических расстройств.
  3. Нарушения детско-родительских отношений, или нарушение психологического состраивания внутри семьи.

В качестве развивающей практики (коучинг, тренинги):

  1. Осознание возможностей собственного тела, вложенных в него природой
  2. Понимание тела, как основы формирования психики человека.
  3. Знакомство с возможности состраивания, сотворчества внутри пары терапевт/клиент, родитель/ребенок и т.п., вложенными в нас природой.

6.2. Противопоказания:

Абсолютные:

Относительным противопоказанием является:

6.3. Границы применения методики:

Методика Со-творение применяется, когда в запросах клиентов выявляются:

  1. Жалобы, связанные с проблемами тела — эмоциональные или тонические зажимы, постоянные или временно возникающие напряжения в теле, эмоциональная или психическая лабильность, неустойчивость,
  2. Жалобы, связанные с проблемами взаимодействия с близкими людьми.

Т.е. мы работаем с реальными нарушениями восприятия (например, вторичное или запредельное торможение — как при психотравмах) и движения (при тонических эмоциональных блоках) тела.

Но не работаем с нарушениями представляемыми — например, в роли Работницы напряжения и боли есть, а в роли Принцессы они припадают. Или когда нарушения семейных отношений связаны с нарушениями внутри семейной системы, или с представлениями о том, какую роль в семье должен играть тот или иной член. Этим клиентам мы рекомендуем использовать методики Театра архетипов, Сказкотерапии, Системных семейных расстановок и др.

С другой стороны, метод Со-творение может быть использован как вспомогательный при работе в любыми методиками психологической коррекции, где требуется клиенту помочь найти себя, свое место в пространстве окружающего мира, в том числе окружения человеческого.

7. Основные используемые труды

  1. Айрес Д.Р., при участии Д. Роббинса. Ребенок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем развития, с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. Теревинф, 2009.
  2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Назарова Л.С., Семенович А.В., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
  3. Архипов Б.А. Зритльно-моторное пространство ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (диагностика и реабилитация, детей растущих вне семьи) М., 1995.
  4. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.
  5. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003.
  6. Блум Ф., А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер — Мозг, разум и поведение [1988, CHM].
  7. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М.: Владос, 2000.
  8. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  9. Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Издательство «Смысл». Москва, 1998
  10. Величковский Б.М. Функциональная структура познавательных процессов: Дисс. ...докт. психол. наук. М.: МГУ, 1986.
  11. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
  12. Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. Пер. с англ, под ред. И. Старых-К: «София»; М.: ИД «София», 2003. -176 с.
  13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2003.
  14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. — 336 с.
  15. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.А. Регуляция позы человека. «Наука», М., 1965. — 256 с.
  16. Григорьев А.И. и др. Роль опорной афферентации в организации тонической мышечной системы // Рос. Физол. Ж. им И. М. Сеченова, 2004. Т. 90, № 5 С. 508-521.
  17. Зинченко В.П. Послесловие. // Биомеханика и физиология движений. Под ред. В.П.Зинченко. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. — 608 с.
  18. Зинченко В.П., Леви Т.С. Психология телесности между душой и телом. — М.: АСТ , 2007.
  19. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. Психология телесности между душой и телом. АСТ, АСТ Москва, 2007 г.
  20. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб, М., 2004.
  21. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002.
  22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., М., Харьков, Минск, 2001.
  23. Журавлев И.В., Тхвостов А.Ш. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели // Психол. ж., 2004. — Т.24. — №3. — С.5-12.
  24. Кабанов А.Л. «Опорность» как принцип развития координации движений в борьбе // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 9. -C. 36-38.
  25. Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962.
  26. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2003.
  27. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. БГК им И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
  28. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М., Алетейна, 2000.
  29. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. — Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.
  30. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  31. Тимошенко Г.В., Леоненко Е. А. Работа с телом в психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2006.
  32. Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
  33. Узнадзе Д. Психология установки. Питер, 2001.
  34. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности / Под редакцией А. С. Батуева. Л., 1987.
  35. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002.
  36. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. — 400 с.
  37. Юнг К.Г. Психологические типы. — Мн.: ООО «Харвест», 2003. — 528 с..
  38. Палмер Д., Палмер Л.. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. — СПб., 2003.
  39. Тримбл.М.Б. Психические аспекты головокружения. // Головокружение, ред. М.П.Дикс, Дж.Д.Худ, М. 1987.
  40. V. Vojta, A. Peters. Das Vjjta-Prinzip. Springer-Verlag, 1992.

Реквизиты для взаимодействия:
Елена Владимировна Максимова
e-mail: , тел. 8 (916) 188-28-49